Наверх (Ctrl ↑)

Чин деисусный и пророческий

Чин деисусный и пророческий
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Русский Север

Вторая половина XVI в.

17 × 68 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14635

На иллюстрации представлена центральная часть пророческого чина.

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963, с. 245-246 

674. Чин деисусный и пророческий.

Вторая половина XVI века. Северные письма.

Посредине деисусного чина в рост — Спас в силах с символами евангелистов в красных треугольниках в верхних и нижних углах. Среди расположенных по обе стороны Спаса четырнадцати святых слева — преподобные Зосима Соловецкий и Кирилл Белозерский, справа — Савватий Соловецкий и Александр Ошевенский1. Поясной пророческий чин, помещенный над деисусом, изображает шестнадцать пророков без Богоматери Знамение. Посредине здесь помещены цари Давид и Соломон (Давид — фасный, Соломон в полуобороте к нему). К этим фигурам, помещенным над Спасом в силах, с обеих сторон направляются повернувшиеся к пророкам-царям остальные четырнадцать пророков. Слева изображены: Иоиль, Иосия, Захария, Малахия, Даниил, Гедеон, Исайя; справа — Михей, Иона, Наум, с. 245
с. 246
¦
Иеремия, Аввакум, Моисей, Иезекииль (перечислены от краев к центру). В руках пророков развернутые свитки с надписями. Краски темные, вохрение охряное по оливковому санкирю, фон и поля золотые. Опушь красной охры. Надписи белые. Живопись покрыта сильно потемневшей олифой.

1 Основатель монастыря на Ошевенском погосте у р. Чуруги, в 44 верстах от Каргополя. Умер в 1479 г. Похоронен в Успенской церкви Ошевенского монастыря.

Доска лиственничная, две шпонки загнаны снизу вверх. Паволока, левкас, яичная темпера. 17 × 68.

Собр. П. И. Щукина.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14635]


Литература