Наверх (Ctrl ↑)

Икона Богоматери «Неувядаемый цвет»

Икона Богоматери «Неувядаемый цвет»

Школа или худ. центр: Москва

Первая половина XVIII в.

Дерево, темпера.
125 × 53.5 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 2899

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Иконы «Богоматерь Неувядаемый цвет» стали появляться в восточно-христианском искусстве не ранее XVII века. Богоматерь с Младенцем может быть представлена на них восседающей на троне, по пояс или в рост. Объединяет эти иконы наличие процветшего жезла, гирлянд или вазонов с цветами. Эти мотивы были почерпнуты из западноевропейского искусства, где изображение каждого вида цветов наделялось собственным символическим значением. Название «Неувядаемый цвет» восходит к тексту «Благодарного канона» Иосифа Песнописца, в котором это один из эпитетов Богородицы, отсылающий к ветхозаветным прообразам: «Древу Иесееву» и процветшему «Жезлу Ааронову».

В России наибольшей известностью пользовался образ «Богоматери — Неувядаемый цвет» московского Алексеевского девичьего монастыря, прославившийся после 1757 года.

Икона из собрания Музея имени Андрея Рублева была создана до прославления образа из Алексеевского монастыря. Богоматерь представлена в рост, стоящей на херувимах, в белом плате, с лилией, символом девства, в руках; Младенец держит в руке сферу — «державу» — символ власти. Вероятно, все эти особенности опираются в качестве источника на европейскую гравюру.