- 1400 x 1838 пикс. [689 кб]
(Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
Школа или худ. центр: Новгород
Начало XV в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 2065
См. в «Галерее»:
ГРМ, инв. 2065.
XV в. (?)
48 × 37.
Происхождение. Из собрания Н. П. Лихачева. Поступила в Русский музей в 1913 г.
Раскрыта от олифы в Русском музее в 1916–1917 гг.1
1 ГРМ, Отдел древнерусской живописи, Протоколы реставрационной мастерской по древнему искусству Русского музея, кн. 3, от 2 июля 1916 г. до 7 июня 1917 г., л. 208.
Доска липовая цельная, с гнездами от двух односторонних несквозных шпонок. Ковчег, паволока не по всей поверхности.
Описание.
На ложе усопшая Богоматерь, за ложем — Христос с «душой» и два святителя со свитками. За ними серая и фиолетовая палаты. Вверху на фоне полуфигуры Иоанна Предтечи и архидиакона Стефана. Нимбы золотые. Позем зеленый, фон желтый, опушь по торцам красная.
Надписи красные, имеют поздние палеографические признаки. На фоне:
На мандорле:
Иконография.
Композиция — без апостолов — с точки зрения иконографии представляет большую редкость.
Фигуры Предтечи и Стефана в верхней части композиции связаны, возможно, с именами заказчиков или с посвящением храма. Ср. фигуры святых в «Рождестве Христовом» (кат. № 20), Николы в «Знамении от иконы Богородицы» из Никольской церкви в Гостинополье (ГРМ)2, Николы в «Чуде Георгия о змие» из Никольской церкви в д. Литвиново (Никольский погост) близ Шенкурска (ГТГ)3.
2 «Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий». Каталог выставки. Гос. Русский музей. Вступ. статья и ред. В. К. Лауриной. Авторы-составители В. К. Лаурина, Г. Д. Петрова, Э. С. Смирнова. Л., 1974, № 95.
Датировка и атрибуция.
Н. П. Кондаков [1929] относил икону к новгородскому искусству XV в., Ф. Швайнфурт [1930] и В. И. Антонова [1958] считали ее севернорусской, В. Н. Лазарев ([1947], [1961]) — новгородским памятником конца XIV или XV в., Л. И. Лифшиц [1970] и М. В. Алпатов [1974] — новгородской иконой начала XV в.
Вероятно, икона поновлена.
Литература.