Наверх (Ctrl ↑)

Тайная вечеря

Школа или худ. центр: Новгород

Вторая половина XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

94 • Тайная вечеря1.

1 Тайная вечеря (вечеря — ужин). Иконография темы сложилась на основе евангельского текста (Матфей, XXVI, 17–35) об Иисусе Христе и его двенадцати учениках-апостолах, которые собрались на праздник Пасхи, на вечерю, чтобы вкусить пасхального агнца. По евангельской легенде, на этой вечере было установлено Христом «таинство причащения» и раскрыто учениками предательство Иуды. Первая тема в изобразительном искусстве нашла свое воплощение также в композиции «Евхаристия» (см. примеч. 1 к № 53). Истоки композиции восходят к раннему византийскому искусству. В древнерусской живописи сцена известна по стенным росписям еще с домонгольского периода. С начала XV в. она получает широкое развитие в иконописи. В XVII в. Тайная вечеря часто изображается над царскими дверями на сенях или на отдельных иконах, имеющих обычно вытянутую по горизонтали форму. В композиции изображается Христос и двенадцать апостолов, сидящих за столом (Н. В. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, стр. 267–276; Н. В. Покровский, Сийский иконописный подлинник, вып. 1, Спб., ОЛДП, 1895, стр. 32).

Вторая половина XV века. Новгородская школа.

Фигуры Христа и апостолов расположены вокруг большого круглого стола. На столе три чаши и треугольные хлебцы. Такие же хлебцы видны в руках многих апостолов. Иуда, сидящий в верхней части композиции, за столом протянул руку к самой большой чаше. Впереди стола, в нижней части композиции, апостолы размещены на очень низкой широкой скамье. Христос изображен слева. Его правая рука с двуперстным сложением, в левой — он держит свернутый свиток. Позади композиция замыкается низкой стеной с двумя симметрично расположенными высокими столбиками, украшенными чешуйчатыми капителями. Все фигуры невысокие, плотные. Вохрение по коричневому санкирю. Высветления на лицах и одеждах пластически моделируют формы. В красочной гамме сочетаются мягкие притушенные зеленоватые, желтоватые и коричнево-розовые тона с яркими насыщенными красками — киноварью (гиматий Иуды и двух апостолов, сидящих внизу) и синей (пол). Фон золотой. Первоначально икона служила, по-видимому, клеймом большой иконы. с. 145
с. 146
¦

Выпилок, доска ольховая, вверху и внизу надставки. Шпонка более поздняя врезана заподлицо. Левкас, яичная темпера. 20 × 17.
Собр. С. П. Рябушинского.
Поступила из ГИМ в 1930 году. [14248]

Выставки

Библиография


Литература