Наверх (Ctrl ↑)

Почему в древнерусской иконописи 15-16 века ель практически никогда не использовалась в качестве основы под живопись?

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1006207 • 04 Янв 2018 17:37
В библиотеке форума можно скачать монографию известного советского историка Исаака Уриелевича  Будовница Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI веках (по «житиям святых») / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Наука, 1966. — 392 с.,

    Чем нам интересна эта монография? Исаак  Уриелевич , первым поставил вопрос  - Почему новгородский  архиепископ  Моисей  дал Лазарю Муромскому «Антиминс, священные сосуды и милостыню довольну?" (стр. 118 фото 8.) ,  …
 
    Исаак  Уриелевич пишет – «Когда население острова умножилось, Лазарь построил церковь в честь »друга божия» Лазаря и отправился в Новгород к архиепископу Моисею за антиминсом для освящения церкви.  Моисей дал Лазарю антиминс , и «священные сосуды и милостыню довольну», но при этом не сообщается, что дал Лазарь Моисею, ибо освящение каждой новой церкви, назначение в игумены и пр. стоили больших епископских пошлин, от которых церковные пастыри никогда не отказывались (Алчность при этом доходила до того, что, например, «софияне» (капитул Софийского собора в Новгороде, центральный штат архиепископа) разрезали антиминс на четыре части и тем самым учетверяли свои доходы)".
 
    Теперь мы знаем, что дал Лазарь  новгородскому   архиепископу   Моисею – он был одним из двух мастеров - авторов росписи Собора  Михаила Архангела Сковородского монастыря Новгорода, построенного  по велению архиепископа  Моисея в 1355 году. В этой, основанной им обители, он и был похоронен  в 1362 году.
    Виктор  Никитич  Лазарев датировал роспись Собора  Михаила Архангела – около 1360 года , отмечая  при этом , что « …  второй мастер (Лазарь Муромский?)  подвизался преимущественно в куполе ... По сравнению с работами первого мастера, фрески его кисти кажутся,  менее щеголеватыми, зато им присущ оттенок большей задушевности. Этот  второй мастер, вероятно, был не только старше первого, но и патриархальнее по своему мироощущению … «.
   
    На фото 9 слева фреска пареклесия Кахрие Джами, Константинополь (1315-1321 гг.). Справа фреска с  изображением пророка Ионы  Собора  Архангела Михаила в  Сковородском монастыре Новгорода, выполненная  как считал Виктор  Никитич  Лазарев вторым мастером (около 1360 года) …
Файл № 489 315
8 Будовниц Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI веках ... стр. 118.jpg
590.98 KB   •    23
Файл № 489 346
9 2 фрески Кахрие Джами Константинополь (1315-1321), Сковородский монастырь Новгорода около 1360 года.jpg
1.38 MB   •    72
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1007404 • 08 Янв 2018 19:57
Сомнений нет, что наш особый мастер  (так называет его Мария Алексеевна Орлова  в своей фундаментальной работе « Орнамент в монументальной живописи древней Руси. Конец XIII — начало XVI века» 2тт  ) не кто иной , как Лазарь Муромский - преподобный Русской церкви, основатель Муромского Свято-Успенского монастыря ...  Далее, попробуем обосновать данное утверждение.

    В 1969-1970 гг. Ольга Сигизмундовна Попова написала работу  Новгородские миниатюры второй четверти  XIV в. в которой очень точно описала стиль « остро характерный,  и несомненно оригинальный в истории русского искусства» … -  « В результате сплава византийских и русских традиций  и местных вкусов было создано художественное явление, оригинальное    по отношению к искусству  византийского круга, хотя и очень близкое  ему».
   Конечно же, к этому стилю  относятся и фрески Собора Архангела Михаила в Сковородском монастыре, и рассматриваемая нами икона Святитель Никола, написанная , одним из мастеров фрескового ансамбля.

   Ольга Сигизмундовна так описывает это стиль – « … Он существовал только на Руси, а точнее – только в Новгороде. И по своей  внешней выразительности, и по своему внутреннему содержанию он адекватен характеру культурной ситуации Новгорода этого периода. Возникший где-то в 30-х годах  XIV в. (самый ранний пример – Васильевские врата 1336 г.) он просуществовал недолго – до середины века. В более поздних памятниках этот стиль не воскресает ни разу. Непродолжительная жизнь его совпадает с периодом, когда церковную кафедру в Новгороде с 1331 по 1352 г. занимал архиепископ Василий, он же – Григорий Калика, совершивший и описавший  паломничество в Константинополь и Палестину и ставший затем одним из самых знаменитых русских архиереев" .  
    Раз мы отнесли к этому стилю фрески Собора Архангела Михаила в Сковородском монастыре,  и  икону  Святитель Никола, то, во-первых,  необходимо раздвинуть границы, - стиль этот встречается , как минимум  еще один  раз в конце 50-х годов  XIV вв., совпадающий с поездкой Лазаря Муромского к архиепископу Моисею. А,  во-вторых  связать с ним  и деятельность архиепископа  Моисея занимавшего  владыческую кафедру дважды: с 1324 по 1329 г., и после перерыва с 1352 по 1359 г, по заказу которого и были выполнены фрески Собора Архангела Михаила.

    Житие Лазаря Муромского — сочинение, составленное в форме автобиографии Лазаря, основателя Муромского монастыря у восточного берега Онежского озера (ум. 8 марта 1391 г.), записанной с его слов его преемником Феодосием. Из него следует, что Лазарь был выходцем из Византии,  пострижеником игумена «римския обители Высокогорския» Афанасия Дискота, посланным в Великий Новгород к архиепископу Василию «повести сказати... о белом клобуце», — имеется в виду легендарная история передачи новгородским владыкам константинопольским патриархом белого головного убора … (на фото 11 первая страница одного из полутора десятков списков жития).

   В Новгородской третьей летописи, это событие датируется  6843 (1335)  годом (… «при сем архиепископе Василии принесен бысть белый клобук …») , а  в  записи  6844 (1336)  года  мы читаем – «того же лета двери медные золоченые сделал владыка Василий у святой Софии, у притвора церковного»  (фото 12).

   Но ведь Ольга Сигизмундовна пишет об этом стиле  - «самый ранний пример – Васильевские врата 1336 г.» . Ну как не связать появление  этого стиля (« остро характерного, и несомненно оригинального  в истории русского искусства»), с первым приездом Лазаря Муромского в Великий Новгород в 1335 году.  Зная, при этом, что Лазарь Муромский  был одним  из ведущих, именитых и высококвалифицированных константинопольских иконописцев, обладающий  к тому же,  исключительным социальным  статусом.
Файл № 490 055
11 Повесть о муромском острове стр. 1 РНБ Собрание Михайловского 384Q.jpg
896.53 KB   •    32
Файл № 490 056
12 Новгородская третья летопись записи 1335-1336 гг.jpg
166.45 KB   •    30
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1008687 • 12 Янв 2018 10:19
Рассмотрим приемы письма и материалы красочного слоя личного (фото 10) иконы Святитель Никола, написанной, по нашему утверждению, Лазарем Муромским в конце 50-х годов  XIV века , скорее всего,  на берегах Онежского озера  в Успенском  Муромском  монастыре.

    « … Личное моделировано по оливковому санкирю темного оттенка (смесь желтой охры и сажи, немного свинцовых белил, незначительное количество киновари). Охрения  выполнены в три этапа. Сначала основная форма карнации была прорисована  желтой охрой с примесью киновари. Далее нанесли менее крупные мазки из смеси свинцовых белил и желтой охры. Затем этот слой перекрыли желтой охрой с  незначительным количеством киновари и белил. Локализованные мелкие формы высветлений  выполнены белилами с  незначительной примесью киновари и охры. Движки нарисованы практически чистыми белилами. Опись черт личного темно-коричневая (сажа, небольшое количество красной охры, единичные  частицы киновари). Волосы написаны в два этапа. Сначала крупные пряди наметили смесью белил, сажи, небольшой доли киновари и аурипигмента. Затем сами волосы нарисовали практически чистыми белилами«.

   Мы видим, что объемное изображение лика сформировано с помощью системы высветлений из смеси белил с желтой охрой, нанесенных в несколько слоев, и завершающего слоя чистых свинцовых белил. Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает, и лики  пишут  уже  по бессанкирной  белой подготовке.
Файл № 490 857
10 Икона Святитель Никола Лик.jpg
2.39 MB   •    75
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1008732 • 12 Янв 2018 12:21
Церковь Воскрешения Лазаря - самый древний из всех сохранившихся до нашего времени памятников русского деревянного зодчества не только в самом музее-заповеднике Кижи, но и во всей России (фото 13).
 
   Из книги Э.С. Смирновой По берегам Онежского озера – « … Муромский монастырь один из самых старых в Обонежье и может в этом смысле сравнится лишь с Палеостровским. Больше всего монастырь прославился крошечной Лазаревской церковью, которую сейчас перевезли в Кижский заповедник. Она стояла на кладбище. За руинами каменных храмов, чуть в стороне, и сейчас видна группа огромных старых деревьев. Это кладбищенская роща, существовавшая еще в  XVII веке. Московские дьяки, приезжавшие составлять описание Обонежья, всякий раз специально отмечали и церковку и рощу. Очевидно, и то и другое считалось местной  достопримечательностью …  Лазарь скончался здесь в 1391 году, прожив 105 лет, и был погребен за алтарем церкви Воскрешения Лазаря».

   Но ведь наша ель (из которой была изготовлена основа иконы  Святитель Никола) и деревья, из которых была построена церковь Воскрешения Лазаря росли, скорее всего, в одном месте и в одно время. И церковь, практически в первозданном виде (за исключением восстановленного А.В. Ополовниковым  утраченного западного притвора) сохранилась до наших  дней.
 
   Случай уникальный, грех не воспользоваться такой возможностью …     Rolling Eyes
Файл № 490 895
13 Церковь Воскрешения Лазаря в Кижах.jpg
280.04 KB   •    26
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1013350 • 23 Янв 2018 15:35
Правая сторона доски основы иконы святитель Никола содержит 82 видимых кольца, соответствующих периоду жизни ели с 1258 по 1340 год.

   В 1987 году была опубликована единственная на настоящее время  работа по дендрохронологическому исследованию дерева  церкви Воскрешение Лазаря   - Сергеева Н.Ф. Дендрохронологическое исследование дерева церкви Воскрешение Лазаря, Муромского монастыря // Культура и искусство СССР, Серия: Реставрация памятников истории и культуры. М., 1987. Вып. 7. С. 10-15.


  Из статьи мы узнали , что Б.А. Колчин в 1963 году в период сборки и реставрации Церкви Воскрешения Лазаря в Кижах взял 11 образцов спилов.
   В 1983 году сотрудниками Института Археологии АН СССР Н. Черных и А. Урьевой были взяты еще 36 образцов древесины Церкви Воскрешения Лазаря в виде кернов КЛМ-83\1 - КЛМ-83\36 .
         
   В результате дендрохронологического исследования дерева из сруба церкви Лазаря Муромского ученые установили, что все бревна сруба были срублены одновременно, и названо время ее строительства 1464 год.

   В статье была  приведена таблица результатов   дендрохронологического исследования  коллекции древесины   из  церкви Лазаря Муромского в музее Кижи , включающая в себя 36 образцов древесины. Из которой стало ясно, по крайней мере 4 дерева, образцы которых были рассмотрены,  произрастали в интересующий нас период, и вполне возможно росли в одном массиве с нашей елью.

13. КЛМ- 83\22 верхний косяк двери 257 колец  (1207 - 1464 гг)
19. КЛМ- 83\11 западная стена церкви 4 бревно 213  колец   (1251 - 1464 гг)
21. КЛМ- 83\32 дверь,  косяк с пятой  193  кольца    (1270 - 1463 гг)
33. КОМ- 83\8 северный  косяк двери 193 кольца    (1264 - 1457 гг)
   
    К сожалению, больше ничего об этих четырех образцах из статьи узнать не удалось. Но в списке литературы под №7  значилось - Сергеева Н, Ф., Шургин И. Н. Дендрохронологическое датирование уникальных памятников деревянного зодчества Русского Севера. Отчет В\О «Союзреставрация» (хранится в архиве Научно-исследовательской проектной мастерской В/О «Союзреставрация») М., 1984 г.
 
    Пришлось приложить немало усилий, что бы  найти этот отчет. Его слегка залило водой при пожаре, но к счастью он сохранился в вполне прекрасном состоянии, годном для копирования (фото 14).
Файл № 493 869
14 Отчет Ш-329 Обложка.JPG
224 KB   •    31


ЦНРПМ Отчет Ш-329 Дендрохронологическое датирование уникальных памятников деревянного зодчества Русского Севера. Церковь Воскрешения Лазаря из бывшего Муромского монастыря. Москва 1987 год.
KISA
Регистрация: 21.12.2006 Сообщения: 10076
Сообщение   Сообщение № 1020419 • 10 Фев 2018 19:03
Ягморт писал(а):
Рассмотрим приемы письма и материалы красочного слоя личного (фото 10) иконы Святитель Никола, написанной, по нашему утверждению, Лазарем Муромским в конце 50-х годов  XIV века , скорее всего,  на берегах Онежского озера  в Успенском  Муромском  монастыре.

   
Простите, по нашему утверждению, это чьему? Вашему или еще чье то? Немного не понятно.

_________________
Мы бодры...веселы...
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1020426 • 10 Фев 2018 19:28
   
Ягморт писал(а):
 
    « … Личное моделировано по оливковому санкирю темного оттенка (смесь желтой охры и сажи, немного свинцовых белил, незначительное количество киновари). Охрения  выполнены в три этапа …
   ... Мы видим, что объемное изображение лика сформировано с помощью системы высветлений из смеси белил с желтой охрой, нанесенных в несколько слоев, и завершающего слоя чистых свинцовых белил. Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает, и лики  пишут  уже  по бессанкирной  белой подготовке."


   Так вот, эту фразу - " ... Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает, и лики  пишут  уже  по бессанкирной  белой подготовке" - не скрываю, я взял из монографии
Наумова М. М. Техника средневековой живописи. Современные представления по результатам исследований - размещенной на сайте ГосНИИР ...

    Пару лет назад, полемика с коллективом новгородских реставраторов закончилась ответом – «Представленное на фотографии изображение не может иметь отношения к новгородской живописи XIV в.  …  Для справки: новгородские иконописцы в XIV-XVI веках для изготовления основы использовали практически исключительно липу, в качестве наполнителя левкаса только мел (не гипс!). Применение смальты в Новгороде чрезвычайно редко …»

   Они оказались полностью правы! Икона была написана в Обонежье константинопольским мастером, использовавшим приемы ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции. А этим мастером, в середине XIV века,  мог быть только Лазарь Муромский, выходец из римской обители Santa Prassede ... (Конечно, это все ИМХО)  Rolling Eyes
 
  Ответ на вопрос - Почему, именно Santa Prassede?

  Ульянов О.Г. О времени зарождения на Руси концепции «Москва – Третий Рим» («Donatio Constantini Magni» и «Повесть о белом клобуке») // Терминология исторической науки. Историописание.
М., ИВИ РАН, 2010. С. 196-214.
  На стр. 203 Олег Германович пишет - "...по нашим исследованиям, Лазарь направился на Русь из греческого монастыря Santa Prassede в Риме".
 
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1140492 • 20 Дек 2018 12:13
В обоих текстах   пространных редакций  Жития Лазаря Муромского  (ГИМ, собр. Уварова, № 542 (408), конец 50-х годов XVII в. и ГБЛ, собр. Ундольского, № 146, XVIII в.) указывается - “ С Васильем же Великаго Нова града препроводих с ним четыре лета и известно писаньми уверился. Господин мой, Кесария великий духовный настоятель ... “.

  Архиепископ Василий Калика — с 1330 года по 1352 год архиепископ Новгородский и Псковский…  В 1352 году появилась во Пскове страшная зараза — «черная смерть», и в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них и вместе с ними. Владыка прибыл немедленно, совершил богослужение в трёх церквах, обошёл город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел, и скончался на обратном пути в Новгород, в обители Архангела, при устье реки Узы, впадающей в Шелонь, 3 июля 1352 года.
  В своей  книге По берегам Онежского озера (фото 4) Энгелина Сергеевна Смирнова пишет (фото 5) – « … Во вторую поездку ему было поручено осмотреть и составить для патриарха описание прославленных новгородских достопримечательностей: Софийского собора, городских церквей и монастырей. На этот раз Лазарь уже не вернулся в Константинополь, а остался в Новгороде при дворе архиепископа  Василия. После смерти Василия Лазарь отправился в дальнее путешествие «на северную сторону близ океана моря» на озеро Онего, чтобы основать там монастырь» .
 
  В  тексте рукописи  Жития Лазаря Муромского из собрания Ундольского (фото 15) прямо указывается - " … Аз же по повелению Василия епископа списах чюдотворный образ святыя Софии премудрости божии. И вся церквия же во граде и в святыя обители и жития и образы многих святых написав.  И вземъ  епистолию епископа Василия и преже себе  послах в Кесарию к Василию епископу  с купчинами. С ними же приидох в Великий Новеград … "
  Получается, что Лазарь Муромский второй раз приехал в Новгород, скорее всего, с купеческим караваном  в 1349 году.  И путь этот, вполне возможно, проходил через  Высо́кие Деча́ны  - Главный сербский православный монастырь в Косове.  Далее попробуем обосновать это  утверждение.
Файл № 571 126
15 Завещание Лазаря Муромского фрагмент.jpg
234.69 KB   •    14
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1140502 • 20 Дек 2018 12:28
В своей блестящей работе « Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века»  Мария Алексеевна Орлова показала, что наиболее близким, к   растительно-цветочному орнаменту  Михаилоархангельского храма Сковородского монастыря Новгорода, является образец декорации Кахрие джами (1315-1321 гг.) (фото 9). А  наиболее близкими к орнаменту из пересекающихся синусоид (приведен в центре фото 16) являются не росписи развитого XV века, а вариант, существующий во фресках Сопочан, и воспроизведенный затем во Дечанах (роспись собора вероятно, была начата в 1338-1339 гг. и окончена не позднее конца августа 1348 г., о чем свидетельствуют 2 надписи в нартексе и наосе...), (фото 16). Мария Алексеевна выделяет еще один, очень важный момент, фриз из консолей под композицией «Вознесение» в росписи церкви Архангела Михаила весьма близок к орнаменту Баптистерия Сан Марко в Венеции (1342-1355 гг.) (фото 17).

       
   На фото 16 приведены  изображения  фресок с Иоанном Предтечей церкви Архангела Михаила и монастыря  Высокие Дечаны. Фреска сковородского монастыря была выполнена по утверждению В.Н. Лазарева вторым мастером, который,  как отметил Виктор Никитич работал преимущественно в куполе, и который, скорее всего, является автором большинства орнаментальных композиций.
   И вполне возможно, что  в качестве образов для своих фресок, второй мастер (Лазарь Муромский?) использовал образ Иоанна Предтечи и образы орнаментов фресок сербского монастыря Высокие  Дечаны.
 
   А то, что Лазарь  Муромский  на пути в Великий Новгород в 1348-1349 годах, вполне мог посетить, как Венецию, так и Сербию, хорошо видно на примере хожения на флорентийский собор неизвестного суздальца (фото 18.). Путешественники покинули Венецию 22 декабря 1439 года, а в Загреб прибыли 7 февраля 1440 года ...

  Очень интересно!
  А вот, что писали современники Лазаря Муромского о написанных им иконах -

"...  написанъ Дѣиисусъ Лазаремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью. И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати..." (ПСРЛ. т. 6. вып. 1, М., 2000, стб. 426.) ...  Rolling Eyes
Файл № 571 137
16 Фрески Иоанн Предтеча монастырей Сковородского (Новгород около 1360 года) и Высокие Дечаны (Сербия 1348-1350 гг).JPG
760.69 KB   •    20
Файл № 571 713
17 Фрагмент композиции Вознесение. Фреска церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре, близ Новгорода. Около 1360 г..jpg
374.33 KB   •    25
Файл № 572 896
18 Маршрут Хожение на флорентийский собор неизвестного суздальца 1437-1440 гг.JPG
228.12 KB   •    20
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1244533 • 05 Сен 2019 16:04
Небольшое отступление. В  конце июля, начале августа мне удалось выкроить  две недели для сплава на катамаранах по рекам Карелии (фото 25). Интересно, что ель несомненно является сакральным деревом в Карелии (фото 23, 24). И  именно 100 летние ели, диаметром у основания примерно 50-60  см,  идеально подходят в качестве основы (фото 26 -  стройная, идеально ровная, с минимальным количеством сучков) …  
   Наконец-то закончилась  реставрация знаменитого Успенского собора Кеми, и теперь можно увидеть обновленный храм во всем его великолепии (фото 27,28.). Первая служба в храме прошла на Пасху 2019 года ... Rolling Eyes
Файл № 637 707
19 Храм Святителя Николая 1602 год Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.JPG
3.32 MB   •    15
Файл № 637 706
20 Храм Святителя Николая 1602 год Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.JPG
2.35 MB   •    11
Файл № 637 705
21 Храм Святителя Николая 1602 год Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.JPG
3 MB   •    17
Файл № 637 704
22 Табличка Храм Святителя Николая 1602 год Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.JPG
159.75 KB   •    13
Файл № 637 703
23 Две сакральные ели возле храма Святителя Николая 1602 года постройки Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.JPG
3.03 MB   •    13
Файл № 637 701
25 Август 2019 Карелия порог Кивиристи 4 кат. сложности.jpg
3.15 MB   •    13


"Кивиристи" в переводе с карельского "Каменный крест"
Файл № 637 700
26 Столетняя ель рядом с храмом Святителя Николая 1602 года постройки. Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.jpg
137.78 KB   •    20
Файл № 637 868
24 3-х сотлетняя сакральная ель возле храма Святителя Николая 1602 года постройки. Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.JPG
164.13 KB   •    12
Файл № 640 837
27 Кемь Карелия Успенский собор 1711 года постройки После реставрации август 2019 года.jpg
668.64 KB   •    10
Файл № 641 060
28 Кемь Карелия Успенский собор 1711 года постройки После реставрации Август 2019 года.jpg
1.65 MB   •    7

_________________
Там, где недостает ума, недостает всего.
                                Лорд Д. Галифакс

 
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1252212 • 25 Сен 2019 14:28
Добавлю еще несколько фотографий отреставрированного  Успенского собора Кеми (фото 29-33).
  Сейчас, из нескольких сотен икон  иконостаса собора остался только деисусный ряд -  в нем двадцать одна икона, каждая высотой два метра и шириной от 0,8 до 1,5 метров. Иконы ровесники собора, атрибутируются началом 18 века. В настоящее время их раскрывают питерские реставраторы ...

  В старые времена существовала легенда об удивительном свечении иконостаса Успенского Собора в Кеми.
  Современные архитекторы и искусствоведы объясняют все просто  – « Световое решение интерьеров отличается большим мастерством: место для молящихся и низ иконостаса освещаются боковым светом из окон, расположенных в уровне роста человека; через эти же окна осуществляется и зрительная связь с наружным пространством. Верх иконостаса освещается через окна, прорубленные под самым потолком в западных стенах храмов, причем этот источник света не виден человеку, стоящему лицом к иконам, поскольку остается у него за спиной. Таким образом, получается очень интересный эффект «свечения» иконостаса».

   А может быть, все было не так однозначно? И дело не только в световом решении интерьеров, а еще и в самих иконах. Например на фото 34,36 иконы из деисусного чина иконостаса придела Зосимы и Савватия Успенского собора Кеми. По мнению специалистов, видевших этот Деисусный Чин, он  поступил в Успенский собор из Соловецкого монастыря (ныне иконы хранятся в запасниках МИИ РК) …

Rolling Eyes
Файл № 642 673
29 Кемь Карелия Успенский собор Дверь в трапезную Август 2019 года.jpg
695.68 KB   •    7
Файл № 642 672
30 Кемь Карелия Успенский собор Трапезная Август 2019 года.jpg
1.63 MB   •    19
Файл № 642 671
31 Кемь Карелия Успенский собор Крыша над нефом центрального храма Август 2019 года.jpg
1.22 MB   •    9
Файл № 642 670
32 Кемь Карелия Успенский собор 1711 года постройки После реставрации Август 2019 года.jpg
2.62 MB   •    5
Файл № 642 669
33 Кемь Карелия Успенский собор Главный придел храма 1711 года постройки После реставрации Август 2019 года.jpg
1.5 MB   •    16
Файл № 642 931
34 Деисусный чин Иконы Иоанн Златоуст Апостол Иоанн Богослов Размер 106 на 41 см.jpg
2.06 MB   •    8


Справа на фото Деисусная икона Иоанна Богослова из иконостаса придела Зосимы и Савватия Успенского собора город Кемь (МИИ РК)
Файл № 642 929
36 Фрагмент Иконы Апостол Иоанн Богослов Размер 106 на 41 см.jpg
204.7 KB   •    5


Из Деисусного чина иконостаса придела Зосимы и Савватия Успенского собора город Кемь
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1322373 • 26 Фев 2020 18:37
Ягморт писал(а):
...  А может быть, все было не так однозначно? И дело не только в световом решении интерьеров, а еще и в самих иконах... (ныне иконы хранятся в запасниках МИИ РК) …


   Заинтересовал меня этот Соловецкий Деисусный чин. Почему? Из 14 известных икон чина, до настоящего времени,  было опубликовано только две, да и то ошибочно датированных (так посчитал реставратор их раскрывавший) XVI веком,  в далеком 1994 году  в книге –  Гиппенрейтер В. Гармония вечного: Древнее искусство Карелии. Альбом. Текст В.Г. Платонова. Петрозаводск, Карпован сизарексет, 1994г. (фото 34, 36).    
   Но даже эти две иконы, имеют много общего с иконой Святитель Никола. Хвойная порода доски основы, с  практически такой же шириной и толщиной. Отсутствие синего пигмента. И орнамент! У иконы Апостол Иоанн Богослов (фото 34, 36),  точно такой же орнамент на нимбе, как и на иконе святитель Никола!

   Попытался собрать максимум информации об  иконах чина. Даже удалось найти  фрагмент фото еще одной иконы (фото 35). Это фрагмент иконы  Святой Георгий из Деисусного чина иконостаса придела Зосимы и Савватия Успенского собора город Кемь. У иконы Апостол Иоанн Богослов на нимбе точно такой же орнамент, как и на иконе святитель Никола (фото 10). А у иконы  Святой Георгий  совсем другой орнамент на нимбе! У икон Святитель Никола и  Апостол Иоанн Богослов  орнамент состоит из розеток с четырьмя короткими округлыми лепестками. Этот узор отличается от орнамента иконы "Святой Георгий" двумя  признаками: во-первых, лепестки розеток не ориентированы вдоль линий  сетки, а развернуты по отношению к ним на сорок пять градусов; во  вторых розетки не смыкаются друг с другом.  
   
   Что еще удалось узнать? Деисусный чин из Кеми поступил в МИИ РК  в составе 14 икон, среди которых были  памятники двух групп – 14(?) – конец 15(?)  века  (9 икон) и более позднего времени (5 икон). Две ранних иконы  данного чина были в свое время украдены из Успенского собора, то есть в  составе чина первоначально было не менее 16 икон.
   Обороты и торцы досок икон покрыты защитным  составом черного цвета, который не позволяет  судить о древесине. Только в тех случаях, если этот слой потерт, видна структура дерева, и это древесина хвойной породы.  Шпонки на иконах данного чина разные: односторонние и сквозные, даже на одной и той же иконе сочетаются
и те, и другие. Толщина досок основы некоторых икон   достигает 4 см. (т. е. они очень толстые для 15 в.).
 
    Мнения исследователей о датировке чина сильно разнятся. В своем монографическом исследовании 2013 года Чеканный орнаментальный  декор  новгородских икон XV века  Александр Преображенский пишет - «Деисусная икона Иоанна Богослова из Успенского Собора в Кеми (МИИ РК), которую мы склонны датировать временем около середины XV в.«. Как уже упоминалось ранее, реставратор чина датировал его XVI в.. И.А. Шалина из Русского музея  датирует чин концом XV в. (в статье 2017 года о кемском "Успении"). Некоторые из исследователей считают, что он близок к иконам из Гостинополья ...  Rolling Eyes
Файл № 685 369
35 Фрагмент Иконы Святой Георгий из Деисусного чина иконостаса придела Зосимы и Савватия Успенского собора город Кемь.jpg
306.77 KB   •    10
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2238 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1336627 • 25 Мар 2020 12:39
В 2018 году в Петрозаводске была издана книга Владимира Платонова «Художественное наследие Карелии. Древняя иконопись Обонежья и Западного Беломорья» (фото 27). Тираж всего 500 экз. В свободную продажу книга не поступала. Разошлась по библиотекам России, и почему-то мимо нашей Республики. Пришлось приложить немало усилий, что бы хоть один экземпляр к нам поступил.
     
      Деисусный  чин  иконостаса придела Зосимы и Савватия Успенского собора Кеми, к огромному сожалению, в ней не представлен. Единственно, он упоминается в  самом конце раздела 1.3  Возникновение местного иконописания, Главы 1 Искусство северной окраины новгородской земли (XIV -XV вв.).- «Большой интерес представляет и деисусный чин из придела Зосимы и Савватия  кемского Успенского собора. Сохранившиеся иконы из этого комплекса обнаруживают связь с новгородским искусством рубежа XV и XVI  столетий (иконы из Гостинополья)  по изысканности линий, тонкости орнаментов и личного письма».

    Такие интересные памятники, раскрытые еще, в начале 90-х, до сих пор не исследованы и не опубликованы. Интересно, почему?
Файл № 693 738
36 Обложка книги Владимира Платонова «Художественное наследие Карелии. Древняя иконопись Обонежья и Западного Беломорья».JPG
1.08 MB   •    7


Петрозаводск Версо 2018 год Тираж 500 экз.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2020 phpBB Group
Top.Mail.Ru