Наверх (Ctrl ↑)

Битва новгородцев с суздальцами

Битва новгородцев с суздальцами
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV в.

133 × 90 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14454

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 152 
¦
103. Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы Знамение).

Последняя четверть XV века1. Новгородская школа.

1 Первая композиция на эту тему могла быть создана не ранее середины XV века, в период борьбы новгородского боярства и крупного новгородского духовенства за свои местные интересы против Москвы, против централизованной государственной власти. В 1439 г. получил местную канонизацию Иоанн (Илья), архиепископ новгородский, изображенный дважды в верхнем поясе иконы. Древнейшая икона, сохранившаяся на эту тему, восходит, как предполагают, к 1460-м гг. (Новгородский музей). Вторая, по историческим данным относящаяся к последней четверти XV в., находится в ГРМ в Ленинграде и происходит из церкви Николы села Гостинополье. Издаваемая икона близка по времени написания к Гостинопольской. Другие произведения на эту тему, хранящиеся в разных музеях, относятся к более позднему времени.

Композиция иллюстрирует историческую повесть о победе новгородцев над суздальцами и их союзниками (рязанцами, муромцами, смольнянами и др.) в 1169 году. В повести рассказ о реальном историческом событии тесно переплетен с легендой о «чуде» от новгородской святыни — иконы Знамение, якобы покровительствовавшей войскам «своего града» и враждебной к чужим. Она будто бы ослепила врагов, внесла в их ряды смятение и заставила отступить2.

2 Летописи: Новгородская первая старшего и младшего изводов под ред. и с предисл. А. Н. Насонова, М.–Л., 1950, под 6677 г. (1169); Новгородская третья летопись. — В кн.: ПСРЛ, т. 3, ч. 4, Спб., 1841, под 6677 г.; Новгородская четвертая летопись. — В кн.: ПСРЛ, т. IV, ч. 4–5, 1848, под 6677 г.; «Повесть о победе новгородцев над суздальцами». — В кн.: «Памятники старинной русской литературы», вып. 1, Спб., 1860, стр. 241–242; Ф. И. Буслаев, Местные сказания владимирские, московские и новгородские. — «Летописи русской литературы и древности», т. IV, М., 1862, стр. 18–23; П. Гусев, Две исторические иконы Новгородского церковного Древлехранилища. — В кн.: «Труды Новгородского церковно-археологического общества», т. III, Новгород, 1914, стр. 168–176.

Две горизонтальные линии делят икону на три пояса. В них изображены события в последовательном развитии сверху вниз. В верхнем поясе сцены: Перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине улице на Софийскую сторону в новгородский Детинец (Кремль). Во втором поясе изображены переговоры послов вражеских сторон и начало военных действий. Стрелы суздальцев, «яко дождь мног», летят в новгородцев, в икону Знамение и в засевших за крепостными стенами. В третьем поясе — сцена битвы. Из ворот крепости выступает новгородская конница с четырьмя святыми воинами (Борис, Глеб, Георгий и Дмитрий Солунский), по легенде чудесным образом посланными Богоматерью. Напротив представлены расстроенные ряды гибнущей вражеской рати.

Красочная гамма иконы яркая, несколько пестрая. Краски: киноварь, голубец, зеленовато-голубая, темно- и светло-зеленая, желтая, фиолетовая, серая, белая, черная, золото.

Вохрение лиц светлое, по оливковому санкирю, сильно разбеленной охрой, с подрумянкой пятнами на освещенных местах, с яркими белыми  с. 152 
 с. 153 
¦
и черными точками глаз и киноварными точками губ. Ноги коней преувеличенно тонки и длинны. Знамена у новгородцев — с изображением крестов, у суздальцев — с изображением звезд. Фон и поля золотые. На полях прографленный орнамент в виде цветов с остроконечными листьями. Сохранились надписи: «Знамение пресвятеи Богородицы», «Иоанн», «Послують»3.

3 «Послують» — глагол, происходящий от слова «посол», означающий «послы переговариваются».

Доска сосновая, шпонки врезные, сквозные. Паволока, левкас, яичная темпера. 133 × 90.

Из церкви села Курицка близ озера Ильмень.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14454]   
 с. 153 
¦

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 217
¦
12. Знамение от иконы Богородицы
(стр. 83–86, 153–154; илл. с. 85, 423)
ГТГ, инв. 14454
Первая половина — середина XV в. (?)
133 × 90.

Происхождение. Из Успенской церкви с. Курицкое на озере Ильмень. Оттуда в 1925 г. по поручению Всероссийской комиссии по охране и реставрации вывезена П. И. Юкиным в Москву, где после раскрытия находилась в ГИМ. Поступила из ГИМ в 1930 г. в ГТГ1.

Раскрыта около 1925–1926 гг. в Москве; в 1926 г. уже демонстрировалась на выставке в ГИМ.

Доска сосновая (?), из трех частей, с двумя сквозными шпонками (от верхней сохранилось лишь гнездо). Ковчег, паволока.

Сохранность. Живопись потерта. На нижнем поле, вдоль лузги и в нижней части композиции, — большие утраты грунта до доски, поздние вставки. Древние надписи утрачены.

Описание.

Композиция трехъярусная. В верхнем ярусе, в левой части, — красное здание типа базилики с главкой, означающее, очевидно, церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Перед зданием на специальной подставке укреплена выносная икона «Богоматерь Знамение», по сторонам иконы две симметричные группы предстоящих (слева на первом плане два диакона, справа архиепископ Иоанн, в крестчатых ризах, с нимбом). В правой части верхнего яруса изображено шествие с иконой. Впереди процессии новгородцев — средовек в длинной лиловой рубахе, с желтой каймой по оплечью и подолу, несущий красный выносной крест с круглыми медальонами (ср. сохранившиеся новгородские кресты, напр.:

Следом диакон, несущий икону «Богоматерь Знамение», за ним святитель Иоанн и остальные участники процессии. Шествие движется по направлению к храму Софии (с тремя куполами, из которых центральный золотой, с четвертым куполом над башней); навстречу выходят новгородцы, передние преклонили колени перед с. 217
с. 218
¦
приблизившейся процессией. Мост и Волхов не изображены.

Средний и нижний ярусы в своей левой части композиционно объединены изображением желтой крепостной стены (или башни), имеющей основание в нижнем ярусе, а завершение — в среднем. В среднем ярусе слева, на башне укреплена икона «Богоматерь Знамение», за нею показано новгородское войско в синих шлемах, с копьями и стягами. Справа — суздальское конное войско. Передний воин стреляет из лука и вереница стрел несется в сторону новгородской иконы Богоматери. В центре яруса — выехавшие на переговоры новгородские и суздальские послы, по трое с каждой стороны; новгородцы без шапок, суздальцы в шапках с белыми околышами.

В нижнем ярусе из темного проема крепостных врат выезжает на битву новгородское войство. Впереди всадники с нимбами: двое, в круглых княжеских шапках, напоминают по типу Бориса и Глеба, третий — юный воин без шапки, в желтых доспехах, с красным щитом; его можно было бы отождествить с Георгием, однако, в отличие от принятого типа Георгия, длинные волосы у него опускаются локонами на шею. Суздальцы показаны падающими, общий силуэт суздальского войска — «опадающий», острые концы их стягов обращены вспять. В цветах одежд преобладает серо-синий, желтая охра, киноварь. Кони белые, серые, лиловые, коричневые, а в среднем ярусе один конь голубой.

Лики, с мелкими чертами, написаны по светлому оливковому санкирю, пятнами желтой охры, с розоватой подрумянкой. Скошенные глаза переданы черными точками зрачков и белыми бликами. Фон и нимбы золотые. Поля золотые с гравированным (процарапанным, «цырованным») орнаментом в виде лилий (или трехлепестных цветов). Вокруг всей иконы — коричневая опушь, видимо поздняя.

Надписи на изображении чудотворной иконы: МР ΘΥ. Надписи на фоне коричневой краской, очевидно поздние (XVII в.?).

В верхнем ярусе крупно (как название всей иконы):

Над фигурой архиепископа в центре:

В среднем ярусе:

Иконография.

Легенда об иконе Богоматери, чудесным образом оказавшей помощь новгородцам при осаде Новгорода суздальцами в 1170 г., существовала, видимо, как устное предание, а в XIV в. была оформлена письменно2. Согласно легенде, в 1170 г. в ходе войны Новгорода с Суздалем войска суздальского князя Андрея Боголюбского осадили Новгород. Архиепископ Иоанн, по услышанному им божественному гласу, пришел с «собором» в церковь Спаса на Ильине улице и, помолившись перед иконой Богородицы, перенес ее с процессией на Софийскую сторону, через Волхов, установив на крепостной стене. Суздальские стрелы попали в икону и исторгли из нее слезы; после этого суздальцев «покры тма» и новгородцы победили их «помощию святыя Богородицы»3. Особый интерес к легенде появляется в XIV в. при архиепископе Моисее (В. Л. Янин полагает, что лишь в это время и возникло все предание), а затем — в XV в., при Евфимии II (1429–1458 гг.), когда в создании и переработке литературных произведений на эту тему участвует Пахомий Серб4. Полагают, что в середине XV в. была написана первая икона на этот сюжет, причем Н. Г. Порфиридов ([1966], с. 114) считает, что это была икона, хранящаяся сейчас в Новгородском музее (кат. № 18). Более вероятно, что первые изображения не сохранились; они могли быть исполнены как для Софийского собора, так и для Знаменской церкви, где находилась чтимая чудотворная икона Богоматери.

Среди дошедших до нашего времени икон с данным сюжетом самая древняя, вероятно, описываемая икона ГТГ из с. Курицкое;

и, наконец, несколько реплик XVI–XVIII вв.:

Следует обратить внимание на название иконы, данное крупной надписью (правда поздней), в верхнем ярусе: «Знамение пресвятей Богородицы». В отличие от современного словоупотребления, слово «Знамение» отнесено но к иконографическому типу изображения Богоматери, а к «чуду», явлению иконы Богоматери во время осады. Надпись дает дополнительный материал для суждения о термине «Знамение», о котором еще Н. П. Кондаков писал, что «Знамение» как название иконографического извода произошло именно от «чуда» новгородской иконы этого извода, и считал более правильным называть этот извод «Великой Панагией»8. По идейному содержанию композицию «Чуда от иконы Богородицы» следует поставить в связь с иными сюжетами, получившими распространение в искусстве византийского круга XIV–XV вв., а также в поствизантийском искусстве. Это, с одной стороны, исторические сюжеты, главным образом осада Константинополя персами в 626 г., победа Константина над Максенцием, осада Константинополя в 1453 г. и т. д.9 С другой стороны, это сцены поклонения наиболее чтимым константинопольским иконам Богородицы; такие сцены получили особенную популярность с XIV в. и наиболее часто даются в форме иллюстраций к Акафисту Богоматери (строфам 23, 24)10.

8  Н. П. Кондаков. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902, с. 225. О несвязанности эпитетов Богоматери с иконографическим типом («Панагия» относится и к Богоматери с поднятыми руками без младенца, изображение с младенцем типа русского «Знамения» называется также Влахернитиссой и Киккской) см.:

9 Один из ранних примеров сцены с осадой Константинополя — фреска XIV в. на южном фасаде церкви св. Петра в Преспе (Б. Кнежевић. Црква светог Петра у Преспи. — «Зборник за ликовне уметности», 2. Нови Сад, 1966, с. 253–256): сюжет обеих осад (консультация М. А. Орловой) широко известен в Румынии — фрески Арбора, Хумора, 1535 г., Молдовицы, 1537 г. (V. Drăgut, D. Grigorescu, V. Florea, M. Michalache. La peinture romaine. Bucarest, 1977.*, pl. 72, 74, p. 78). Поход Константина против Максенция изображен в росписях 1487 г. монастыря Патрауци в Молдавии, фресках XV в. в церкви Константина и Елены в Охриде (Г. Суботић. Свети Константин и Jелена у Охриду. Београд, 1971, с. 82–87). Об этих сюжетах см.: С. Радоjчић. Фрески Константинове победе у цркви светог Николе Дабарског. — «Гласник Скопског научног друштва», XIX. Скопље, 1938, с. 87–102.

10 A. Grabar. Une source d’inspiration de l’iconographie byzantine tardive: les cérémonies du culte de la Vierge. — «Cahiers archéologiques», XXV. Paris, 1976, p. 142–162. Ср., например, фрески XIV в. в Марковом монастыре.

В обеих группах сюжетов нашли отражение насущные проблемы и ведущие идеи поздневизантийского мира: с. 218
с. 219
¦
воспоминание о славных страницах исторического прошлого перед лицом грозящей турецкой опасности, а также утверждение покровительства Богоматери православным народам. Идейное содержание композиций должно было вселить бодрость и веру в победу над иноземцами и иноверцами. Между обеими группами сюжетов осознавалась глубокая смысловая связь: не случайно сцена осады Константинополя располагалась в непосредственном соседстве со сценами Акафиста, чаще всего на южном фасаде храма. К этой системе сюжетов относился и «Покров», с его идеей заступничества Богоматери (см. кат. № 9, «Иконография»). В монастыре Сучевица в Румынии, в росписи 1580–1595 гг. рядом с Акафистом расположена не «Осада Константинополя», а «Покров»11.

11 M. A. Musicescu, M. Berza. Manastirea Sucevita. Bucureşti, 1958, fig. 79, p. 90–92.

Новгородские иконы с изображением осады Новгорода и чуда от иконы Богородицы представляют собою локальный вариант распространенной системы сюжетов, причем вариант самостоятельный, созданный на специфически русском материале. Появление этих композиций в новгородской иконописи говорит о причастности русского, и в частности новгородского, искусства к большим идейным и художественным течениям в культуре поздневизантийского мира, об умении новгородских мастеров ассоциировать местную политическую проблематику с широкими историческими идеями всего византийского ареала.

Непосредственными образцами для сложения композиции «Чуда от иконы Богородицы» послужили миниатюры житий, исторических хроник (илл. стр. 219, см. также кат. № 18, «Иконография»), а для сцен верхнего яруса — композиции Акафиста, где изображались торжественные службы перед иконой.

Датировка и атрибуция.

Все авторы относят икону к концу (иногда точнее — к последней четверти) XV в. Этой точки зрения придерживается и В. К. Лаурина. Ю. Н. Дмитриев ([1963], с. 200–201) также относит ее к концу XV в., однако на основании того, что церковь Спаса изображена еще не в виде каменного храма 1374 г., он полагает, что вся икона повторяет более древний, чем остальные одноименные памятники, оригинал, принадлежавший еще XIV в.

В настоящем издании икона датируется первой половиной — серединой XV в. на основании стиля: экспрессивное письмо ликов, их выразительность, оттенок лиризма в трактовке сцен верхнего яруса. Ср.

Икона отдаленно напоминает также

14 Д. В. Айналов. Очерки и заметки по истории древнерусского искусства, IV. Миниатюры «Сказания» о свв. Борисе и Глебе Сильвестровского сборника. — «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук», XV, кн. 3. СПб., 1910, кн. 3, с. 1–128.

Наиболее вероятно, что икона написана в эпоху Евфимия II, когда возрос интерес к данной теме, точнее, после 1438–1440 гг., когда было установлено церковное почитание архиепископа Иоанна и возникли произведения Пахомия Серба в честь иконы Богоматери15. Между этой иконой и одноименными более поздними сохранившимися произведениями (см. о них в разделе «Иконография») нет прямой стилистической преемственности.

Орнамент такого типа, как на полях издаваемой иконы, встречается в иконах XV в.: ср.

Сходный мотив видим в серебряных окладах19. По сравнению с другими произведениями, на описываемой иконе ГТГ — наиболее тонкая и четкая прорисовка деталей орнамента.

19

Не исключено, однако, что икона исполнена во второй половине XV в. и лишь продолжает старую стилистическую традицию. Ср. с кат. №№ 49, 50 (пропорции фигур, ликов).

Выставки.

Литература.

с. 220
 
¦



Детали


A Встреча иконы Богоматери «Знамение»

B Суздальцы обстреливают икону

C Битва новгородского и суздальского войск

C1 Битва новгородского и суздальского войск

D Моление перед иконой Богородицы

Литература