- детали (1)
Школа или худ. центр: Новгород
Середина XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28649, 28650
См. в «Галерее»:
Царские врата.
Первая половина XV века. Новгородская школа.
Вверху в закругленной части врат Благовещение, ниже — Евхаристия1 (шествие апостолов направлено не, как обычно, к центру, а от центра) и четыре пишущих евангелиста. Линии рисунка энергичные, четкие. Фигуры неодинаковых пропорций. В Благовещении Богоматерь сидит, обернувшись назад. Здания строгих простых форм. Горки с крупными лещадками и пяточками. Вохрение по оливковому санкирю с подрумянкой и мелкими движками. Колорит светлый, звучный. Цвета красочной гаммы — розовый, палевый, фиолетово-розовый, серовато-голубой, бледно-зеленый, разбеленный оливковый, киноварь мягкого, светлого тона. На многих одеждах широкие, ровные полосы теней. Фон и поля золотисто-желтые. Опушь исполнена жидкой киноварью.
1 «Евхаристия» (греч. Εὐχαριστια — благодать). Главнейшая часть христианского богослужения — литургия, во время которой совершался обряд таинства причащения. Наиболее распространенная композиция Евхаристии в древнерусском искусстве — две повторяющиеся сцены с изображением Христа, стоящего около престола и подающего подходящим к нему апостолам (в каждой сцене по шести апостолов) вино в одной сцене и хлеб в другой. Хлеб и вино, на основе евангельского текста о Тайной вечере (см. примеч. 1 к № 94), символизировали тело и кровь Христа. Иногда в «Евхаристии» к перечисленным фигурам Христа и апостолов добавлялись еще ангелы, стоящие или летящие (Н. В. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, стр. 276–285; Н. В. Покровский, Сийский иконописный подлинник, вып. 1, ОЛДП, 1895, стр. 32–34).Доски липовые, шпонки врезные, несквозные, односторонние. Паволока, левкас, яичная темпера. Левая створка — 163×45; правая створка — 164×47.
Собр. А. В. Морозова.
Поступили из ГИМ в 1930 году.