Г.М. Прохоров в статье 1968 года Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке пишет – «Завершим наши заметки о проникновении исихазма в XIV веке в Россию некоторыми обобщениями.
1. В Россию, как и в южнославянские земли, около середины XIV века проникает собственно исихазм (т.е. «молчальничество», способ индивидуального подвижничества), или исихазм «келейного» уровня обрисованной нами эволюции его в Византии. Этому уровню соответствует многочисленная аскетико-созерцательная литература, занявшая с конца XIV века едва ли не главное место в русской письменности.
2. Одновременно или почти одновременно с этим распространяется на Руси общежительный тип монастырей, т. е. исихазм «церковно-политический», соответствующий третьему его византийскому «этапу». Автор в статье замечает - «Об интенсивности этого процесса свидетельствуют цифры: «С XI по XIV в. на всей Руси возникло до 90 монастырей, а в XIV в. в одной лишь северо-восточной Руси их открылось до 80»».
А мы знаем, что Лазарь Муромский прожив 4 года у Новгородского архиепископа Василия Калики и саморучно похоронив последнего в июле 1352 года, не вернулся в Константинополь, а ушел в Обонежье и основал на восточном берегу Онежского озера Муромский Свято-Успенский монастырь.