Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Одигитрия, с преподобным Иоанном Лествичником

Богоматерь Одигитрия, с преподобным Иоанном Лествичником
Изображения с более высоким разрешением:

Конец XV в.

64 × 49 × 2.6 см

Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда, Россия
Инв. 7813

Происходит из церкви Входа в Иерусалим в Каргополе.

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982, с. 328-329 

 
с. 328
¦
67. Богоматерь с младенцем, типа Грузинской
(стр. 138; илл. стр. 534)
Вологодский областной краеведческий музей, инв. 7813.
Конец XV в.
64 × 49.

Происхождение. Из церкви Входа в Иерусалим в Каргополе. Привезена экспедицией Вологодского музея в 1925 г.

Раскрыта неполностью в Вологде А. И. Брягиным в 1927 г. Остаток записи в левой нижней четверти иконы удален в ГЦХРМ в 1965–1967 гг. И. М. Громовой и С. В. Ямщиковым.

Доска липовая, из двух частей, скреплена двумя новыми односторонними несквозными шпонками в старых пазах. Ковчег, паволока.

Сохранность. Левый нижний угол — плечо Богоматери и почти вся кисть ее руки, кроме пальцев, — являются поздней вставкой. Другая большая вставка занимает нижнее поле. Имеются вставки и на изображениях Христа и Иоанна Лествичника. Золото фона в значительной степени утрачено. Опушь на верхнем поле новая. Доски вдоль стыка слегка стесаны (видно несовпадение контуров на щеке и ключице Богоматери).

Описание.

Богоматерь представлена по пояс, склоненной вправо (от зрителя). Ее правая рука перед грудью, на левой восседает Христос, благословляющий, со свитком. Чепец и хитон Богоматери — зеленые, с резкими высветлениями в два тона и белильными бликами. Мафорий лилово-коричневый, с охряными окаймлениями. Изнанка мафория розовая (киноварь в разбеле), тени на ней — чисто киноварные, высветления и блики белильные. Христос в белом хитоне с киноварным орнаментом в виде кринов и розеток. Клав на хитоне темно-зеленый. Гиматий охряной, с коричневыми контурами и желтым ассистом.

Лики написаны плотной и светлой, сильно разбеленной охрой, по светло-оливковому санкирю, с подрумянкой и тонкими параллельными «движками». Фон золотой. Нимб золотой, отделен от фона графьей и канфаренными точками. На нимбе процарапан орнамент в виде вьющегося стебля с отростками, он образует с. 328
с. 329
¦
сердцевидные фигуры. На верхнем поле сохранилась широкая киноварная опушь, на боковых — узкая. На фоне слева вверху — фигура Иоанна Лествичника в рост, на поземе, в позе предстояния. Он в желтом хитоне с зеленым аналавом, в лиловой монашеской мантии. Фигура написана иным приемом, чем основное изображение, тон лика серо-зеленый, блики положены дрожащей рукой, тип лика и живописи напоминают северные произведения XVI в. Надпись слева от головы Иоанна красной краской:

Справа на фоне иконы золото счищено; там видна графья, изображающая голову и плечи старца, в ином масштабе, чем фигура Иоанна Лествичника. Старец также обращен к Богоматери. Над этой фигурой на верхнем поле следы надписи («тень» на золоте):

(«священномученик Христов»). Во второй строке надписи было имя, от которого осталась только буква «Т». По предположению Н. И. Федышина, это «Антипа».

Надписи при основном изображении:

Сделаны темной густо положенной красной краской, как и при фигуре Иоанна Лествичника, и очень сильно стилизованы.

Иконография.

По иконографической схеме основное изображение совпадает с иконой из д. Усть-Колода (Кубово) в Музее изобразительных искусств Карельской АССР (см. кат. № 43).

Фигура Иоанна Лествичника (у Н. А. Деминой и в каталоге выставки 1970 г. он ошибочно назван Таинником) соименна заказчику или связана с местным почитанием, посвящением храма или придела. В иконе Вологодского музея дана как бы сокращенная редакция той иконографической схемы, которая представлена в иконе «Богоматерь Одигитрия», с избранными святыми, середины XV в., из Троице-Сергиевой лавры1. По иконографическому изводу близкую аналогию иконе Вологодского музея составляет «Богоматерь Грузинская» с Василием Великим на фоне, 1527 г., из с. Бережная Дуброва, в Архангельском музее изобразительных искусств (с тем отличием, что святой дан по пояс, фронтально) (илл. стр. 329).

Датировка и атрибуция.

В литературе принято относить икону к новгородской живописи второй половины XV в. В настоящем издании предложена более узкая датировка — концом XV в. — на основании стилистических признаков (графичность изображения, «лакированная» поверхность живописи, сухие тонкие «движки»). Ср. с иконами

Появление новгородской иконы в Каргополе закономерно, поскольку этот северный город входил в состав Новгородской епархии2.

Особняком стоит мнение В. К. Лауриной, относящей икону Вологодского музея к тем произведениям, которые «сильно переписаны и сохранили от древней живописи лишь незначительные фрагменты, не дающие оснований для определения школы и времени создания»3.

Выставки.

Литература.

с. 329
 
¦


Литература