Наверх (Ctrl ↑)

Иконы Успенского собора 2007

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2343 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1254770 • 01 Окт 2019 20:18
В Библиотеке форума есть ссылка на каталог -
  Иконы Успенского собора 2007. [932] Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог / отв. ред.-сост. Т. В. Толстая, науч. ред. Л. А. Щенникова. — М.: Северный паломник, 2007. — 256 с.: ил.; 29×22 см. — (Музеи Московского Кремля)
 
   Если есть возможность выложить скан стр. 98-102 каталога, буду очень благодарен ...
Rolling Eyes
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15313 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1255524 • 03 Окт 2019 20:33
Угум, сделаем сегодня... время как-то проносится: вчера первое число было, а сегодня уже вечер третьего...
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15313 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1255603 • 03 Окт 2019 22:00
Вот, пожалуйста. )
Файл № 644 518
Иконы Успенского собора 2007 098.jpg
937.92 KB   •    28
Файл № 644 517
Иконы Успенского собора 2007 099.jpg
1.24 MB   •    33
Файл № 644 516
Иконы Успенского собора 2007 100.jpg
1011.31 KB   •    32
Файл № 644 515
Иконы Успенского собора 2007 101.jpg
1.2 MB   •    22
Файл № 644 514
Иконы Успенского собора 2007 102.jpg
949.83 KB   •    30
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2343 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1255640 • 03 Окт 2019 23:01
Огромное спасибо Илья!

   В библиотеке форума можно скачать  статью - Попова О. С. Икона Спаса из Успенского собора Московского Кремля Древнерусское искусство. Зарубежные связи [т. 9]. — М.: Наука, 1975. — С. 125–146.

     В этой статье Ольга Сигизмундовна пишет – « … Только одна черта кремлевского «Спаса» (фото 1) не находит аналогий в греческом искусстве первой половины и середины XIV века: резко стилизованная форма теней под глазами.  … Быть может, в этом сказался живущий в России вкус к декоративному уплощению и орнаментализации. Все же этой детали недостаточно, что бы строить далеко идущие выводы о мастере, тем более что ни в одном памятнике русской живописи мы таких затенений не знаем …» .
   
     Стало интересно, а в каталоге 2007 года это очень интересное замечание, как то отражено?»

     Оказалось, да!  Стр. 102 – «В исследованиях О.С. Поповой она датируется серединой XIV века. Ближайшие аналогии иконе О.С. Попова находит в константинопольской живописи первой половины XIV века, … Отличия иконы от раннепалеологовской живописи  автор считает характерными чертами русской школы живописи и признаками искусства середины  XIV века».  Rolling Eyes
Файл № 645 004
1 Икона Спаса из Успенского собора Московского Кремля середина XIV века.jpg
1.46 MB   •    22
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2343 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1270846 • 08 Ноя 2019 17:52
В библиотеке форума можно скачать статью Попова О. С. Икона Христа Пантократора из Византийского музея в Афинах. Статья была  написана в 1997 году и впервые опубликована на английском языке в сборнике материалов конференции «Byzantine Icons. Art, Technique and Technology», проходившей  в Афинах 20–21 февраля 1998 года.

   Ольга Сигизмундовна датирует икону Христа Пантократора 30-40-ми годами XIV века, и отмечает общие черты свойственные только данной эпохе, и присущие иконе - «Набор этих черт не так велик. Но используются они тех или иных сочетаниях непременно. Лоб рассечен морщинами (И как пример, ссылка на икону Спас Ярое Око Успенского собора в Московском Кремле). Под глазами крупные геометрические тени (И как пример, ссылка на икону Спас Оплечный Успенского собора в Московском Кремле)».

  Икона Спас Ярое Око представлена в галерее форума -

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=134

  И в конце ссылка -   Иконы Успенского собора 2007. [932] Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Кат. № 7, стр. 103-107.
 
  Если будет такая возможность, огромная просьба выложить скан стр. 103-107 данного каталога …
Rolling Eyes
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15313 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1271926 • 11 Ноя 2019 01:56
Вот, пожалуйста.
Файл № 654 444
Иконы Успенского собора 2007 103.jpg
982.52 KB   •    17
Файл № 654 443
Иконы Успенского собора 2007 104.jpg
1.11 MB   •    17
Файл № 654 442
Иконы Успенского собора 2007 105.jpg
985.03 KB   •    14
Файл № 654 441
Иконы Успенского собора 2007 106.jpg
1.05 MB   •    23
Файл № 654 440
Иконы Успенского собора 2007 107.jpg
767.95 KB   •    17
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2343 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1272934 • 12 Ноя 2019 21:00
Спасибо Илья! Столько новой информации ...
   Второй день ломаю голову, причем здесь икона Святителя Николы на стр. 106. из монастыря Дечаны, ...  Rolling Eyes
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15313 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1272968 • 12 Ноя 2019 21:59
Ягморт писал(а):
Второй день ломаю голову, причем здесь икона Святителя Николы на стр. 106. из монастыря Дечаны, ...  Rolling Eyes


Вероятно поэтому
Файл № 655 051
2019-11-12_21-57-12.png
1003.01 KB   •    32
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2343 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1273160 • 13 Ноя 2019 11:12
Правильно Илья! Фрагмент иконы Святителя Николы из монастыря Дечаны, авторы каталога, вполне возможно, приводят как пример изменения стиля наступившего около середины XIV века во всем византийском мире. По-моему неудачный пример ...
   В статье О.С. Поповой Икона Христа Пантократора из Византийского музея в Афинах, приведен этот же черно-белый фрагмент  иконы и ссылка на книгу Ђурић Ј. В., Иконе из Југославиле, Београд, 1961, в которой, скорее всего и есть черно-белая фотография фрагмента иконы из монастыря Дечаны. Нашел я в интернете фото этой иконы в цвете (фото 1,2). Совсем другое восприятие!

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Visoki_De%C4%8Dani,_icons_of_St._Nicholas_and_Madonna_and_Child.jpg


  Соединил вместе фото своей иконы Святителя Николы, и иконы Николай Чудотворца Монастыря  Дечаны (фото 3). Так много общего!
Глубина ковчега, пологость лузги, ширина полей досок икон ... Поручи на руках, рисунок крышки кодекса, правильность пропорций фигуры ...  Rolling Eyes
Файл № 655 130
1 Икона Николай Чудотворец Монастырь Дечаны 40-е годы XIV века.jpg
199.87 KB   •    16
Файл № 655 129
2 Икона Николай Чудотворец Монастырь Дечаны 40-е годы XIV века.jpg
143.42 KB   •    18
Файл № 656 894
3 Слева Икона Николай Чудотворец Монастырь Дечаны 40-е годы XIV века.jpg
602.79 KB   •    38
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2343 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1285871 • 09 Дек 2019 13:46
Ягморт писал(а):
...  Второй день ломаю голову, причем здесь икона Святителя Николы на стр. 106. из монастыря Дечаны, ...


     Разобрался. В библиотеке форума можно скачать  статью - Попова О. С. Древнерусская живопись и Византия // Искусство средневековой Руси : Сб. статей. — М., 1999. — С. 14–51.

https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=1505

Ольга Сигизмундовна пишет - «Русское искусство последующего периода 1330-1350-х гг. - назовем его периодом митрополита Феогноста - тоже сохранилось совсем мало, в единичных экземплярах. Все они непосредственно связаны с византийским миром. … Однако сохранились две иконы в Успенском соборе в Московском Кремле, обе – с изображением Спаса «оплечного». Одна из них - «Спас Ярое Око» - несомненно, этого времени. Икона давно знаменита, и сравнение ее с образами фресок монастыря в Дечанах справедливо и всем известно (ил. 21, 22)».

     На ил. 21 приведено изображение иконы  «Спас Ярое Око», а ил. 22 - «Св. Николай. Икона в иконостасе церкви Христа Пантократора в монастыре Дечаны. Около середины XIV в. Деталь».

     Ольга Сигизмундовна поместила в своей работе изображение фрагмента иконы Св. Николай, как пример  образов фресок монастыря в Дечанах. А в книге Иконы Успенского собора 2007 это фото также поместили, как пример образа (или как пример изменения стиля) фресок монастыря в Дечанах, правда безо всякой ссылки …


     Кстати, фото фрески с образом Св. Николая в монастыре Дечаны, легко находится в интернете (фото 4).
Файл № 662 937
4 Фреска Святитель Никола Монастырь Дечаны 1338-1348 гг..jpg
646.13 KB   •    24
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2343 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1367804 • 26 Июн 2020 15:11
В галерее форума представлена Новгородская икона Троица середины XIV в. , полностью записанная Тихоном  Филатьевым  в 1700 году -
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=162

    В 1945 году произведено пробное раскрытие головы правого ангела (фото 5), обнаружившее прекрасное состояние сохранности первоначальной живописи.


    В списке литературы последняя запись –
Иконы Успенского собора 2007. [932] Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Кат. № 8, стр. 108-113.

    Если будет такая возможность, просьба выложить скан стр. 108-113 каталога …
Файл № 712 293
5 Лик правого ангела Иконы Троица Середина XIV в..jpg
197.95 KB   •    13


В 1945 году было произведено пробное раскрытие головы правого ангела, полностью записанной Тихоном Филатьевым в 1700 году иконы Троица середины XIV в.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15313 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1367943 • 27 Июн 2020 00:35
Avec plaisir! ))

Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Кат. № 8, стр. 108-113

https://yadi.sk/i/xJVdezCyFqlaQw
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2343 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1368443 • 29 Июн 2020 10:13
Огромное спасибо Илья за оперативную ссылку!
   Еще больше все запуталось!

   В 2018 году состоялась Международная   научная   конференция Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. К юбилею Ольги Сигизмундовны Поповой.
   В тезисах  доклада конференции  Художники в Новгороде в первой половине XIV века, Энгелина Сергеевна Смирнова ставит в одну группу икону Троица Успенского собора Московского Кремля , миниатюры Евангелие из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд. 30), и Царские  врата из бывшего собрания Н.П. Лихачева (ГРМ). Но это ведь стилистически совершенно разные произведения!

    Одни исследователи относят икону Троица к московской школе, другие  к псковской. Сама Энгелина Сергеевна сначала ставила под сомнение ее московское происхождение, и относила икону к кругу среднерусских памятников. Теперь она считает икону Троица новгородской, и парной  иконе Спаса на престоле из Благовещенского собора Московского Кремля.
   
    Икона Спас на престоле из Благовещенского собора Московского Кремля , естественно представлена в галерее форума –
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=6165
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2020 phpBB Group
Top.Mail.Ru