Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 3097
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.
Оборот — Федор Студит, Федосий Великий (?) и Ефрем Сирин.
См. в «Галерее»:
[Описание]
Справа — Богоматерь в лилово-коричневом мафории и зелено-синем хитоне сидит на желтом с золотым ассистом престоле; фигура ее повернута вправо, а лицо обращено к архангелу; правая рука поднята к груди ладонью наружу, так что упало золотое веретено с красной нитью, левая рука с пряжей лежит на колене. Слева архангел, приближающийся широким шагом; правой рукой он благословляет, в левой держит жезл; облачен в розово-красный гиматий и зелено-синий хитон. Вверху в центре — сегмент «неба», откуда к Богоматери нисходит луч с голубем. Архитектурный фон состоит из двух палат: за архангелом — прямоугольная с плоской крышей, за Богоматерью — островерхий киворий, опирающийся на маскарон и волюты. Между палатами велум и стена.
Надпись поновленная:
[Иконография]
В этом изводе подчеркивается динамика, драматизм действия. Композиция соответствует тому моменту рассказа, в котором сообщается о смятении Богоматери при появлении вестника (
39 См. также Протоевангелие Иакова, Канон на Благовещение ( Е. Ловягин. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875, с. 37–44).
В новгородском искусстве XIV в. Богоматерь в «Благовещении» тоже, как правило, изображалась сидящей и резко обернувшейся:
Эта новгородская традиция восходит в конечном счете к одному из мотивов византийского палеологовского искусства XIV в.44 В иконописи Новгорода XV–XVI вв. столь четко повторяется одна и та же схема «Благовещения», что можно предположить копирование какого-то прославленного, но не дошедшего до нас образца45. Реже встречается в Новгороде иной извод «Благовещения»: Богоматерь сидит, склонившись к архангелу и покорно внимая ему (ср.
Эта композиционная схема, сообщающая образу некоторый оттенок лиризма, часто встречается в московском искусстве47.
41 Г. И. Вздорнов. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976, илл. с. 114, 115.
42 В. М. Ковалева. Живопись церкви Федора Стратилата в Новгороде. По материалам открытий 1974–1976 гг. — «Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVII вв.» М., 1980, с. 173.
43 М. В. Алпатов. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977, табл. 41.
44 Ср. «Благовещение» на тетраптихе первой половины XIV в. на Синае (G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï, I, II. Athènes, 1956, 1958, I, pl. 208).
45 Такой тип известен
46 В. Н. Лазарев. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М., 1973, табл. 295–296.
47 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 5, 123, 149 (иконы из иконостасов
Ср. также