Наверх (Ctrl ↑)

Распятие Христово

Из праздничного чина

Распятие Христово
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Ярославль

Середина XVII в.

Дерево, левкас, темпера.
88 × 63 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 777

Происходит из Вознесенской церкви села Марково Борисоглебского района Ярославской области.

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

В иконе использован традиционный вариантов изображения Распятия. Крест, на котором распят Христос, установлен за стенами Иерусалима на горе Голгофе. В ее основании лежит череп Адама. У креста — Мария и Иоанн Богослов: по тексту Евангелия от Иоанна, перед смертью Христос вверил Богоматерь заботам своего любимого ученика (Ин. 19 : 26–27). Рядом с Богородицей представлены жены, следовавшие за Иисусом из Галилеи. Возле Иоанна — Лонгин сотник, признавший: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15 : 39). В то же время здесь есть и некоторые композиционные особенности. Во-первых, это практически прямое положение Христа на кресте, в то время как повсеместное распространение имела иконография, где которой тело Христа имеет изгиб, чаще всего очень значительный. Примеры икон с прямым положением Спасителя в XVII веке встречаются очень редко. Ещё одной особенностью являются сильные и обильные потоки крови, изливающиеся из ран Христа на ребрах, ладонях и ступнях. Как правило, такая деталь встречается в более поздних иконах, следующих западным образцам, где подчеркиваются мученичество и телесные страдания Господа, тогда как здесь Спаситель выглядит спокойно и даже умиротворенно. Подобная иконография Распятия — с прямым положением тела Христа, с очень высокой иерусалимской стеной на заднем плане, с вытянутыми пропорциями — будет распространена в более позднее время в старообрядческих мастерских. Возможно, на нее повлияли иконы, схожие с рассматриваемой.

В XVII веке композицию «Распятия» часто дополняли изображением необычного астрономического явления, описанного в Евангелии от Луки (23 : 44, 45) и Апокалипсисе (6 : 12): темнеет небо, меркнет Солнце, и Луна становится кровавой.

Письмо ликов с яркими белильными высветлениями по коричневому санкирю и их типы характерны для произведений ярославских мастеров середины XVII столетия. Формат и размеры иконы свидетельствует, что она предназначалась для праздничного ряда иконостаса.


Литература