Наверх (Ctrl ↑)

Положение во гроб

Плащаница (так называемая «голубая»)

Положение во гроб
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва (?)

Начало XV в.

136 × 183 см

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия
Инв. 2437

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

Самая ранняя из сохранившихся русских плащаниц — «голубая» в Загорске. В ней уже полностью сформировался тот иконографический извод, который господствует в русских плащаницах первой половины XV в. с. 79
с. 80
¦
У изголовья Христа на скамье сидит Богоматерь, у ног стоит Иоанн Богослов. Два ангела с рипидами стоят около них, два — за ложем, два коленопреклоненных — перед ложем. Вверху солнце и луна, а также два летящих ангела, по углам символы евангелистов. С небольшими вариациями (наличие или отсутствие храма, Гроба Господня со светильником, свечи внизу) этот тип повторяется в новгородских и московских произведениях.

[...]

В «голубой» загорской плащанице настроение тихой, спокойной грусти выражено плавными, широкими линиями рисунка и круговым композиционным ритмом, создающим ощущение медленного вращения. Движение передано распределением форм: в верхней зоне композиции они сосредоточены слева, у головы Христа, а внизу чуть намечено движение вправо. За исключением этих небольших акцентов, формы равномерно размещены в пределах изображения.


Литература