Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 3109
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.
Оборот — Чудо архангела Михаила в Хонех.
См. в «Галерее»:
[Описание]
Фигуры в рост, фронтальные. В правой руке каждый мученик держит восьмиконечный крест. Евстратий и Артемий — «средовеки», первый — в зеленовато-синем хитоне и малиново-красном плаще, второй — в малиново-красном хитоне и светло-зеленом плаще. Обувь и окаймления хитонов — золотые, с «жемчугами» и «камнями». Юный воин Полиевкт — с мечом в руке, в зеленовато-синей тунике, золотых латах, малиново-красных штанах, красном плаще; сапоги (в виде обмоток) оливково-серые.
Надписи:
[Иконография]
137 Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока, II. М., 1876, Заметки, с. 387.
Артемий, по преданию, префект из Египта, живший в IV в. Его мощам поклонялись в Константинополе (в церкви Иоанна Предтечи), а изображение часто встречается в византийском искусстве; оно есть, в частности, в мозаиках Кахрие Джами139. Согласно афонскому иконописному подлиннику, Артемий был «обликом как Христос».
139 P. A. Underwood. The Kariye Djami, I. Historical Introduction and Description of the Mosacis and Frescoes; 2. The Mosaics; 3. The Frescoes. New York, 1966, 2, pl. 264, 283, 284.
Легенды об Артемии и Евстратии как будто не содержат оснований для сближения этих двух мучеников, однако в русском искусстве конца XV в. они дважды изображены вместе: кроме Софийской таблетки, это фигуры в деисусном чине иконостаса 1497 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (о чине см. кат. № 64). Эти персонажи и за пределами Руси изображались как парные. Описывая композицию с небесным воинством в румынском монастыре Петрауци, 1487 г., А. Н. Грабар отмечает, что среди самых популярных воинов, фигуры которых не поддаются идентификации там присутствуют, очевидно, Артемий и Евстратий140.
140 A. Grabar. L’art de la fin de l’Antiquité et du Moyen Âge, v. I, II, III. Paris, 1968, 1, p. 169.
В византийском искусстве и Артемий, и Евстратий бывали представлены иногда в воинских облачениях, а иногда, как в Софийской таблетке и иконостасе 1497 г., в светских одеждах141.
141 «Lexikon der christlichen Ikonographie». Begründet von E. Kirschbaum. Herausgegeben von W. Braunfels. Bd. 5–8. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1973–1976, 5, Sp. 253–254 (U. Knoben); [1974], 6, Sp. 200–201 (J. Boberg).
Третий святой воин той же таблетки — Полиевкт — представлен, в отличие от других персонажей, в воинских доспехах. По преданию, это римский солдат из селения Мелитина на Евфрате, претерпевший мученичество в III в.142 Его реликвии отмечали в Царьграде русские в XIV и XV вв. — дьяк Стефан Новгородец и Зосима. Полиевкт чтился не только как св. воин и мученик; считалось, что он карает тех, кто нарушает клятвы и договоры143. Этим аспектом его культа не могли не интересоваться новгородцы, в том числе при дворе новгородского архиепископа, где, видимо, сочинялась программа таблеток, а также новгородские горожане и купцы.
142 «Lexikon der christlichen Ikonographie». Begründet von E. Kirschbaum. Herausgegeben von W. Braunfels. Bd. 5–8. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1973–1976, 8, Sp. 218–219.
143 Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока, II. М., 1876, Заметки, с. 12.