Школа или худ. центр: Новгород (?)
Вторая половина XV в.
Художественный музей Синебрюхова, Хельсинки, Финляндия
Инв. E 142
См. в «Галерее»:
(стр. 110; илл. стр. 475)
Хельсинки, Музей (Финляндия)1.
Вторая половина XV в.
Новгород (?)
93 × 70,5.
1 На эту икону обратили внимание авторов Л. А. Успенская и Л. А. Успенский, передав иллюстративный материал и фактические данные.
Происхождение. Из собрания Лаури Турунен. Поступила в музей в 1965 г.
Раскрыта в 1965–1966 гг. в Хельсинки Вейкко Кильуненом.
Доска липовая, из трех частей, была скреплена двумя односторонними несквозными шпонками. После реставрации паркетирована. Ковчег, паволока на полях и по стыкам досок.
Сохранность. Золото фона и нимба потерто. Возможно, утрачены медальоны с изображениями Христа и Богоматери по сторонам нимба Николы. Вставки позднего грунта вдоль трещин доски. Вдоль верхнего поля и частично на правом сохранена запись. Надпись утрачена, на фоне от нее есть следы киновари.
Описание.
Никола изображен фронтально, по пояс. Правой рукой он благословляет, на левой держит закрытое Евангелие. Облачен в лилово-коричневую фелонь и зеленый омофор с черными крестами, разделанными золотом. Евангелие охряное, с крупными «жемчугами» и «камнями» на крышке, обрез киноварный.
Фон, поля и нимб золотые. На нимбе прографлен орнамент в виде цветов с заостренными лепестками.
Икона издается по репродукции, поэтому система письма не описывается.
Иконография.
Поясное изображение благословляющего Николы с Евангелием традиционно для новгородской живописи. Для XV в. ср. кат. №№ 2, 22, 59, 72, 85.
Датировка и атрибуция.
Характер силуэта (небольшая голова, резко расширяющийся книзу абрис торса), относительно мелкие черты лика с крупным лбом говорят о создании иконы в эпоху зрелого XV в. — во второй половине столетия (ср. с «Симеоном Столпником» 1465 г. в Новгородском музее, кат. № 40).
Сухость бликов, орнаментальный рисунок волос и бороды, упрощенность в трактовке деталей (напр., горизонтальные штрихи на шее вместо рисунка ключиц), наконец, геометрически правильные черные зрачки, возможно, говорят о создании иконы уже в XVI в. Эмоциональное содержание образа Николы близко новгородскому искусству. В пользу новгородского происхождения иконы косвенно свидетельствует орнамент на нимбе
который, правда, встречается не только в новгородской иконописи.
2 Э. С. Смирнова. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976, № 25. Об орнаменте см. также кат. № 4 и Предисловие к каталогу.
Вместе с тем есть какое-то сходство между «Николой» и провинциальными памятниками. Некоторые провинциально-вологодские произведения кажутся упрощенным вариантом издаваемой иконы из собрания Л. Турунен (илл. стр. 267).
Литература.