Наверх (Ctrl ↑)

Избранные святые

Избранные святые
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород (провинция)

1498 г.

58.5 × 47 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 1432

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982, с. 333-334 

 
с. 333
¦
71. Избранные святые
(стр. 117; илл. стр. 538)
ГРМ, инв. 1432.
1498 г.
Новгород, провинция.
58,5 × 47.

Происхождение. Была в собрании Т. П. Москвина, где ее до 1894 г. видел Н. П. Лихачев. Затем находилась в собрании Н. П. Лихачева, откуда в 1913 г. поступила в Русский музей.

Раскрыта до поступления в Русский музей.

Доска липовая (?), из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками (поздними в старых гнездах?). Ковчег, паволока (мелкозернистая, положена не по всей поверхности иконы, а только по стыку досок и на торцовых полях с заходом на средник).

Сохранность. Мелкие потертости, утраты и вставки нового левкаса и новой живописи почти на всех фигурах, фоне и торцовых полях: наиболее значительные — на лике и фигуре Евфимия и в верхней части головы Ильи Пророка. Часть надписи около Евфимия новая (лежит на записи). Надпись с датой на нижнем поле поновлялась дважды, но лишь местами и в границах прежних букв1. Олифа слегка потемнела.

1 Записи хорошо видны на снимках, сделанных в инфракрасных лучах, в свете видимой люминесценции, и соответствуют границам, отмеченным на рентгенограмме. Технологическое обследование иконы показало, что она раскрывалась дважды (заключение рентгенолога ГРМ С. В. Римской-Корсаковой от 29.VIII 1975 г.).

Описание.

Изображения в два яруса. Фигуры в рост, фронтальные, на светло-желтом фоне и зеленых в два цвета поземах. В верхнем ярусе (слева направо): преподобные Пимен Великий, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, Феодосий Великий, Евфимий Великий и Онуфрий Блаженный. В нижнем: Симеон Столпник, Макарий Египетский, преподобный Антоний Великий, Леонтий Ростовский, Илья Пророк, Алексей Человек Божий.

О колорите судить трудно из-за нивелирующей цвет потемневшей олифы. Однако он, по-видимому, построен на приглушенных тонах с обилием светло- и темно-зеленых, темно-коричневых, охряных и блекло-розовых оттенков.

Лики со сближенными глазами и крупными черными зрачками глаз, резко оттененными белильными точками, что придает им суровое выражение, с по-новгородски «свисающими» носиками. Моделировка темными розового оттенка охрами по коричневому санкирю. Оживки мелкие, сухие, лежащие не по форме.

Поля исполнены в два оттенка охры с коричневато-розовой опушью по торцам. Нимбы золотые.

Надписи на фоне красной краской:

В верхнем ряду:

В нижнем ряду:

Надпись на нижнем поле черной краской вязью в одну строку:

Иконография.

Изображены столпы монашества, аскеты, составители монастырского устава, подвижники. Многие святые из числа представленных в иконе изображались в русских храмах XV в. на алтарных преградах (ср. фрески Рождественского собора Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Успенского собора Московского Кремля2). Фигура Ильи Пророка, считавшегося ветхозаветным прообразом монашества, отвечает основной теме иконы. На иконе изображены те же монахи и аскеты, которые фигурируют на Софийских таблетках:

Алексей Человек Божий изображен на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля. с. 333
с. 334
¦

Примечательно, что фигура отшельника Онуфрия оказалась в конце верхнего яруса иконы, а фигуры Симеона Столпника и отшельника Макария начинают нижний ярус: может быть, образцом для иконописца был какой-то единый фриз, где фигуры Онуфрия, Симеона и Макария соседствовали, но который пришлось в иконе расположить в два яруса.

По составу изображений икона ГРМ сходна с произведением конца XV — начала XVI в. в коллекции старообрядческой общины при Рогожском кладбище в Москве, где представлены преподобные составители церковного устава3.

3
  • «Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве». М., 1956, табл. 31;

см. также:

Особый акцент составу избранных святых на иконе 1498 г. сообщают фигуры русских святых: Варлаама Хутынского с Сергием Радонежским, которые олицетворяют славу новгородской и московской истории, а также Леонтия Ростовского (ср. их изображения на Софийских таблетках, кат. № 63–3б и 13б).

Икона 1498 г. с точки зрения состава изображений представляет собой упрощенную реплику нескольких Софийских таблеток. Ее замысел связан с идеалами монастырской жизни, однако заказана она, очевидно, светским лицом (поскольку заказчик — Иван Онтуфьевич — поименован по имени и отчеству).

Датировка и атрибуция.

Н. П. Лихачев [1894] приводит надпись на нижнем поле иконы, читая дату как 7006 (1498) г. При перечислении избранных святых он называет вместо Пимена — Михаила, вместо Феодосия — Феодора, вместо Макария Египетского — Марка Фрязина. Н. И. Лихачев отмечает самое «простое» и «грубое» письмо произведения. Н. П. Кондаков ([1929], [1933]) читает надпись как 7095 (1587) г., указывает, что дата не соответствует стилю кустарного, новгородского письма, считает ее поэтому «поддельною». Надпись у Феодосия он также читает как «Федор». В каталоге выставки «Живопись древнего Новгорода» [1974] памятник датирован 1498 г. и отнесен к новгородской провинции.

Стилистические и материальные данные произведения не противоречат датировке концом XV в. Не вызывает сомнения подлинность надписи и одновременность ее авторской живописи. Характер вязи (с перехватом на мачтах) типичен для конца XV в.

С приемами новгородской художественной культуры икону связывают лики с широкими, свисающими носиками, объемная моделировка голов и одежд. О провинциальности иконы можно судить по характеру большеголовых фигур с крупными руками и ногами, слабому рисунку складок одежд, блеклости тонов, что отсутствует в собственно новгородской живописи даже в конце XV в. Может быть, «Избранные святые» созданы выходцем из Пскова, художником, прошедшим выучку в одной из псковских иконописных мастерских. Об этом говорит присущая псковской живописи повышенная экспрессивность образов, обилие зеленых тонов, а также несколько белесое по тону охрение.

Выставки.

Литература.

с. 334
 
¦


Литература