Наверх (Ctrl ↑)

Святитель Василий Рязанский

Святитель Василий Рязанский
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Ростов

Начало XX в.

Эмаль на медной основе, латунь, бархат, штамповка, роспись, скань.
8.5 × 7.2 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 3504

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Время канонизации святого точно не известно. Он не был прославлен вместе с муромскими святыми на Соборах 1547 и 1553 годов, хотя подготовка к канонизации, несомненно, велась. Об установлении местного почитания свидетельствует «Повесть о Рязанском епископе Василии» («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), написанная известным богословом Ермолаем (в иночестве Еразмом) по заказу митрополита Макария. В этом произведении рассказывается об изгнании епископа из Мурома вследствие дьявольских козней. Чтобы восстановить горожан против святителя, дьявол преобразился в девицу, которая то выглядывала из окошка епископской кельи, то выходила из нее. Жители Мурома обвинили св. Василия в блудодеянии и дали ему лодку, чтобы тот покинул город. Однако святой, взяв икону Богоматери с Младенцем, расстелил на воде свою мантию и отплыл вверх по течению Оки, в Рязань.

Именно так — плывущим на мантии с иконой в руках — его часто изображали на иконах в новое время. Наиболее раннее изображение этого сюжета присутствует на клейме иконы «Благоверные князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием» 1714 года письма Александра Казанцева (Муромский музей), а самый известный образ написан в середине XIX в. художником Н. В. Шумовым (Рязанский музей-заповедник). К последнему изображению восходили многочисленные иконописные и эмалевые паломнические образки, массово создававшиеся по заказу Рязанского архиерейского дома.

В простом, но изящном обрамлении эмалевого образка из собрания Музея имени Андрея Рублёва, заметно влияние стиля модерна, что характерно для произведений начала XX века.