Наверх (Ctrl ↑)

Избранные святые: Флор, Иаков и Лавр

Избранные святые: Флор, Иаков и Лавр
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XIV в.

62.5 × 49.5 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 1444

Поступила в Русский музей из собрания Н. П. Лихачева в 1913 году.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Алпатов 1978 

Икона несет следы воздействия фресок церквей Успения на Волотовом поле и Федора Стратилата (лицо длиннобородого Иакова). Плосткостная трактовка одежд - одна из особенностей слагавшейся новгородской школы.

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982, с. 280-282 

 
с. 280
¦
50. Флор, Иаков Иерусалимский (Брат Божий) и Лавр
(стр. 122; илл. стр. 485).
ГРМ, инв. 1444.
Вторая половина — конец XV в.
63 × 50,5.

Происхождение. Поступила в Русский музей из собрания Н. П. Лихачева в 1913 г.

Раскрыта до поступления в музей и в Русском музее в 1913 г. Ф. А. Каликиным.

Доска липовая, из трех частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. На нижнем поле утрата красочного слоя и грунта до доски. Частично прописана при реставрации (фон и надписи).

Описание.

Фигуры в рост, фронтальные, на светло-охряном фоне и темно-зеленом поземе с «ковриком». Правой рукой Иаков благословляет; Евангелие держит в левой, покровенной руке. В правых руках Флора и Лавра белые восьмиконечные кресты. Иаков в розово-охряном подризнике и тусклого травянисто-зеленого цвета фелони. Омофор белый с крупными черными крестами. Палица, епитрахиль и крышка Евангелия золотисто-охряные. Флор в светло-голубом хитоне и киноварном гиматии. На Лавре киноварный хитон и светло-голубой гиматий. Оплечья, каймы по подолам, палица и епитрахиль украшены белыми «камнями». Линии складок одежд и высветления исполнены в тон.

Лики с мелкими чертами и широкими скулами, моделированы светлой тусклой розоватого оттенка охрой с легкой подрумянкой по коричневато-оливковому санкирю. Грубовато исполненные руки с подчеркнутыми суставами.

Поля темно-охряного цвета. По торцам киноварная опушь.

Надписи киноварные:

Иконография.

В центре в святительских одеждах представлен Иаков, по преданию, Божий брат по плоти (см.: Марк, 6, 3; с. 280
с. 281
¦
послание апостола Павла к галатянам, 1, 19), ставший первым епископом Иерусалима и называвшийся также Праведным (память 23 октября). Согласно толкованиям византийской церкви (иным, нежели западной), этого Иакова Брата Божия, Иерусалимского, одного из семидесяти апостолов, нужно отличать от Иакова Алфеева, одного из двенадцати апостолов1.

1

Ср.,

Иаков Иерусалимский — один из наиболее чтимых в греческой церкви епископов, он часто изображался в храмовых росписях (его фигура есть, например, среди мозаик Хосиос Лукас, фресок монастыря св. Иоанна Богослова на Патмосе).

В Новгороде издавна существовала деревянная церковь Иакова Брата Божия на Добрыне улице в Гончарском конце (упоминается с 1175 г.)2, в 1423 г. строится ее каменное здание3. Вторая Яковлевская церковь стояла на Яковлевой улице в Неревском конце (каменный храм построен в 1172 г.)4. Макарий считает, что она была посвящена также Иакову Брату Божию5. Среди реликвий, хранившихся в Новгороде, описи называют и мощи св. Иакова. Так, согласно описи Новгорода 1617 г. (ЦГАДА, ф. 96), в Софийском соборе, в приделе Иоакима и Анны был «крест, а в нем мощи Иякова Брата Господня и иных святых...»

Кроме издаваемой иконы, в новгородской живописи XV в. Иаков Брат Божий представлен в иконе из Муромского монастыря, с Николой и Игнатием Богоносцем (кат. № 53). В обоих случаях это именно Иаков епископ Иерусалимский, старец в святительских одеждах, с острой бородой «аки Власьева», как предписывалось новгородским подлинником6.

В византийской и русской живописи встречаются изображения Иакова в виде средовека, в хитоне и гиматии, например,

М. Хадзидакис считает, что в иконе с Патмоса также изображен епископ Иерусалимский. Вместе с тем возможно, что в отдельных изображениях такого рода, где святой представлен в образе средовека, имеется в виду Иаков Алфеев.

Иаков Иерусалимский почитался в Новгороде главным образом как один из крупнейших иерархов, стоявших у истоков сложения христианской церкви. Но культ Иакова имел и иной оттенок, более узкий и, может быть, чисто местный. Согласно Чиновнику Софийского собора, св. Иакову молились «о избавлении от смертоносныя язвы», устраивали крестный ход в Яковлевскую церковь на Добрыню улицу10. Почитание Иакова Иерусалимского как целителя косвенно подтверждается новгородской иконой первой половины XVI в. в Музее имени Андрея Рублева, где фигура Иакова помещена между целителями Космой и Дамианом (илл. стр. 280)11.

11 И. А. Иванова. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. М., 1969, табл. 49.

Культ мучеников-братьев из Иллирии Флора и Лавра (память 18 августа)12 был широко известен на Руси. Изображение Лавра сохранилось

В Новгороде Флор и Лавр почитались широко. На Людогощенской улице стоял посвященный им храм14, для которого был изготовлен

Самые ранние изображения Флора и Лавра в новгородской живописи, вероятно,

Они представлены

Флор —

оба мученика —

12

13 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 1.

15 В. Н. Лазарев, Н. Е. Мнева. Памятник новгородской деревянной резьбы XIV в. (Людогощенский крест). — «Сообщения Института истории искусств», 4–5. М., 1954, с. 145–146 (переиздано:  В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978, с. 181). Каменная церковь выстроена в 1379 г. (НIЛ [1950], с. 375).

Наиболее известен тот аспект культа Флора и Лавра в Новгороде, согласно которому они считались покровителями коней19; самое яркое его отражение — в композициях с «Чудом архангела Михаила о Флоре и Лавре», сохранившихся от начала XVI в. и в более поздних (см. о них кат. № 49). От эпохи, предшествующей XVI в., до нас дошли изображения Флора и Лавра только в рост или по пояс. В некоторых из них тем не менее, вероятно, имеется в виду почитание Флора и Лавра именно как покровителей коней: на нижнем поле «Спаса на престоле» в ГТГ представлены Флор, Власий и Лавр — святые, считавшиеся в народной среде покровителями скота. Аналогичная композиция на иконе из района Онеги в частном собрании М. Т. в Москве (кат. № 49).

19
  • П. Л. Гусев. Иконография свв. Флора и Лавра в новгородском искусстве. — «Вестник археологии и истории, издаваемый имп. Археологическим институтом», XXI. СПб., 1911, с. 71–104;
  • Н. В. Малицкий. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства. — «Известия ГАИМК», XI, вып. 10. Л., 1932, с. 21–23.

Но в новгородской живописи не менее сильно звучит культ Флора и Лавра как целителей. Так, в росписи Антониева монастыря 1125 г. они держат палочки и коробочки — атрибуты целителей, в пандан им представлены св. врачи Кир и Иоанн. На Людогощенском кресте 1359 г. Флор и Лавр также изображены среди целителей20; на полях «Николы» из Новодевичьего монастыря и «Николы» 1294 г. их фигуры располагаются вблизи фигур Козьмы и Дамиана, считавшихся, как известно, целителями, врачами-«безмездниками». В церкви Флора и Лавра на Людогощенской улице был придел Кира и Иоанна21.

Очевидно, на издаваемой иконе Флор и Лавр изображены как целители вместе с Иаковом Иерусалимским, который, как было сказано выше, почитался в Новгороде как заступник «от смертоносной язвы».

Датировка и атрибуция.

Н. П. Лихачев [1907] называет икону в числе произведений, имеющих связь с южнославянской миниатюрой. К новгородской живописи XV в. относит ее Н. П. Кондаков ([1929], [1931]), а вслед за ним и Ю. Н. Дмитриев [1940]. В. Н. Лазарев ([1947], [1954]) — датирует икону концом XIV — началом XV в., а М. В. Алпатов [1971] — концом XIV в., отмечая ее близость к росписям с. 281
с. 282
¦
Волотова и церкви Федора Стратилата в Новгороде. У В. Феличетти-Либенфельса [1972] памятник отнесен к XV в., а в каталоге выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974] — ко второй половине XV в.

О создании иконы во второй половине XV в. говорят особенности колорита, плоскостное исполнение фигур, а также трактовка одежд с исполненными в тон линиями складок и пробелами. Широкоскулые, с мелкими чертами лики (их народный характер отмечал уже Ю. Н. Дмитриев) очень схожи. Высветления на ликах исполнены тускло-розоватого оттенка охрой, проложенной поверх коричневато-оливкового санкиря. Грубоватые руки с акцентированными суставами. Возникающее в результате фольклорное звучание образа и жидкие краски наводят на мысль о возможности создания памятника в новгородской провинции, но для решительного утверждения у нас нет достаточных оснований. Сочетание киновари с травянисто-зелеными цветами напоминает исполненные в Новгороде иконы избранных святых (см. кат. №№ 44, 59), особенно «Флора и Власия» в частном собрании М. Т. в Москве (кат. № 49).

В рассматриваемом произведении отсутствуют многие специфические признаки памятников, происходящих из северных провинций Новгорода.

По-видимому, «Флор, Иаков и Лавр» вышли все же из новгородских, но далеко не первоклассных иконописных мастерских, обслуживающих широкие слои городского населения.

«Флор, Иаков Брат Божий и Лавр» создает образ духовно стойких, крепких, мужественных новгородцев. Икона из собрания Н. П. Лихачева принадлежит к тем новгородским произведениям, которые наиболее полно воссоздают «духовный портрет» Великого Новгорода.

Выставки.

Литература.

с. 282
 
¦


Литература