Наверх (Ctrl ↑)

Почему в древнерусской иконописи 15-16 века ель практически никогда не использовалась в качестве основы под живопись?

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1975 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1006207 • 04 Янв 2018 17:37
В библиотеке форума можно скачать монографию известного советского историка Исаака Уриелевича  Будовница Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI веках (по «житиям святых») / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Наука, 1966. — 392 с.,

    Чем нам интересна эта монография? Исаак  Уриелевич , первым поставил вопрос  - Почему новгородский  архиепископ  Моисей  дал Лазарю Муромскому «Антиминс, священные сосуды и милостыню довольну?" (стр. 118 фото 8.) ,  …
 
    Исаак  Уриелевич пишет – «Когда население острова умножилось, Лазарь построил церковь в честь »друга божия» Лазаря и отправился в Новгород к архиепископу Моисею за антиминсом для освящения церкви.  Моисей дал Лазарю антиминс , и «священные сосуды и милостыню довольну», но при этом не сообщается, что дал Лазарь Моисею, ибо освящение каждой новой церкви, назначение в игумены и пр. стоили больших епископских пошлин, от которых церковные пастыри никогда не отказывались (Алчность при этом доходила до того, что, например, «софияне» (капитул Софийского собора в Новгороде, центральный штат архиепископа) разрезали антиминс на четыре части и тем самым учетверяли свои доходы)".
 
    Теперь мы знаем, что дал Лазарь  новгородскому   архиепископу   Моисею – он был одним из двух мастеров - авторов росписи Собора  Михаила Архангела Сковородского монастыря Новгорода, построенного  по велению архиепископа  Моисея в 1355 году. В этой, основанной им обители, он и был похоронен  в 1362 году.
    Виктор  Никитич  Лазарев датировал роспись Собора  Михаила Архангела – около 1360 года , отмечая  при этом , что « …  второй мастер (Лазарь Муромский?)  подвизался преимущественно в куполе ... По сравнению с работами первого мастера, фрески его кисти кажутся,  менее щеголеватыми, зато им присущ оттенок большей задушевности. Этот  второй мастер, вероятно, был не только старше первого, но и патриархальнее по своему мироощущению … «.
   
    На фото 9 слева фреска пареклесия Кахрие Джами, Константинополь (1315-1321 гг.). Справа фреска с  изображением пророка Ионы  Собора  Архангела Михаила в  Сковородском монастыре Новгорода, выполненная  как считал Виктор  Никитич  Лазарев вторым мастером (около 1360 года) …
Файл № 489 315
8 Будовниц Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI веках ... стр. 118.jpg
590.98 KB   •    13
Файл № 489 346
9 2 фрески Кахрие Джами Константинополь (1315-1321), Сковородский монастырь Новгорода около 1360 года.jpg
1.38 MB   •    50
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1975 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1007404 • 08 Янв 2018 19:57
Сомнений нет, что наш особый мастер  (так называет его Мария Алексеевна Орлова  в своей фундаментальной работе « Орнамент в монументальной живописи древней Руси. Конец XIII — начало XVI века» 2тт  ) не кто иной , как Лазарь Муромский - преподобный Русской церкви, основатель Муромского Свято-Успенского монастыря ...  Далее, попробуем обосновать данное утверждение.

    В 1969-1970 гг. Ольга Сигизмундовна Попова написала работу  Новгородские миниатюры второй четверти  XIV в. в которой очень точно описала стиль « остро характерный,  и несомненно оригинальный в истории русского искусства» … -  « В результате сплава византийских и русских традиций  и местных вкусов было создано художественное явление, оригинальное    по отношению к искусству  византийского круга, хотя и очень близкое  ему».
   Конечно же, к этому стилю  относятся и фрески Собора Архангела Михаила в Сковородском монастыре, и рассматриваемая нами икона Святитель Никола, написанная , одним из мастеров фрескового ансамбля.

   Ольга Сигизмундовна так описывает это стиль – « … Он существовал только на Руси, а точнее – только в Новгороде. И по своей  внешней выразительности, и по своему внутреннему содержанию он адекватен характеру культурной ситуации Новгорода этого периода. Возникший где-то в 30-х годах  XIV в. (самый ранний пример – Васильевские врата 1336 г.) он просуществовал недолго – до середины века. В более поздних памятниках этот стиль не воскресает ни разу. Непродолжительная жизнь его совпадает с периодом, когда церковную кафедру в Новгороде с 1331 по 1352 г. занимал архиепископ Василий, он же – Григорий Калика, совершивший и описавший  паломничество в Константинополь и Палестину и ставший затем одним из самых знаменитых русских архиереев" .  
    Раз мы отнесли к этому стилю фрески Собора Архангела Михаила в Сковородском монастыре,  и  икону  Святитель Никола, то, во-первых,  необходимо раздвинуть границы, - стиль этот встречается , как минимум  еще один  раз в конце 50-х годов  XIV вв., совпадающий с поездкой Лазаря Муромского к архиепископу Моисею. А,  во-вторых  связать с ним  и деятельность архиепископа  Моисея занимавшего  владыческую кафедру дважды: с 1324 по 1329 г., и после перерыва с 1352 по 1359 г, по заказу которого и были выполнены фрески Собора Архангела Михаила.

    Житие Лазаря Муромского — сочинение, составленное в форме автобиографии Лазаря, основателя Муромского монастыря у восточного берега Онежского озера (ум. 8 марта 1391 г.), записанной с его слов его преемником Феодосием. Из него следует, что Лазарь был выходцем из Византии,  пострижеником игумена «римския обители Высокогорския» Афанасия Дискота, посланным в Великий Новгород к архиепископу Василию «повести сказати... о белом клобуце», — имеется в виду легендарная история передачи новгородским владыкам константинопольским патриархом белого головного убора … (на фото 11 первая страница одного из полутора десятков списков жития).

   В Новгородской третьей летописи, это событие датируется  6843 (1335)  годом (… «при сем архиепископе Василии принесен бысть белый клобук …») , а  в  записи  6844 (1336)  года  мы читаем – «того же лета двери медные золоченые сделал владыка Василий у святой Софии, у притвора церковного»  (фото 12).

   Но ведь Ольга Сигизмундовна пишет об этом стиле  - «самый ранний пример – Васильевские врата 1336 г.» . Ну как не связать появление  этого стиля (« остро характерного, и несомненно оригинального  в истории русского искусства»), с первым приездом Лазаря Муромского в Великий Новгород в 1335 году.  Зная, при этом, что Лазарь Муромский  был одним  из ведущих, именитых и высококвалифицированных константинопольских иконописцев, обладающий  к тому же,  исключительным социальным  статусом.
Файл № 490 055
11 Повесть о муромском острове стр. 1 РНБ Собрание Михайловского 384Q.jpg
896.53 KB   •    19
Файл № 490 056
12 Новгородская третья летопись записи 1335-1336 гг.jpg
166.45 KB   •    19
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1975 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1008687 • 12 Янв 2018 10:19
Рассмотрим приемы письма и материалы красочного слоя личного (фото 10) иконы Святитель Никола, написанной, по нашему утверждению, Лазарем Муромским в конце 50-х годов  XIV века , скорее всего,  на берегах Онежского озера  в Успенском  Муромском  монастыре.

    « … Личное моделировано по оливковому санкирю темного оттенка (смесь желтой охры и сажи, немного свинцовых белил, незначительное количество киновари). Охрения  выполнены в три этапа. Сначала основная форма карнации была прорисована  желтой охрой с примесью киновари. Далее нанесли менее крупные мазки из смеси свинцовых белил и желтой охры. Затем этот слой перекрыли желтой охрой с  незначительным количеством киновари и белил. Локализованные мелкие формы высветлений  выполнены белилами с  незначительной примесью киновари и охры. Движки нарисованы практически чистыми белилами. Опись черт личного темно-коричневая (сажа, небольшое количество красной охры, единичные  частицы киновари). Волосы написаны в два этапа. Сначала крупные пряди наметили смесью белил, сажи, небольшой доли киновари и аурипигмента. Затем сами волосы нарисовали практически чистыми белилами«.

   Мы видим, что объемное изображение лика сформировано с помощью системы высветлений из смеси белил с желтой охрой, нанесенных в несколько слоев, и завершающего слоя чистых свинцовых белил. Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает, и лики  пишут  уже  по бессанкирной  белой подготовке.
Файл № 490 857
10 Икона Святитель Никола Лик.jpg
2.39 MB   •    50
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1975 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1008732 • 12 Янв 2018 12:21
Церковь Воскрешения Лазаря - самый древний из всех сохранившихся до нашего времени памятников русского деревянного зодчества не только в самом музее-заповеднике Кижи, но и во всей России (фото 13).
 
   Из книги Э.С. Смирновой По берегам Онежского озера – « … Муромский монастырь один из самых старых в Обонежье и может в этом смысле сравнится лишь с Палеостровским. Больше всего монастырь прославился крошечной Лазаревской церковью, которую сейчас перевезли в Кижский заповедник. Она стояла на кладбище. За руинами каменных храмов, чуть в стороне, и сейчас видна группа огромных старых деревьев. Это кладбищенская роща, существовавшая еще в  XVII веке. Московские дьяки, приезжавшие составлять описание Обонежья, всякий раз специально отмечали и церковку и рощу. Очевидно, и то и другое считалось местной  достопримечательностью …  Лазарь скончался здесь в 1391 году, прожив 105 лет, и был погребен за алтарем церкви Воскрешения Лазаря».

   Но ведь наша ель (из которой была изготовлена основа иконы  Святитель Никола) и деревья, из которых была построена церковь Воскрешения Лазаря росли, скорее всего, в одном месте и в одно время. И церковь, практически в первозданном виде (за исключением восстановленного А.В. Ополовниковым  утраченного западного притвора) сохранилась до наших  дней.
 
   Случай уникальный, грех не воспользоваться такой возможностью …     Rolling Eyes
Файл № 490 895
13 Церковь Воскрешения Лазаря в Кижах.jpg
280.04 KB   •    11
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1975 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1013350 • 23 Янв 2018 15:35
Правая сторона доски основы иконы святитель Никола содержит 82 видимых кольца, соответствующих периоду жизни ели с 1258 по 1340 год.

   В 1987 году была опубликована единственная на настоящее время  работа по дендрохронологическому исследованию дерева  церкви Воскрешение Лазаря   - Сергеева Н.Ф. Дендрохронологическое исследование дерева церкви Воскрешение Лазаря, Муромского монастыря // Культура и искусство СССР, Серия: Реставрация памятников истории и культуры. М., 1987. Вып. 7. С. 10-15.


  Из статьи мы узнали , что Б.А. Колчин в 1963 году в период сборки и реставрации Церкви Воскрешения Лазаря в Кижах взял 11 образцов спилов.
   В 1983 году сотрудниками Института Археологии АН СССР Н. Черных и А. Урьевой были взяты еще 36 образцов древесины Церкви Воскрешения Лазаря в виде кернов КЛМ-83\1 - КЛМ-83\36 .
         
   В результате дендрохронологического исследования дерева из сруба церкви Лазаря Муромского ученые установили, что все бревна сруба были срублены одновременно, и названо время ее строительства 1464 год.

   В статье была  приведена таблица результатов   дендрохронологического исследования  коллекции древесины   из  церкви Лазаря Муромского в музее Кижи , включающая в себя 36 образцов древесины. Из которой стало ясно, по крайней мере 4 дерева, образцы которых были рассмотрены,  произрастали в интересующий нас период, и вполне возможно росли в одном массиве с нашей елью.

13. КЛМ- 83\22 верхний косяк двери 257 колец  (1207 - 1464 гг)
19. КЛМ- 83\11 западная стена церкви 4 бревно 213  колец   (1251 - 1464 гг)
21. КЛМ- 83\32 дверь,  косяк с пятой  193  кольца    (1270 - 1463 гг)
33. КОМ- 83\8 северный  косяк двери 193 кольца    (1264 - 1457 гг)
   
    К сожалению, больше ничего об этих четырех образцах из статьи узнать не удалось. Но в списке литературы под №7  значилось - Сергеева Н, Ф., Шургин И. Н. Дендрохронологическое датирование уникальных памятников деревянного зодчества Русского Севера. Отчет В\О «Союзреставрация» (хранится в архиве Научно-исследовательской проектной мастерской В/О «Союзреставрация») М., 1984 г.
 
    Пришлось приложить немало усилий, что бы  найти этот отчет. Его слегка залило водой при пожаре, но к счастью он сохранился в вполне прекрасном состоянии, годном для копирования (фото 14).
Файл № 493 869
14 Отчет Ш-329 Обложка.JPG
224 KB   •    16


ЦНРПМ Отчет Ш-329 Дендрохронологическое датирование уникальных памятников деревянного зодчества Русского Севера. Церковь Воскрешения Лазаря из бывшего Муромского монастыря. Москва 1987 год.
KISA
Регистрация: 21.12.2006 Сообщения: 9465
Сообщение   Сообщение № 1020419 • 10 Фев 2018 19:03
Ягморт писал(а):
Рассмотрим приемы письма и материалы красочного слоя личного (фото 10) иконы Святитель Никола, написанной, по нашему утверждению, Лазарем Муромским в конце 50-х годов  XIV века , скорее всего,  на берегах Онежского озера  в Успенском  Муромском  монастыре.

   
Простите, по нашему утверждению, это чьему? Вашему или еще чье то? Немного не понятно.

_________________
Мы бодры...веселы...
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1975 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1020426 • 10 Фев 2018 19:28
   
Ягморт писал(а):
 
    « … Личное моделировано по оливковому санкирю темного оттенка (смесь желтой охры и сажи, немного свинцовых белил, незначительное количество киновари). Охрения  выполнены в три этапа …
   ... Мы видим, что объемное изображение лика сформировано с помощью системы высветлений из смеси белил с желтой охрой, нанесенных в несколько слоев, и завершающего слоя чистых свинцовых белил. Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает, и лики  пишут  уже  по бессанкирной  белой подготовке."


   Так вот, эту фразу - " ... Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает, и лики  пишут  уже  по бессанкирной  белой подготовке" - не скрываю, я взял из монографии
Наумова М. М. Техника средневековой живописи. Современные представления по результатам исследований - размещенной на сайте ГосНИИР ...

    Пару лет назад, полемика с коллективом новгородских реставраторов закончилась ответом – «Представленное на фотографии изображение не может иметь отношения к новгородской живописи XIV в.  …  Для справки: новгородские иконописцы в XIV-XVI веках для изготовления основы использовали практически исключительно липу, в качестве наполнителя левкаса только мел (не гипс!). Применение смальты в Новгороде чрезвычайно редко …»

   Они оказались полностью правы! Икона была написана в Обонежье константинопольским мастером, использовавшим приемы ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции. А этим мастером, в середине XIV века,  мог быть только Лазарь Муромский, выходец из римской обители Santa Prassede ... (Конечно, это все ИМХО)  Rolling Eyes
 
  Ответ на вопрос - Почему, именно Santa Prassede?

  Ульянов О.Г. О времени зарождения на Руси концепции «Москва – Третий Рим» («Donatio Constantini Magni» и «Повесть о белом клобуке») // Терминология исторической науки. Историописание.
М., ИВИ РАН, 2010. С. 196-214.
  На стр. 203 Олег Германович пишет - "...по нашим исследованиям, Лазарь направился на Русь из греческого монастыря Santa Prassede в Риме".
 
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1975 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1140492 • 20 Дек 2018 12:13
В обоих текстах   пространных редакций  Жития Лазаря Муромского  (ГИМ, собр. Уварова, № 542 (408), конец 50-х годов XVII в. и ГБЛ, собр. Ундольского, № 146, XVIII в.) указывается - “ С Васильем же Великаго Нова града препроводих с ним четыре лета и известно писаньми уверился. Господин мой, Кесария великий духовный настоятель ... “.

  Архиепископ Василий Калика — с 1330 года по 1352 год архиепископ Новгородский и Псковский…  В 1352 году появилась во Пскове страшная зараза — «черная смерть», и в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них и вместе с ними. Владыка прибыл немедленно, совершил богослужение в трёх церквах, обошёл город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел, и скончался на обратном пути в Новгород, в обители Архангела, при устье реки Узы, впадающей в Шелонь, 3 июля 1352 года.
  В своей  книге По берегам Онежского озера (фото 4) Энгелина Сергеевна Смирнова пишет (фото 5) – « … Во вторую поездку ему было поручено осмотреть и составить для патриарха описание прославленных новгородских достопримечательностей: Софийского собора, городских церквей и монастырей. На этот раз Лазарь уже не вернулся в Константинополь, а остался в Новгороде при дворе архиепископа  Василия. После смерти Василия Лазарь отправился в дальнее путешествие «на северную сторону близ океана моря» на озеро Онего, чтобы основать там монастырь» .
 
  В  тексте рукописи  Жития Лазаря Муромского из собрания Ундольского (фото 15) прямо указывается - " … Аз же по повелению Василия епископа списах чюдотворный образ святыя Софии премудрости божии. И вся церквия же во граде и в святыя обители и жития и образы многих святых написав.  И вземъ  епистолию епископа Василия и преже себе  послах в Кесарию к Василию епископу  с купчинами. С ними же приидох в Великий Новеград … "
  Получается, что Лазарь Муромский второй раз приехал в Новгород, скорее всего, с купеческим караваном  в 1349 году.  И путь этот, вполне возможно, проходил через  Высо́кие Деча́ны  - Главный сербский православный монастырь в Косове.  Далее попробуем обосновать это  утверждение.
Файл № 571 126
15 Завещание Лазаря Муромского фрагмент.jpg
234.69 KB   •    2
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1975 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1140502 • 20 Дек 2018 12:28
В своей блестящей работе « Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века»  Мария Алексеевна Орлова показала, что наиболее близким, к   растительно-цветочному орнаменту  Михаилоархангельского храма Сковородского монастыря Новгорода, является образец декорации Кахрие джами (1315-1321 гг.) (фото 9). А  наиболее близкими к орнаменту из пересекающихся синусоид (приведен в центре фото 16) являются не росписи развитого XV века, а вариант, существующий во фресках Сопочан, и воспроизведенный затем во Дечанах (1348 -1350 гг.) (фото 16). Мария Алексеевна выделяет еще один, очень важный момент, фриз из консолей под композицией «Вознесение» в росписи церкви Архангела Михаила весьма близок к орнаменту Баптистерия Сан Марко в Венеции (1342-1355 гг.) (фото 17).

       
   На фото 16 приведены  изображения  фресок с Иоанном Предтечей церкви Архангела Михаила и монастыря  Высокие Дечаны. Фреска сковородского монастыря была выполнена по утверждению В.Н. Лазарева вторым мастером, который,  как отметил Виктор Никитич работал преимущественно в куполе, и который, скорее всего, является автором большинства орнаментальных композиций.
   И вполне возможно, что  в качестве образов для своих фресок, второй мастер (Лазарь Муромский?) использовал образ Иоанна Предтечи и образы орнаментов фресок сербского монастыря Высокие  Дечаны.
 
   А то, что Лазарь  Муромский  на пути в Великий Новгород в 1348-1349 годах, вполне мог посетить, как Венецию, так и Сербию, хорошо видно на примере хожения на флорентийский собор неизвестного суздальца (фото 18.). Путешественники покинули Венецию 22 декабря 1439 года, а в Загреб прибыли 7 февраля 1440 года ...   Rolling Eyes
Файл № 571 137
16 Фрески Иоанн Предтеча монастырей Сковородского (Новгород около 1360 года) и Высокие Дечаны (Сербия 1348-1350 гг).JPG
760.69 KB   •    5
Файл № 571 713
17 Фрагмент композиции Вознесение. Фреска церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре, близ Новгорода. Около 1360 г..jpg
374.33 KB   •    5
Файл № 572 896
18 Маршрут Хожение на флорентийский собор неизвестного суздальца 1437-1440 гг.JPG
228.12 KB   •    4
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2019 phpBB Group
Top.Mail.Ru