Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Владимирская (Волоколамская)

Богоматерь Владимирская (Волоколамская)
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

1572 г.

109 × 75 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. ВП 23; КП 4465

См. в «Галерее»:

 Царство и Царствие 2002 

6. БОГОМАТЕРЬ ВОЛОКОЛАМСКАЯ
1572 г.
Из Иосифо-Волоколамского монастыря
109 × 75
Музей имени Андрея Рублева

Икона является списком с чудотворного образа «Богоматери Владимирской» XII века, сделанным по заказу Григория Бельского (Малюты Скуратова), ближайшего сподвижника Ивана Грозного, для Иосифо-Волоцкого монастыря. Исполненный в Москве, список с иконы «Богоматери Владимирской» был принесен в Иосифо-Волоколамский монастырь 2 марта 1572 года. История создания иконы и принесения ее в Иосифо-Волоколамский монастырь была изложена в особом «Сказании о Сретении иконы Богоматери Владимирской и о дьяке Петре», созданном вскоре после 1572 года. В качестве последнего, двенадцатого чуда это сказание присутствует в третьей редакции жития преподобного Иосифа Волоцкого (основателя монастыря), составленной около 1593 года — в связи с установлением его общерусского почитания при царе Федоре Иоанновиче. Согласно «Сказанию», слуги Малюты Скуратова, сопровождавшие икону, хулили по дороге монастырь и его обитателей. Когда икона оказалась в монастыре, один из них (дьяк Петр) был поражен внезапной смертью — он погиб, ударившись о железную дверь. Однако, благодаря заступничеству Богоматери, он воскрес и раскаялся, а вместе с ним раскаялись и другие слуги (один из них даже принял монашество под именем Феодосия).

Связь Малюты Скуратова и его рода с Иосифо-Волоколамским монастырем подтверждается многими историческими свидетельствами. Первый вклад «на помин души родителей» — инока Леонида и инокини Варсонофии — был сделан Малютой за пять лет до смерти, в 1568 году. Существовали и особые «царские» вклады на помин души самого Малюты, сделанные уже после его смерти. Согласно записной книге Иосифо-Волоколамского монастыря, в 1570 году, в Москве, игумену монастыря Леониду были переданы Малютой Скуратовым драгоценная церковная утварь, шитье и два колокола. Все эти предметы были, очевидно, награблены Малютой при разорении Новгорода в 1570 году. Так, при участии самого Малюты был разорен новгородский Сырков монастырь и казнен его основатель Федор Дмитриевич Сырков. Собор Сыркова монастыря был выстроен в 1548 году в честь Сретения иконы Богоматери Владимирской, причем храмовая икона Богоматери Владимирской была прислана из Москвы. Не исключено, что Малюта заказал копию с «Владимирской» для Иосифо-Волоколамского монастыря, подражая деяниям казненного Федора Сыркова. Заказанный Малютой Скуратовым список древней чудотворной иконы был дополнен изображениями венца и очелья, украшенного жемчугом. Они воспроизводят драгоценный оклад Богоматери Владимирской в том виде, который он получил после обновления, осуществленного в 1566 году при Иване Грозном. На полях иконы вверху были написаны образы архангелов Гавриила и Михаила в медальонах, внизу — митрополитов Петра и Ионы. Письмо ликов на иконе «Богоматери Волоколамской» имеет темный, зеленовато-коричневый тон, характерный для живописи второй половины XVI века. Глубокие складки на лбу, над переносицей и под глазами придают лику Богоматери страдальческое выражение. Ее скорбный лик напоминает о грядущих страстях Христовых, об искупительной жертве — основной теме иконографического типа Богоматери Умиление.

Литература