Наверх (Ctrl ↑)

Несколько простых вопросов по спискам древнерусской рукописи Помогите разобраться!

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1276173 • 19 Ноя 2019 14:55
Г.М. Прохоров в статье 1968 года Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке пишет – «Завершим наши заметки о проникновении исихазма в XIV веке в Россию некоторыми обобщениями.

    1. В Россию, как и в южнославянские земли, около середины XIV века проникает собственно исихазм (т.е. «молчальничество», способ индивидуального подвижничества), или исихазм «келейного» уровня обрисованной нами эволюции его в Византии. Этому уровню соответствует многочисленная аскетико-созерцательная литература, занявшая с конца XIV века едва ли не главное место в русской письменности.
     2. Одновременно или почти одновременно с этим распространяется на Руси общежительный тип монастырей, т. е. исихазм «церковно-политический», соответствующий третьему его византийскому «этапу». Автор в статье  замечает - «Об интенсивности этого процесса свидетельствуют цифры: «С XI по XIV в. на всей Руси возникло до 90 монастырей, а в XIV в. в одной лишь северо-восточной Руси их открылось до 80»».

    А мы знаем, что Лазарь Муромский прожив 4 года у Новгородского архиепископа Василия Калики и  саморучно похоронив  последнего в июле 1352 года, не вернулся в Константинополь, а ушел в Обонежье и основал на восточном  берегу Онежского озера  Муромский Свято-Успенский монастырь.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2204 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1276179 • 19 Ноя 2019 15:04
В библиотеке форума можно скачать статью Прохоров Г.М.
Иллюминированный греческий Акафист Богородице

https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=210

  Кстати, представленный в галерее форума - Акафист (50–60-е гг. XIV в.), (фото 19 с галереи форума) -

https://www.icon-art.info/manuscript.php?lng=ru&folio_id=223&mode=general

   В конце статьи Гелиан Михайлович подводит интересный итог  – «И, наконец,  вернемся к нашей начальной теме. Поскольку оказывается, что зооморфные объемно моделированные  инициалы рукописи  Син. греч. 429  были выполнены во второй половине 50-х или в начале 60-х годов  XIV века , объемные звери в инициалах группы русских московских Евангелий конца  XIV - начала XV века – Евангелий Кошки, Хитрово, Морозовского, Андронникова – быть может и не стоит связывать с западной рукописной традицией (И ссылка В.Н. Лазарев. Феофан Грек: М., 1961, стр. 69-85). Есть основания полагать, что они, как и прочие элементы оформления этих рукописей, обязаны своим происхождением византийской книжной культуре XIV века. Художник, который принес инициалы этого типа на Русь, видимо, был связан с исихастской средой Византии, с ее церковной элитой … . Видимо, был прав В.Н.Лазарев, полагая, что художником этим был сам Феофан Грек».

    А почему, этим художником был не Лазарь Муромский, пришедший в Великий Новгород по поручению первого исихастского патриарха Исидора? Был ли Феофан Грек как-то связан с   исихастской средой Византии, с ее церковной элитой мы не знаем.  А вот Лазарь Муромский был, и при этом,  скорее всего, еще и был прекрасно знаком с западной рукописной традицией …

    На фото 20  слева миниатюра Евангелиста Луки Евангелие апракос  ГИМ, Хлуд.30 , автором которой, предположительно был Лазарь Муромский. А на следующей странице рукописи, мы видим  прекрасные зооморфные инициалы …  Rolling Eyes
Файл № 656 928
19 Миниатюры Акафист (Константинополь 50–60-е гг. XIV в.).jpg
699.71 KB   •    4


Акафист (50–60-е гг. XIV в.)
Гос. исторический музей, Син. греч. 429 (Влад. 303)
Файл № 656 929
20 Слева миниатюра Евангелиста Луки Евангелие апракос ГИМ, Хлуд.30 Новгород Середина XIV века.jpg
1.3 MB   •    6
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2019 phpBB Group
Top.Mail.Ru