Наверх (Ctrl ↑)

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Русский Север

Вторая половина XVII в.

Дерево, темпера.
141 × 118.5 см

Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск, Россия
Инв. 1295-ДРЖ

Происходит из Троицкой церкви села Нёнокса Архангельской области.

См. в «Галерее»:

 Комашко, Саенкова 2007 

 
с. 316
¦
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием
Вторая половина XVII века. Русский Север
141 × 118,5 см. Дерево, темпера
АОМИИ, инв. № 1295-ДРЖ
Из Троицкой церкви в с. Нёнокса Архангельской обл.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие — основатели Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове. Преподобный Савватий (ум. 1435) — постриженик Кирилло-Белозерского монастыря, откуда он перешел в Преображенский монастырь на Валааме. В 1430-х годах в поисках уединения вместе с монахом Германом с Выга поселился на Соловках. Через некоторое время Герман ушел на Онегу, и св. Савватий остался на острове один. Предчувствуя свою кончину, он вернулся на материк, на карельский берег, где умер в деревне Сороки. Год спустя монах Зосима, уроженец Обонежья, встретив Германа, узнал об этом острове, и они вместе вновь поселились там. Со временем здесь возник монастырь, игуменом которого в 1452 году стал св. Зосима. При нем на Соловки были перенесены мощи св. Савватия и началось его местное почитание. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие канонизированы Московским собором в 1547 году. Память св. Савватия отмечается 27 сентября / 10 октября, св. Зосимы — 17/30 апреля.

Первый парный образ свв. Зосимы и Савватия написан в 1478 году игуменом Досифеем, который также составил их Житие. Со временем его текст подвергся многочисленным переработкам и дополнениям. Житийные иконы святых известны с середины XVI века; первое упоминание о таком образе, находившемся в Соловецком монастыре, относится к 1549 году. Существует множество сюжетов, связанных с посмертными чудесами преподобных, и потому их подбор в клеймах житийных образов всегда индивидуален.

Клейма:

  1. Свв. Савватий и Герман воздвигают хижину на Соловецком острове
  2. Ангелы секут жену рыбака, поселившегося на острове
  3. Причащение св. Савватия игуменом Нафанаилом на реке Выг
  4. Преставление св. Савватия
  5. Приход свв. Зосимы и Германа на Соловецкий остров
  6. Видение св. Зосиме церкви «прекрасной вельми»
  7. Искушение св. Зосимы бесами
  8. Ангелы приносят св. Зосиме еду
  9. Возвращение св. Германа в обитель
  10. Поставление св. Зосимы в игумены
  11. Чудо о просфоре
  12. Перенесение мощей св. Савватия с реки Выг на Соловки
  13. Преставление св. Зосимы
  14. Явление св. Зосимы старцу, мучимому бесами
  15. Беседа свв. Зосимы и Савватия (?)
  16. Чудо о Василии, укравшем монастырские вещи
  17. Видение пономарю Дионисию летящих огнекрылых ангелов — свв. Зосимы и Савватия
  18. Чудо свв. Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю «в црене» (на железном плоту) с. 316
     
    ¦


Клейма


14 Явление св. Зосимы старцу, мучимому бесами

16 Чудо о Василии, укравшем монастырские вещи

18 Чудо свв. Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю «в црене» (на железном плоту)

Литература