Наверх (Ctrl ↑)

Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп

Двусторонняя икона-таблетка

Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

24 × 19.5 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 3100

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Рождество Богоматери.

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

[Описание]

 
с. 302
¦
2б. Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп.

Слева Симеон, со свитком, на башне-столпе, в проеме видна лестница; облачен в куколь, оливковую мантию, желтую нижнюю одежду. Иоанн Богослов, изображенный в центре, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие; хитон зеленовато-синий с золотым клавом, гиматий оливковый. Справа юный апостол Филипп, со свитком, в зеленовато-синем хитоне с золотым клавом и в красном гиматии. На изображении его правой руки — утрата красочного слоя.

Надписи:

с. 302
 
¦

[Иконография]

 
с. 316
¦
Композиция, самая сложная для интерпретации, — «Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп» (таблетка 2б). Наиболее вероятно, что все три образа объединены темой боговидения, откровения. Как известно, именно этот мотив доминирует в образе Иоанна Богослова, автора Апокалипсиса. Филипп, апостол из числа двенадцати, часто упоминается в Евангелии от Иоанна (Иоанн, 1, 43–46; 6, 5–7; 12, 21–22)106. Один из эпизодов Евангелия от Иоанна говорит о связи Филиппа с темой откровения («И ты не знаешь меня, Филипп? Видевший меня видел отца...» — Иоанн, 14, 8–11).

106 «Lexikon der christlichen Ikonographie». Begründet von E. Kirschbaum. Herausgegeben von W. Braunfels. Bd. 5–8. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1973–1976, 8, Sp. 198 (M. Lechner).

Столпники, по древним воззрениям, принадлежали к числу тех крайних аскетов, которые были отмечены особой близостью к Богу, как в силу их подвижничества, так и благодаря жизни вверху, на столпе, поднятом к небу107. Симеон, в котором на Руси нередко сливались образы Симеона Старшего и Симеона Младшего Дивногорца, был наиболее чтимым из столпников.

107 «Lexikon der christlichen Ikonographie». Begründet von E. Kirschbaum. Herausgegeben von W. Braunfels. Bd. 5–8. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1973–1976, 8, Sp. 411–413. О Симеоне Столпнике см. кат. № 40.

Идейная связь фигур таблетки 2б сродни той связи, которая объединяет избранных святых в «Отечестве» конца XIV — начала XV в. в ГТГ: там представлены столпники и юный апостол, возможно Филипп108.

с. 316
 
¦


Литература