Наверх (Ctrl ↑)

Помогите определить число конфискованных икон

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2178 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 698099 • 18 Дек 2015 15:25
Сомнений нет, что чудотворная икона Святителя Николы осталась в Цилемском скиту. Возникает вопрос, а что за икона Святителя Николая фигурирует в  описи икон 1847 года?

   Снова обратимся к дневникам Василия Латкина. Вот как он описывает посещение 10 августа 1843 года Устьцилемской церкви.

     « Нынешняя церковь построена вскоре после пожара и освящена в 1751 году, следовательно существует около века.
    Сегодня утром я пошел в этот старинный храм; вокруг его старая деревянная ограда и несколько могильных крестов; наружная крытая лестница ведет к двери. Я  постучался железным кольцом, привешенным к ней: старик, сторож, из отставных солдат, отворил ее. Через сени я  вошел в просторную паперть, или трапезу, занимавшую главнейшую часть строения; в ней на левой стороне поставлена пребольшая печь, на правой стол, в углу какие то вещи, около стен и печи лавки. Из паперти я вошел в церковь: иконостас самый простой, бедный и старинной формы; окна в церкви и паперти только с южной стороны, а с северной одно и то не больше четверти в диаметре. Старые люди любили, чтобы было тепло в Божьем храме и, опасаясь бурь полуночных, освещали его только со стороны полуденной. Мне понравилась сельская простота церкви; но бедность украшений и ветхость покосившегося здания ясно показывают, что жители Усть-Цыльмы не заботились о благолепии храма. Два больших образа Святителя Николая поставлены в иконостас, а явленная икона Угодника, длиною не более шести вершков, покрыта серебряною ризою со стразами. Старый ветеран Трофим Чупров, посвятивший церкви последние дни своей жизни, рассказывал мне, что он, вскоре после женитьбы, вступил в военную службу в конце минувшего столетия и оставил молодую жену; много ходил в чужих землях, много раз был в сражениях и через 26 лет возвратившись на родину, не нашел никого родных; все уже умерли,  и он поселился в церкви, возле которой покоятся его ближние и где он питается подаянием прихожан».

   Василий Латкин в своих дневниках упоминает о трех иконах Святителя Николая  в Устьцилемской церкви. Скорее всего,  и в часовне Цилемского скита была не одна, а  две иконы Святителя Николая. Одна из них, аналойного размера, была вывезена пинежским окружным  начальником  Воскресенским, и попала в опись икон 1847 года.
   Вполне возможно, в начале 19 века наставник скита, хозяин всех скитских  построек,  Антипа Маркович Ларионов вывез обе скитские  иконы в один из ближайших иконописных центров для изготовления позолоченных латунных окладов. Не исключено, что в  Каргополь …
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2178 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 723352 • 15 Фев 2016 10:18
Вчера Faber дала ссылку на очень интересную  статью Э. С. Смирновой «Собирание древних произведений искусства в России в XVI столетии. Мотивы и способы» ,

http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=62911

которая, скорее всего поможет дать ответ  на очень непростой вопрос - « Каким образом  икона Святитель Никола могла попасть к протопопу Аввакуму?»

     Что мы знаем об авторе иконы Святитель Никола на данный момент? Не так уж и мало. Самое основное, из того что удалось выяснить, он был главным мастером росписи фрескового ансамбля церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря, выполненной в период 1356-1360 г., по заказу Новгородского архиепископа Моисея.
    Архиепископ Моисей занимал владыческую кафедру дважды: с 1324 по 1329 г., и после перерыва с 1352 по 1359 г.  Скончался он в Сковородском монастыре 25 января 1362 года. Погребён в соборном  храме монастыря  - в церкви Архангела Михаила.
   Правда в Новгородском музее-заповеднике в экспозиции «История Новгорода и Новгородской земли с древнейших времен до конца XVII  века» приведены другие даты       (фото 36) . Почему, к сожалению, выяснить не удалось …
Файл № 327 469
36 НГОМЗ Главное здание музея Экспозиция История Новгорода ... снимок 10.02.2016.jpg
97.62 KB   •    30
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2178 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 738721 • 18 Мар 2016 17:34
Jura12 писал(а):
Св.Никола благославляет ,''малаксой .''...Гм.. Question


    Никто меня не поправил, когда я отвечал на вопрос Jura12 . На иконе Святитель Никола, так же как и на иконе  Святитель Николай Чудотворец, с  избранными святыми из церкви Успения в селе Курицко близ Новгорода , у Святителя  чисто ораторский жест,  именословие (имясловие) выглядит вот так ( фото 37). Большой палец  и малый средний как бы образуют букву "Х" и это обязательно !  
 
    Кстати  на это указывал Иван, еще в марте 2012 года при первом обсуждении иконы на форуме, я и забыл об этом!

Иван писал(а):
Василий писал(а):
А как же быть с перстосложением, несвойственным 16 веку?..
Так это ораторский жест — не благословляющий. Вроде уже говорили об этом ...

Вот, примерно так:

http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post31077257/

 


    На ссылке Ивана в качестве примера приведена икона   Григория  Паломы (на фото 38 слева)  из коллекции государственного  музея  изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве  с классическим ораторским жестом  у Святителя .
Файл № 335 098
37 Именословие (имясловие) выглядит вот так Большой палец и малый средний как бы образуют букву Х и это обязательно !.jpg
41.68 KB   •    15
Файл № 335 097
38 Иконы Святитель Никола + Григорий Палома конец 14 века.jpg
706.98 KB   •    70
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2178 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1162809 • 14 Фев 2019 16:05
Все ученые-историки и искусствоведы стоят насмерть – «Раз самое раннее документальное упомининание о Цилемском ските относится к середине 18 века, так и датой основания скита надо считать середину 18 века».

    Анатолий Новиков пишет в своей книге Цилемский скит – «Судя по преданиям и архивным документам, Цилемский скит возник намного раньше …  Вполне возможно, что цилемские монахи ездили и ходили не только в Усть-Цильму, но и в Пустозерск, к Аввакуму. Об этом рассказывает легенда о тайной доставке аввакумовской иконы Святителя Николая Чудотворца из скита в Пустозерск во время сожжения протопопа и его товарищей. Из уст в уста передавалось старообрядческое предание о том, что Аввакум уже на костре последний истинный крест наложил, глядя на свою икону Николы Святителя».
 
   Судя по скитскому преданию, по крайней мере,  уже в 1682 году скит существовал.
   
   Не выдержал, позвонил Анатолию Новикову. Откуда вы взяли все эти факты и предания? Как откуда? От Арсения Ларионова. Я несколько раз ездил к нему в Москву. У него есть дедовская тетрадь, в кожаном переплете, в которую записаны скитские события и предания.  В журнале Слово за 2007 год, напечатаны неопубликованные главы его романа «Лидина гарь»,  в которых отражена  часть скитских событий и преданий «.
  Из книги А. Новикова Цилемский скит – « Одна из легенд рассказана московским писателем, главным редактором журнала «Слово», генеральным директором издательства «Советский писатель» А.В. Ларионовым. Арсений Васильевич – уроженец Цилемского выселка, вывезенный в младенчестве в марте 1941 года, после смерти своего отца в Койнас. Именно его род – род Ларионовых – тесно связан с Цилемским скитом, от его рождения до разорения. В этом скиту захоронены его предки».
 
  Оказалось, что интересующие меня журналы есть в нашей Национальной библиотеке (фото 39).
Файл № 586 015
39 Журнал Слово 3 2007 обложка.jpg
105.09 KB   •    6
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2178 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1162824 • 14 Фев 2019 16:13
Ягморт писал(а):
А вот икон в описи 28, получается одной не хватает. А какой? Той самой чудотворной иконы Святителя Николы!

   Из книги Новикова Цилемский скит -  « Но кое-что осталось в домах старообрядцев. В том  числе и чудотворная икона Святителя Николы. Во время описи часовенного имущества икону эту тайно вынесла из часовни и глубоко спрятала жена наставника Ивана Антиповича, Татьяна Федоровна, во время угощения начальства в их доме. Никто не заметил её краткосрочного отсутствия, так как она постоянно бегала за разносолами .  … Как ни искали ее чиновники, а потом и научные работники различных учреждений, найти ее не смогли».

    В реальности, скорее всего, все происходило немного не так. Практически всегда, в таких поездках выезжают рано утром. Иконы были пересчитаны и упакованы естественно с вечера. И Татьяна Федоровна, когда бегала за разносолами для начальства (а в это время темнеет рано, часов в 18.), вечером  в темноте вытащила и глубоко спрятала горячо любимую ими икону.

   Так мы нашли документальное подтверждение  эпизода описанного в книге Анатолия Новикова «Цилемский скит».


   А вот как это событие описывается в неопубликованных главах романа  А. Ларионова «Лидина гарь» (фото 40).

   Сразу бросаются в глаза некоторые неточности.  В скиту была часовня, а не церковь. Об опечатанной часовне  упоминал Владимир Иславин в своих воспоминаниях,  да и в донесении в Архангельскую духовную консисторию в январе 1845 года  то  же самое (фото 22-24)  - » … бывший окружной начальник в Пинеге коллежский асессор Лильге … находившийся в том ските для отобрания книг и прочих часовенных вещей … оставлено  запечатанным  часовне …».

   Ну  и естественно, в часовне не могло быть алтаря. Об этом писал Василий еще вначале данной темы …  Rolling Eyes
Файл № 586 019
40 Журнал Слово 3 2007 Фрагмент стр. 44.JPG
394.2 KB   •    25
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2178 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1162844 • 14 Фев 2019 16:29
Очень интересным и познавательным оказался 37-й документ дела об уничтожении Цилемского скита – составленная 1 декабря 1846 года окружным начальником Воскресенским -  «Ведомость о жителях цилемского скита, их вероисповедании, обзаведении и промышленности» (фото 42-44).

  В ведомость внесены три семьи – Ивана Антиповича Ларионова, Фомы Ивановича Попова и Федора Филлиповича Кашунина.

  Семья наставника скита, владельца всех скитских построек Ивана Антиповича Ларионова состоит из семи человек, включая его дядю, мальчика и четырех женщин. Ивану принадлежит 15 голов рогатого скота, пахотной земли на три меры, сенокосов 400 копен …
  Любопытно, что наставник скита Иван Ларионов православный, а шестеро остальных членов его семьи - раскольники,  и далее окружной начальник пишет про  дядю  наставника Сергея  Ларионова  - "... Сергей  дал подписку выехать из скита, а прочие объявили мне желание обратиться в православие ...".

  Семья Фомы Ивановича Попова состоит из восьми человек, с ним проживает отец Иван. Все в семье православные, кроме жены отца – она раскольница, но желает обратиться в православие.

  Семья Федора Филипповича Кашунина состоит из семи человек, … держат 13 голов рогатого скота и две лошади, пахотной земли 3 четверика, сенокосов 400 копен. Федор Филиппович - раскольник, но обратился в православие. Мать его воспитанника Абрама раскольница, но желает обратиться в православие.
 
  Интересна приписка в конце документа  окружного начальника Воскресенского – «Занимаются рыболовством, звероловством, скотоводством. Почти всё в хозяйстве используется для своего пропитания. Состояние у всех бедное, но подати платят исправно  … Ларионову объявившему желание соорудить церковь,  я дал обещание доставить за свой счет серебряный потир и дискос».
Файл № 586 173
41 Дело об уничтожении цилемского скита Ведомость о жителях ... от 1 декабря 1846 г. Л. 37.jpg
98.14 KB   •    6


Ведомость о жителях цилемского скита, их вероисповедании, обзаведении и промышленности» от 1 декабря 1846 года.
Файл № 586 172
42 Дело об уничтожении цилемского скита Ведомость о жителях ... от 1 декабря 1846 г Л. 37об. фр. 1.jpg
693.85 KB   •    6


Ведомость о жителях цилемского скита, их вероисповедании, обзаведении и промышленности» от 1 декабря 1846 года.
Файл № 586 171
43 Дело об уничтожении цилемского скита Ведомость о жителях ... от 1 декабря 1846 г. Л. 37об. фр. 2.jpg
655.15 KB   •    6


Ведомость о жителях цилемского скита, их вероисповедании, обзаведении и промышленности» от 1 декабря 1846 года.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2178 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1245918 • 09 Сен 2019 18:44
Несколько лет назад, купил в букинисте на Васильевском острове книгу Малышев В.И. Усть-цилемские рукописные сборники 16-20 века, с автографом автора (фото 44). Естественно, взял на заметку рукописные  сборники, так или иначе связанные с деревней Омелино (бывший цилемский скит).
 
   В начале декабря прошлого года  удалось поработать в Древлехранилище Пушкинского Дома  им. В.И. Малышева РАН. Интересовало многое, и Устьцилемский список  Жития Лазаря Муромского, и рукописи,  так или иначе связанные с цилемским скитом, и еще ряд вопросов  …  
 
   Конечно же, захотелось ознакомиться и с известной сборной рукописью  последней трети  XVIII века , в которой  упоминается о пребывании Антипы Марковича Ларионова в Выговском монастыре.  Очень странным показалось, что Владимир Иванович выделил точную дату написания рукописи. На л.91 приписка -  « … сию повесть писал цылемскаго выселка крестьянин Антип  Маркович Ларионов в министыре (?) за Онегой, 1798 года июля 18 числа повечеру. Подписал сын его Иван Ларионов», (фото 45). Откуда сын Антипы Марковича, мог знать,  что повесть писалась 18 июля 1798 года, тем более понятно, что она писалась не один день? И в самом деле,   18 июля - это день середины 19 века, когда сделал запись в книге Иван Ларионов, фото 46 ( в это время на севере еще белые ночи, и не удивительно, что повечеру, 18 июля  после тяжелого трудового дня, Иван Ларионов читал книгу своего отца…).
 
   Огромное спасибо Бударагину Владимиру Павловичу,  заведующему Древлехранилищем им. В.И. Малышева, за предоставленную возможность ознакомится с рукописями Усть-цилемского собрания!
Файл № 638 584
44 Титульный лист книги Малышев Усть-цилемские рукописные сборники 16-20 века, с автографом автора.JPG
760.56 KB   •    3
Файл № 638 583
45 Книга Малышев Усть-цилемские рукописные сборники 16-20 века, стр. 90.JPG
157.56 KB   •    2


Фрагмент описания сборной рукописи последней трети XVIII века, найденной В.И. Малышевым в деревне Омелино (бывший цилемский скит).
Файл № 638 582
46 Фрагмент л.91 Сборная рукопись 18 века (№32) Усть-цилемского собрания Пушкинского дома РАН.JPG
344.19 KB   •    3


Внизу приписка - « … сию повесть писал цылемскаго выселка крестьянин Антип Маркович Ларионов в министыре (?) за Онегой 1798 года. Июля 18 числа повечеру подписал сын его Иван Ларионов».

_________________
Там, где недостает ума, недостает всего.
                                Лорд Д. Галифакс

 
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2019 phpBB Group
Top.Mail.Ru