Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Одигитрия

Богоматерь Одигитрия
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Вторая половина XV в.

66.5 × 49.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 13483

Из собрания С. П. Рябушинского.

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 258
¦
34. Богоматерь Одигитрия
(стр. 108; илл. стр. 467).
ГТГ, инв. 13483.
Вторая половина XV в.
66,5 × 49,5.

Происхождение. Из собрания С. П. Рябушинского. Поступила в ГТГ в 1930 г. из ГИМ.

Раскрыта во время пребывания в собрании С. П. Рябушинского. Воспроизведена у П. П. Муратова [1914] в раскрытом виде, но с пятнами потемневшей олифы.

Доска липовая, из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег. Паволока.

Сохранность. По контуру фигур — широкие полосы неудаленной почерневшей олифы. Весь золотой фон покрыт неровными пятнами потемневшей и покрасневшей олифы. Следы олифы также на одежде. Красные надписи поновлены или полностью написаны заново. Возможно, что фон, нимб и опушь также поновлены. На правом колене Христа — вставка позднего грунта. Гвозди и следы гвоздей от венцов.

Описание.

Богоматерь, с широким торсом и относительно небольшой головой, представлена по пояс, фронтально, голова чуть повернута, правая рука перед грудью. На левой руке фронтально восседает младенец Христос, благословляющий, с белым свитком. Богоматерь в коричневом мафории с широкими темно-оливковыми описями складок и прозрачными белильными высветлениями. Хитон и чепец оливково-зеленые. Окаймление мафория и поруч хитона — охряная полоса с золотой разделкой. Христос в коричневом хитоне, гиматии цвета золотистой охры, на обоих одеяниях крупный золотой ассист. Лики исполнены пастозно положенной охрой розового оттенка (видны мазки), со светло-коричневыми санкирными тенями, подрумянкой и тонкими белильными движками; описи черт красно-коричневые и черные. Фон и нимбы золотые. Нимбы отделены от фона двойной графьей. На торцовых полях киноварная опушь.

Иконография.

Изображения «Богоматери Одигитрии»1 в новгородском искусстве XV в. относительно редки2; более обычным было изображение Богоматери в типе «Знамения»3, а также «Грузинской» (ср. кат. №№ 43, 67). В первой половине XVI в. распространяются изображения «Богоматери Тихвинской»4.

Датировка и атрибуция.

Для датировки второй половиной XV в., справедливо предлагаемой последними исследователями (В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [1963]), ср. «Богоматерь Одигитрию» из Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 г. (ГТГ)5. Сходны рисунок, типы, трактовка объема. Аналогичная трактовка рельефа встречается в московских произведениях (илл. стр. 258). Ср. кат. № 65.

Выставки.

Литература.

с. 258
 
¦


Литература