Наверх (Ctrl ↑)

Несколько простых вопросов по спискам древнерусской рукописи Помогите разобраться!

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2167 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1152272 • 21 Янв 2019 17:13
На днях, Илья выложил в разделе Книжное и мультимедийное обозрение  PDF – ки очень интересной книги -
  Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. (Некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник. [М., 1974].

   Во введении автор пишет – «Русское средневековье принадлежит к тем историческим эпохам, трудность изучения которых заключается в скудности источников. Остро ощущаемый исследователями недостаток письменных сообщений в области духовной жизни отчасти может быть восполнен за счет других видов источников, к которым до сих пор  почти не прикасалась рука историка. К ним относятся источники изобразительные, в первую очередь иконы и фрески" (стр. 3).

   
   Мы знаем, что с очень большой долей вероятности можно утверждать, что Лазарь Муромский
был одним из двух авторов росписей фрескового ансамбля церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря Новгорода, выполненной в период 1356-1359 гг  по заказу новгородского архиепископа Моисея.
    В своей блестящей работе « Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века»  Мария Алексеевна Орлова показала, что наиболее близким, к   растительно-цветочному орнаменту  Михаилоархангельского храма Сковородского монастыря Новгорода, является образец декорации Кахрие джами (1315-1321 гг.) (фото 5).
Файл № 578 909
5 Фрески Кахрие Джами Константинополь (1315-1321), Сковородский монастырь Новгорода около 1360 года.jpg
266.38 KB   •    10
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2167 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1152274 • 21 Янв 2019 17:26
А  наиболее близкими к орнаменту из пересекающихся синусоид (приведен в центре фото 6) являются не росписи развитого XV века, а вариант, существующий во фресках Сопочан, и воспроизведенный затем во Дечанах (роспись собора вероятно, была начата в 1338-1339 гг. и окончена не позднее конца августа 1348 г., о чем свидетельствуют 2 надписи в нартексе и наосе).

    На фото 6  приведены  изображения  фресок с Иоанном Предтечей церкви Архангела Михаила и монастыря  Высокие Дечаны. Фреска сковородского монастыря была выполнена по утверждению В.Н. Лазарева вторым мастером, который,  как отметил Виктор Никитич работал преимущественно в куполе, и который, скорее всего, является автором большинства орнаментальных композиций.
  И вполне возможно, что  в качестве образов для своих фресок, второй мастер (Лазарь Муромский?) использовал образ Иоанна Предтечи,  и образы орнаментов фресок сербского монастыря Высокие  Дечаны.  
 
  И  теперь можно предполагать, что путь Лазаря  Муромского  со  Стефаном Новгородцем и с его "осмью други своими" в Великий Новгород  в конце 1348, начале 1349 года проходил именно через   Высо́кие Деча́ны  - главный сербский православный монастырь в Косове. И они, уже тогда, могли видеть фрески монастыря во всем их великолепии, ведь   роспись собора была окончена не позднее конца августа 1348 года
Rolling Eyes
Файл № 578 910
6 Фрески Иоанн Предтеча монастырей Сковородского (Новгород около 1360 года) и Высокие Дечаны (Сербия 1338 -1348 гг).JPG
760.69 KB   •    19
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2167 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1155439 • 29 Янв 2019 01:11
Можно привести ещё  несколько интересных примеров, в пользу предположения, что путь Лазаря  Муромского  со  Стефаном Новгородцем и с его "осмью други своими" в Великий Новгород  в конце 1348, начале 1349 года проходил именно через   Высо́кие Деча́ны  - главный сербский православный монастырь в Косове.

   Первой научной публикацией росписей церкви Архангела Михаила  Сковородского монастыря  была работа Лазарева В.Н.  Росписи Сковородского монастыря в Новгороде, впервые опубликованная в книге Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М., 1948, с. 77–101.
   В своей статье  Виктор Никитич пишет - «Гибель сковородских фресок – тяжелая утрата для русской культуры. Они являлись самым ранним новгородским фресковым ансамблем XIV века, и они освещали тот этап развития, который  не представлен более ни одним другим памятником. Эти росписи ясно показывали, что палеологовский стиль пустил глубокие корни в новгородской живописи задолго до приезда Феофана и что уже на этом раннем этапе развития он получил вполне русское, точнее говоря, вполне новгородское истолкование».  
   
   Помимо публикации Лазарева, существует еще работа Юрия Малкова, в которой были введены некоторые архивные данные  в научный оборот,  и была сделана попытка уточнить предположительное время возникновения росписей Сковородки.
   Древнерусское искусство XIV–XV вв. /— М.: Наука, 1984. Малков Ю. Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде.
http://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=253


    Лазарев, в своей работе отметил, что иконография сковородских фресок, как и расположение на стенах храма, следует традиции и указал, «иконография евангельских сцен обнаруживает развитые черты палеологовского стиля».
    Малков, в своей работе попытался обосновать, что некоторые отдельные иконографические элементы этих сцен, а также типологии орнамента позволяют внести уточнения о датировке памятника, и отнести росписи Скороводского монастыря к   позднепалеоговскому  искусству.
Файл № 589 176
7 Фрагмент композиции Воскрешение Лазаря. Фреска церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре, близ Новгорода. Около 1360 г.jpg
897.36 KB   •    5
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2167 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1168005 • 26 Фев 2019 15:12
Из статьи Малков Ю. Г.  «О датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде « (Стр. 204-206) –    о фреске  « Воскрешение Лазаря « (фото 7).

   «В своей основе композиционное решение довольно обычно: Христос слева, с группой апостолов, Марфа и Мария у его ног, Лазарь в пещере-гробе, слуга с крышкой плитой от гроба, иудей, зажимающий нос (боясь вздохнуть запах тлена), слуга, развязывающий пелены. На первый взгляд, трудно уловить черты какого-то бы не было своеобразия в столь каноничном изображении. Но рассмотрев его внимательней, мы обнаружим ряд любопытных нюансов – тех, порой едва уловимых иконографических штрихов, как правило, и дающих нам необходимые опорные точки при разрешении вопросов атрибуционного порядка.
   Так, фигуры Марфы и Марии интересны своим движением. Обычно первая женская фигура на переднем плане изображается сильно склоненной в «земном» поклоне перед Христом. В сковордской же росписи эта фигура представлена упавшей ниц и почти распластана на земле.
   Подобные решения (с чертами усиленной экспрессии) встречаются весьма редко и известны нам только среди памятников не ранее последней четверти XIV века
   Обращают на себя внимание еще три интересные фигуры – по сторонам гробницы Лазаря. Так фигура слуги на переднем плане, повернувшегося к гробу и развязывающего
пелены, также встречается весьма редко. … Столь же оригинальна и фигура старца с раздвоенной бородой, стоящего правее гроба за слугой. … Наконец, изображение слуги, стоящего слева от гроба (и прикрывающего руками лицо), отличается от десятков подобных же ему, казалось бы, лишь незначительным штрихом, - он закрывает нос не правой, как обычно, а левой рукой. Но среди множества известных «Воскрешений» эта иконографическая деталь, известна автору только в двух памятниках: на четырехчастной синайской иконе, не древнее второй половины XIV в., и в росписи Пантассы в Мистре, 1428-1445 гг. Даже если где-то и имеются подобные изображения, то суть дела мало меняется  –  они все равно остаются весьма редким явлением и характерны только для позднепалеологовского времени«.

    В принципе все красиво и убедительно, если бы не один нюанс. Скорее всего Юрий Малков просто не был знаком с росписями Дечан (1338-1348 гг). В композиции «Воскрешение Лазаря» Дечановских фресок (фото 8,9) представлены в основном все иконографические штрихи сковородской фрески, на которые указывал Юрий Григорьевич, а уж эти росписи никак не могут быть отнесены к позднепалеологовскому времени …  Rolling Eyes
Файл № 589 184
8 Фреска Воскрешение Лазаря монастыря Высокие Дечаны Сербия(1338 -1348 гг).jpg
184.24 KB   •    5
Файл № 589 183
9 Фрески Воскрешение Лазаря монастырей Сковородского (Новгород около 1360 года) и Высокие Дечаны (Сербия 1338 -1348 гг).jpg
288.15 KB   •    6
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2167 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1172079 • 07 Мар 2019 21:27
На фото 10 приведены фреска  церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода (около 1360 года)  и миниатюры Евангелие апракос ГИМ, Хлуд.30, автором которых, предположительно, является Лазарь  Муромский …  

   А вот, что писали современники Лазаря Муромского о написанных им иконах -

"...  написанъ Дѣиисусъ Лазаремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью. И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати." ... (ПСРЛ. т. 6. вып. 1, М., 2000, стб. 426.) Rolling Eyes
Файл № 592 575
10 Евангелисты Матфей и Лука. Фреска церкви Архангела Михаила и миниатюры Евангелие апракос ГИМ, Хлуд.30.jpg
745.39 KB   •    11
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2167 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1183971 • 03 Апр 2019 11:19
На днях взял в библиотеке очень интересную и познавательную  книгу Лихачев Д.С. Текстология (на материале русской литературы X-XVII веков). Изд-во Академии  наук СССР (Пушкинский Дом) 1962 год, 608 стр. (фото 11).
   
     На странице 77 (фото 12) Дмитрий Сергеевич пишет – « В «Послании новгородского архиепископа Василия о рае» в некоторых списках вместо слов «Деисус написан лазорем чудным» стоит «Деисус написан Лазарем чудным». Если бы мы знали »окружение писца, его интересы, круг ассоциаций, то, может быть, нашли бы и того Лазаря, который спровоцировал появление этой ошибки».  
   
    Еще в 1962 году академик Лихачев, сформулировал задачу – найти в окружении новгородского архиепископа Василия Калики, того Лазаря  который спровоцировал появление этой ошибки. И такого Лазаря мы нашли,  это   Лазарь Муромский - один  из ведущих, именитых и высококвалифицированных константинопольских иконописцев, обладающий  к тому же,  исключительным социальным  статусом ... Rolling Eyes
Файл № 599 287
11 обложка книги Д.С. Лихачев Текстология Академия наук (Пушкинский Дом) 1962 год.JPG
402.28 KB   •    3
Файл № 599 286
12 Академик Лихачев Текстология АН СССР 1962 год стр. 77.jpg
189.98 KB   •    3
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2019 phpBB Group
Top.Mail.Ru