Наверх (Ctrl ↑)

Почему в древнерусской иконописи 15-16 века наполнителем грунта почти всегда служил мел?

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2164 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 724024 • 16 Фев 2016 19:01
Перед Новым годом никак не мог с интернета скачать  книгу  Д. И. Киплик Техника живописи  , пока не наткнулся на ссылку на форум "Христианство в искусстве" именно на  тему посвященную этой книге, и успешно скачал книгу ...
 
http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=53849#53849

сегодня читаю в разделе посвященном Гипсу   (фото 6) -

 ...  Гипс лишен кроющей способности и потому не может слу­жить краской в живописи (даже клеевой), и применение его ограничивается здесь лишь приготовлением грунтов. Имеются указания на то, что гипсовые грунты превосходят меловые, осо­бенно на дереве, так как они менее хрупки и ломки и лучше про­тивостоят изменениям влажности воздуха и его температуры. Подобно мелу, гипс служит белым основанием для красок-лаков, а также для подмеси в краски, причем и в том и в другом случаях предпочитается мелу. ...
   
Так кто все же прав ?

 Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге Д.И. Киплик утверждающий - " гипсовые грунты превосходят меловые, осо­бенно на дереве, так как они менее хрупки и ломки и лучше про­тивостоят изменениям влажности воздуха и его температуры" или  Алексеев - Алюрви имеющий прямо противоположное мнение - " Гипсовые грунты более хрупкие, чем меловые... "
   
Rolling Eyes
Файл № 331 289
6 Д. И. Киплик Техника живописи стр. 18 о гипсовых грунтах.jpg
163.17 KB   •    26
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2164 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1132052 • 03 Дек 2018 12:49
В своей монографии (Наумова М.М. Техника средневековой живописи. Современные представления по результатам исследований. Москва: РИО ГосНИИР, 1999. — 88 с. — (Краски Средневековья)), Майя Марковна Наумова пишет - «.... Гипсовые грунты  типичны для средневековой живописи  Южной Европы, как византийской, так и западноевропейской традиции. Иконописцами  Северной  Европы в качестве   наполнителя грунта почти всегда использовался  мел.
  Для русских икон также характерны меловые грунты, однако в красочном слое  некоторых русских икон XIII-XIV  вв. был обнаружен гипс. Пока не доказано, что это следствие иноземных влияний».
 
  Дендрохронологическое исследование основы, палеографическое исследование надписей   и стилистический анализ  живописи  иконы Святитель Никола (фото 7), позволяют с большой долей вероятности утверждать, что икона, скорее всего, была  написана в Обонежье около 1360 года. Попробуем показать, на примере технико-технологического исследования живописи иконы Святитель Никола, имеющей гипсовый левкас, что древнерусский иконописец, автор иконы, прекрасно владел приемами как западноевропейской (средневековой итальянской), так и традиционной византийской живописи.  Что позволит нам доказать, что использование гипсовых грунтов в древнерусской живописи   XIII-XIV  вв. являлось следствием иноземных влияний.
Файл № 566 694
7 Икона Святитель Никола снимок 12.11.2015.JPG
1.35 MB   •    18
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2164 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1132054 • 03 Дек 2018 12:58
Начнем с  доличного.
   Древний  византийский прием написания мафория, заключался в многослойном написании, при котором  завершающий слой всегда состоял из красного органического пигмента.  В своей монографии Майя Марковна отмечает, что этот византийский прием написания мафория – принципиально иной, чем способ его исполнения на  древнерусских иконах,  где   коричневый мафорий Марии всегда писался в один слой, состоящий  либо из одного коричневого земляного пигмента, либо в смеси  с сажей, киноварью  или, в отдельных случаях, с синими минеральными пигментами.

  В качестве иллюстративного примера данных приемов, можно привести две наиболее почитаемые  в России, и в Украине Иконы Богородицы.

  Например одна из древнейших и наиболее почитаемых в Украине икон  Хо́лмская икона Божией Матери ( Цитович В.И., Братушко Ю.И., Тимченко Т.Р. Византийская икона XII века «Богоматерь Холмская» в свете технологических исследований // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Сб.статей. Вып. 19. – М.: ГосНИИР, 2001. – С. 7-16.). Авторы пишут - «Икона заметно выделяется по тонкости изображения ликов среди византийских памятников, обнаруживая стилистическую близкость только в одной византийской иконе (иного иконографического типа – Елеусы) Богоматери Владимирской (Вышгородской), относимой к константинопольской школе и датируемой первой третью XII в.(фото 8.) … Авторский левкас – клее-гипсовый … Живопись пурпурного мафория Богоматери двухслойна; на грунте лежит красная охра, пролессированная  темно-пурпурным краплаком» (фото 9).

  Технико-технологические приемы написания  главной святыни русского государства иконы  Богоматерь Владимирская (фото 8.) приведены в книге - Богоматерь Владимирская / Гладышева Е.В., Суховерков Д.Н. — М. : Гос. Третьяковская галерея, 2016. — 88 с.  Авторы, в разделе поновления  XVI  века (1514 год) отмечают – «Новый мафорий Богоматери был написан смесью коричневого гематита и угля».
Файл № 566 696
8 Икона Богоматерь Владимирская Лик Византия Первая треть XII в..jpg
196.37 KB   •    11
Файл № 566 695
9 Икона Богоматерь Холмская Византия XII в..jpg
186.05 KB   •    18
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2164 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1132055 • 03 Дек 2018 13:05
В нашем случае, икона Святитель  Никола – «…Фон медальона с изображением Богородицы написан глауконитом с примесью белил. Цвет мафория «классический», получен смешением красной охры с небольшим количеством сажи. Чепец Марии нарисован смальтой с примесью белил».
   Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, при написании мафория Богородицы (фото 10),   использовал классический древний византийский прием. И не стоит забывать, высота фигуры Богородицы на иконе всего несколько сантиметров.
Файл № 566 697
10 Икона Святитель Никола Медальон Богородицы снимок 2012 года.jpg
4.61 MB   •    33
kasper
Регистрация: 01.12.2011 Сообщения: 19699
Сообщение   Сообщение № 1132074 • 03 Дек 2018 13:45
Чем больше Вы пишите про свой предмет, тем он у Вас становится старше и старше, а тема параноидальная получается
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2164 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1132992 • 04 Дек 2018 20:49
На фото 11 справа миниатюра Благословляющий Христос на троне из Сборника византийской гимнографии (Акафист Богоматери) Москва Гос. исторический музей, Син. греч. 429 (Влад. 303).
 
   Рукопись происходит из скриптория константинопольского монастыря Одигитрии. Она создана писцом Иоасафом II (отождествлено по почерку), впоследствии    игуменом монастыря Одигон, скорее всего, по заказу константинопольского патриарха Филофея Коккина.
   Рукопись украшена 24 миниатюрами, иллюстрирующими содержание Акафиста Богородице, а также инициалами причудливой формы, представляющими собой фантастически переплетенные звериные тела, в которые включены антропоморфные элементы. В 1662 г. рукопись была привезена в дар царю Алексею Михайловичу от Иоанна Палеолога и Александра Ласкараки, старост церкви Богородицы Златой Источник в Константинополе.

   Из экспертного заключения иконы «Святитель Никола» -
«... Медальон с фигурой Христа написан смальтой с примесью белил … чепец Марии нарисован смальтой с примесью белил ... камни же на крышке кодекса написаны красной охрой и смальтой по подложке из двойника … в моделировке пробелов использованы белила и смальта … ".

   Из монографии М.М.Наумовой - « Смальта – искусственный пигмент, калийное стекло, окрашенное ионами кобальта в синий цвет CoO•nK2SiO3. Ранее считалось, что в живописи смальта появляется с середины XVI века. Однако нами она была обнаружена  в красочном слое миниатюр рукописи  XIV в., — «Акафист Богоматери» в смеси с азуритом и ультрамарином. В иконописи смальта впервые была идентифицирована при исследовании страстного цикла праздничного ряда иконостаса из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV в.)»,  и далее ( из технико-технологического исследования живописи рукописи «Акафист Богоматери») - « Миниатюры, включенные в каждую из четырех тетрадей, отличаются специфическими  особенностями в живописной трактовке синих одежд персонажей, … иногда синие одежды писались смесью крупных кристаллов смальты и белил, …  во второй тетради синие одежды написаны  преимущественно крупными кристаллами смальты, смешанными с кальцитом».

   Ю.И. Гренберг пишет в своей монографии - "Двойное золото, или двойник - скованные вместе тончайшие листики сусального золота и серебра: двойник укладывали на полимент серебряной стороной. До XVI в. двойник в золочение икон, по-видимому не применяли."
 
   Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, применял двойник уже в середине XIV века, и что самое интересное, укладывал его на полимент золотой стороной ...  Rolling Eyes
Файл № 569 451
11 Икона Святитель Никола снимок 12.11.2015 + миниатюра Христос на престоле Акафист (Константинополь 50–60-е гг. XIV в.).jpg
397.07 KB   •    19


Миниатюра из рукописи Акафист (50–60-е гг. XIV в.)
Москва ГИМ, Син. греч. 429 (Влад. 303)
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2164 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1180006 • 26 Мар 2019 09:46
Из монографии Ю.И. Гренберга – « … Исследования средневековой западноевропейской живописи подтвердили, что ее характерной особенностью действительно было то, что все пигменты (исключая живопись инкарната), как правило,  употребляли в чистом, наиболее сильно выраженном по цвету виде. Пигменты смешивали только с белилами, иногда с черной угольной и редко между собой; исключение составляли составные зеленые».  И далее, в качества примера такого применения пигментов, Юрий Израилевич приводит полиптих Франческо д” Антонио да Анкона Мадонна с младенцем и святыми  1393 года, из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина (фото 12).

http://www.italian-art.ru/canvas/8-14_century/f/francesco_d_antonio_da_ancona/madonna_and_child_christ_and_saints/index.php

   В полиптихе все синие одежды написаны ультрамарином со свинцовыми  белилами, а складки лессированы чистым ультрамарином. Красные одежды выполнены киноварью, желтые смесью свинцово-оловянистой желтой со свинцовыми белилами, а оранжевые тени на них – лессировкой суриком. Красные и синие парчовые одежды написаны лессировками киноварью и ультрамарином. И только коричневые тона из-за отсутствия тогда на палитре живописцев коричневых пигментов переданы смесью черной угольной, киновари и темной охры.  

  Из экспертного заключения иконы Святитель Никола – «В базовом слое роскрыши фелони святителя преобладает красно-коричневая охра, имеется небольшая примесь белил и сажи. В моделировке пробелов использованы белила и смальта. Складки одежд дополнительно прорисованы красно-коричневой охрой с небольшой примесью сажи. В красочном слое омофора преобладают свинцовые белила, к ним примешано совсем немного киновари, смальты и сажи. Кресты написаны черным сажевым колером и дублированы желтым рисунком (аурипигмент). Глауконитом написана кайма омофора, а орнамент белилами. Оплечье выполнено желтой охрой с незначительным количеством сажи и киновари, драгоценные камни нарисованы аурипигментом. Камни же на крышке кодекса написаны красной охрой и смальтой по подложке из двойника. Исподняя часть фелони выполнена киноварью, орнамент на ней – аурипигментом. Медальон с фигурой Христа написан смальтой с примесью белил, одежды Спасителя нарисованы желтой охрой с незначительной долей сажи, ассист – аурипигментом. Фон медальона с изображением Богородицы написан глауконитом с примесью белил. Цвет мафория «классический», получен смешением красной охры с небольшой примесью сажи. Чепец Марии нарисован смальтой с примесью белил. Подлинная надпись на фоне была выполнена киноварью».

   Мы видим, что древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола также употреблял пигменты  в чистом, наиболее сильно выраженном по цвету виде, что является характерной  особенностью средневековой западноевропейской живописи.
Файл № 596 911
12 Полиптих Франческо Д Антонио ДА Анкона Мадонна с младенцем и святыми 1393 года, из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина.jpg
3.5 MB   •    3
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2164 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1180021 • 26 Мар 2019 10:06
Еще один интересный момент.  Из монографии М.М.Наумовой (стр. 85- 86) -  «Примером использования различных живописных приемов  может служить итальянский триптих Никола Барони «Мадонна с младенцем на троне … (после 1430 г. из Национального музея искусств, имени Богдана и Варвары Ханенко)  … Изучение материалов и технических приемов живописи триптиха , позволяет составить представление о характерных составах красочных смесей и особенностей техники средневековой итальянской живописи. Использованный в данном случае при изображении Богоматери, Св. Иеронима, Св. Бенедикта, Бога-Отца и Христа санкирный прием характерен и для древнерусской, и для византийской живописи, однако, в отличие от итальянской живописи, в состав красочной смеси санкиря здесь никогда не входят свинцовые белила».

   Из экспертного заключения иконы Святитель Никола – « … Личное моделировано по оливковому санкирю темного оттенка (смесь желтой охры и сажи, немного свинцовых белил, незначительное количество киновари). Охрения  выполнены в три этапа. Сначала основная форма карнации была прорисована  желтой охрой с примесью киновари. Далее нанесли менее крупные мазки из смеси свинцовых белил и желтой охры. Затем этот слой перекрыли желтой охрой с  незначительным количеством киновари и белил. Локализованные мелкие формы высветлений  выполнены белилами с  незначительной примесью киновари и охры. Движки нарисованы практически чистыми белилами. Опись черт личного темно-коричневая (сажа, небольшое количество красной охры, единичные  частицы киновари). Волосы написаны в два этапа. Сначала крупные пряди наметили смесью белил, сажи, небольшой доли киновари и аурипигмента. Затем сами волосы нарисовали практически чистыми белилами«.

   Мы видим, что объемное изображение лика сформировано с помощью системы высветлений из смеси белил с желтой охрой, нанесенных в несколько слоев, и завершающего слоя чистых свинцовых белил. Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции …
 
   Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола использовал, при написании личного (фото 13) санкирный прием характерный как для древнерусской, так и для византийской живописи, однако, в отличие от итальянской живописи, в состав красочной смеси санкиря здесь никогда не входят свинцовые белила...
Rolling Eyes
Файл № 596 919
13 Икона Святитель Никола до раскрытия , снимок середины 80-х + личное фото 2012 года.jpg
586.74 KB   •    7
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2164 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1190383 • 15 Апр 2019 14:04
В марте 2013 года, еще до технико-технологического исследования иконы Святитель Никола, Сергей N писал (в теме обсуждения доски основы иконы) –

Сергей N писал(а):
Что касается северной иконы - техника исполнения уступает новгородской: Грубо растертые краски, так что порою видны зерна красителя [смотрим фото ( фото 14)], грунт неровный, паволока необязательна, доска грубо обработана.


    Из экспертного заключения иконы Святитель Никола – « … В целом доска выполнена на высоком профессиональном уровне, из качественного материала ... В качестве паволоки использована тонкая льняная ткань светло-серого цвета с полотняным переплетением нитей  ... Авторский левкас иконы гипсовый. Он нанесен равномерным слоем толщиной около 1,5 мм. Поверхность грунта зашлифовывалась рукой, на полях хорошо заметны следы выравнивания левкаса в увлажненном состоянии. … О создании иконы в северных регионах России свидетельствуют и некоторые технологические особенности: … крупный помол части пигментов … «
   
   Насчет  грунта, паволоки и доски основы  Сергей N ошибся, а вот насчет крупного помола пигментов попал в точку …
 
   Но вот зачем, древнерусский мастер использовал крупный помол части пигментов, долгое время было непонятно  ...   Rolling Eyes
   
   Также непонятно было, для чего в технико-технологическом исследовании было подчеркнуто, - «Поверхность грунта зашлифовывалась рукой, на полях хорошо заметны следы выравнивания левкаса в увлажненном состоянии … «.  Скорее всего, данный технологический прием встречался нечасто, и имел какой-то смысл, но вот какой?
   
   Известно, что для крупнослойных пород дерева (сосна, ель) уместна толстая паволока. Скорее всего, древнерусский мастер сознательно использовал тонкую льняную ткань, но вот зачем?
   
    Еще один интересный момент! Икона до раскрытия находилась под родным авторским лаковым покрытием. Это хорошо видно на фрагменте видео,  показывающего состояние  иконы в 1994-1995 годах ...

Смотреть видеоролик http://youtu.be/2FGHImz5hPw

   Мы знаем, что в предполагаемом месте написания иконы, и в настоящее время, проходит западная граница ареала лиственницы сибирской, поэтому вероятнее всего, при изготовлении лакового покрытия иконописец использовал  лиственничную живицу (венецианский терпентин) ...  Rolling Eyes
Файл № 603 151
14 Икона Святитель Никола Фрагмент Одежд Крупный помол части пигментов.jpg
382.99 KB   •    18
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2019 phpBB Group
Top.Mail.Ru