Наверх (Ctrl ↑)

Первое и второе обретение Честной главы Иоанна Предтечи, с Ангелом-Хранителем и мучеником Уаром на полях

Первое и второе обретение Честной главы Иоанна Предтечи, с Ангелом-Хранителем и мучеником Уаром на полях
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Гуслицы (?)

Последняя четверть XIX в.

Дерево, темпера.
17.6 × 14.7 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 5159/3

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Глава Иоанна Предтечи — одна из самых почитаемых реликвий Христианского мира. Ее история сложна и запутана. В Сказаниях и речах об Обретениях главы Иоанна Предтечи, появившихся около X века и приписываемых Симеону Метафрасту, повествуется, что после казни Иродиада опасаясь воскресения святого, закопала его главу в своем дворце. Во времена императора Константина (306–337) двое монахов, совершавших паломничество в Иерусалим, после явления одному из них во сне Иоанна Предтечи, нашли его главу. Так состоялось первое обретение.

Вскоре глава попала в руки горшечника из города Эмесы. Перед смертью он заключил реликвию в драгоценный сосуд. Переходя от владельца к владельцу, глава попала в руки арианину Евстафию. Он пытался использовать происходившие от нее чудеса исцеления в свою пользу, но был разоблачен. Перед тем, как скрыться, он вновь закопал главу. В правление императора Маркиана (450–457) архимандриту Эмесы во сне было видение Иоанна Предтечи, указавшего место захоронения своей главы. Так она была обретена во второй раз. Третье обретение произошло в середине IX века и было связано с победой иконопочитателей над иконоборцами и торжественным перенесением реликвии в Константинополь.

Первые два обретения отмечаются в один день и их иконография часто неразличима. Икона из собрания Музея имени Андрея Рублева соответствует схеме первого и второго обретений. На ней представлены два монаха, нашедшие главу Иоанна Крестителя. На заднем плане, в просвете виден Иерусалим, куда направлялись монахи из истории о первом обретении, при этом глава изображена помещенной в драгоценный сосуд, что соответствует деталям второго обретения.

Традиционная манера письма, колорит с преобладанием коричневых тонов и розово-красным цветом фонов у фигур на полях, витиеватый шрифт надписей позволяют отнести это произведение к старообрядческой художественной традиции подмосковных Гуслиц, расцвет которой пришелся на последнюю четверть XIX столетия.