Изображение воспроизводится по изданию:
Лелекова О. В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. В 2-х томах.
М.: Индрик, 2011.
Несмотря на происхождение иконы из Кирилло-Белозерского монастыря, связанного с Москвой, икона по стилистическим признакам ближе к Новгороду.
Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982
[Описание.]
с. 323¦«Воскрешение Лазаря». Сцена изображена на фоне двух склоненных слева направо розово-кирпичных горок, которые заполняют верхнюю зону иконы. Христос с шестью апостолами, Марфой и Марией у ног изображен идущим вправо почти в центре иконы. Слева от него шесть иудеев, справа — черная пещера с фигурой завернутого в светло-зеленые пелены Лазаря и двое слуг, уносящих плиту гробницы. Стоящий спиной слуга развертывает пелены. Между горками на золотом фоне светло-зеленая с черными проемами палата. В левой руке Христа белый свиток. Правую руку он простер в благословляющем жесте по направлению к Лазарю; облачен в фиолетово-коричневый хитон с клавом и темный изумрудно-зеленый гиматий. Апостолы в оранжево-желтых, голубых и фиолетово-коричневых гиматиях. Хитоны синие. На иудеях киноварные, голубые, травянисто-зеленые одежды и белые с коричневыми и черными полосками головные повязки. Сестры Лазаря в оранжево-желтом и золеном мафориях. Лики написаны по плотному оливковому санкирю зеленоватого оттенка охрой с подрумянкой, сильными высветлениями и немногочисленными мелкими оживками.
Красновато-коричневая крышка гробницы украшена узором в тон типа «коврика». Горки скалистые с лещадками и «пяточками». Белильные высветления на них стилизованы в виде вееров.
Киноварная надпись над нимбом Христа:
с. 323 ¦
[Иконография.]
с. 324¦«Воскрешение Лазаря» соответствует особому московскому изводу, появляющемуся только у Рублева, причем во время работы над Благовещенским иконостасом: апостолы изображены вместе с Христом в центре композиции, иудеи же слева.
Onasch 1961.[477][M.7-1]
Onasch K. Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1961. — S. 367, Taf. 45.
Смирнова 1964/2.[12439][D]
Смирнова Э. С. Две иконы из Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. 8. — Л., 1964. — С. 93–104.
Алпатов 1978.[89][M.1-5]
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №124, стр. 311.
Новгородская икона 1983.[28][M.7-1]
Новгородская икона XII–XVII веков / В. К. Лаурина, В. А. Пушкарев. — Л.: Аврора, 1983. — № 142, стр. 310.
Лелекова 2011.[3488][M.1-3]
Лелекова О. В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. В 2-х томах. — М.: Индрик, 2011. — Кат. № 33, стр. 349-351.
Иконостас Успенского собора 2012.[4608][M.5-2]
Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря = The Iconostasis from the Dormition Cathedral of the Kirillo-Belozerski Monastery. — М., 2012. — Кат. № 26, стр. 144, илл. с. 145-147.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью
и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.