Наверх (Ctrl ↑)

Несколько простых вопросов по спискам древнерусской рукописи Помогите разобраться!

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2340 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1360210 • 02 Июн 2020 16:34
Из монографии Ю.И. Гренберга (Раздел Красочный слой - пигменты русских живописцев) – «Прежде чем перейти к названиям красок, необходимо напомнить, что в русских иконописных подлинниках, как и в западноевропейских трактатах, названия красок и цветов часто подменяют друг друга. Понятие киноварь, обозначает, как мы видели, красный цвет вообще. В описании цвета одежд и предметов фона лишь в очень редких случаях упоминается краска «черлень» и никогда красный цвет не обозначается другими понятиями. То же самое можно сказать о зеленом, синем и желтом цветах. Вместе с тем эти же названия служили и для обозначения красок определенного химического состава – киновари, охры и др. Не исключено также, что такие понятия, как лазорь, празелень и другие, являлись не только собирательными, то есть обозначающие все краски синего, голубого или зеленого цвета, но и использовались отдельными  
мастерами или в определенных местностях для обозначения красок вполне конкретного состава …».

   Гренберг, судя по всему, потратил немало времени, на то, чтобы определить, что за загадочный пигмент лазорь существовал на Руси. Не смог. Сделал вывод, что лазорь это не пигмент, а собирательное понятие синего цвета, но не исключил, что возможно где-то его использовали  для обозначения красок вполне конкретного состава.  
Rolling Eyes
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2340 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1367786 • 26 Июн 2020 14:23
Ягморт писал(а):
 …  И икона Деисус написанная  Лазарем Муромским в традициях исихазма, так поразила  новгородского архиепископа Василия Калику (который сам был изографом), что он поместил её в своем послании, над входом в земной рай. Почему в традициях исихазма? Из текста послания следует – « … велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью. И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати. И пребыша долго время на мѣстѣ томъ, а солнце не видѣ, но свѣтъ бысть многочасьтный, свѣтлуяся паче солнца …».

 
     Понятно, что икона Деисус, написанная Лазарем Муромским,  не дошла до наших дней. Но можно ли попытаться представить, как она выглядела, и почему так поразила новгородского архиепископа Василия Калику?  В принципе можно. На фото 30  в центре медальон Христа, иконы Святитель Никола, написанной предположительно  Лазарем Муромским около 1360 года в Муромском Свято-Успенском монастыре, на  восточном берегу Онежском озера. По краям фрагменты Праздничного  чина  из главного иконостаса Софийского собора  Новгорода (около 1341 года) – работа провинциальных византийских  мастеров. Необходимо пояснить – высота фигуры Христа в медальоне, на иконе Святитель Никола, всего несколько сантиметров. Фон медальона в древности был ярко-синий.  

   Праздничный чин из главного иконостаса Софийского собора в Новгороде естественно представлен в галерее форума -
https://www.icon-art.info/group.php?grp_id=72&lng=ru
Файл № 712 270
30 В центре медальон Христа иконы Святитель Никола (около 1360 года).jpg
852.58 KB   •    5


Справа и слева - фрагменты Праздничного чина из главного иконостаса Софийского собора Новгорода (около 1341 года) - работа провинциальных византийских мастеров.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2340 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1370920 • 06 Июл 2020 19:26
В 2004 году в Музее Метрополитен в Нью-Йорке проходила замечательная по своему масштабу и многоплановости выставка, посвященная искусству поздней Византии  Byzantium: Faith and Power (1261-1557) Византия: Вера и власть (1261-1557).
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=1487

    Под номером 63 в каталоге идут знаменитые Царские  врата из бывшего собрания Н.П. Лихачева, изготовленные  в середине XIV века в Великом Новгороде (фото 31).  Автор текста Anna Ballian из музея  Benaki в Афинах.
Ниже приведен перевод, наиболее интересной для нас части текста.

             Царские врата с Благовещением и четырьмя  Евангелистами

     " … "Лихачевские врата" - это редкий памятник ранней русской культуры. Техника, в которой они исполнены (огневое золочение с использованием растворенного в ртути золота), была известна в Западной Европе, Византии и на Руси еще до монголо-татарского ига. По форме Лихачевские врата  восходят  к византийским алтарным дверям с полукруглым верхом. С точки зрения структуры, они принадлежат к Византийско-Романскому типу, для которого характерны пластины в густо орнаментированном обрамлении. Орнаменты узоров  сочетают в себе византийские  традиции растительного орнамента с изображением  животных – в данном случае,  грифонов  и барсов, что  характерно для западного европейского романского стиля. Узор из пальметт на основе виноградной лозы проходящий  вдоль верхнего  края  двери - исконно русский и известен еще с домонгольского  времени. В символическом  аспекте, эти образы соотносятся с концепцией об алтарных дверях, как "вратах в рай"… "  

     
     И можно привести ряд веских аргументов, в пользу предположения, что «Лихачевские врата были созданы в период 1349 - 1352 годов  в Великом Новгороде, древнерусскими мастерами под руководством и при непосредственном участии Лазаря Муромского, который, вероятнее всего был и автором большинства орнаментальных композиций (фото 32) …»  

      Кстати, посмотреть на Лихачевские врата можно в галерее форума:
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5799 ]

      Представляет для нас интерес  и следующий в каталоге после №63 экспонат выставки, представленный в каталоге под № 64 Ручка от стационарной кадильницы (кацеи) (на фото 31 справа). Последний абзац текста – « … В первой публикации, посвященной данной кадильнице Г. П. Веглери указывает на то, что она была обнаружена "несколько лет назад" в Терапии, северном районе Константинополя. Однако, по словам достоверного источника - русского пилигрима (паломника) Стефана Новгородца, писавшего в 1348 -1349 гг. - в первом квартале Константинополя, недалеко от Церкви Святой Ирины и Монастыря Одигон, находилась Церковь Святой Девы из Терапии, предположительно являвшаяся местом паломничества. На данной территории было сконцентрировано большое количество маленьких церквей и монастырей, первые упоминания о которых датируются 1261 годом".

      Чем нам интересен  этот фрагмент описания  Anna Ballian? Упоминание в тексте Стефана Новгородца, с караваном которого и пришел Лазарь Муромский в Великий Новгород в конце 1348, начале 1349 года. Хожение Стефана Новгородца давно известно,  многократно исследовано зарубежными исследователями, и широко используется, как достоверный источникRolling Eyes
Файл № 714 455
31 Слева №63 Лихачевские врата из Каталога выставки Byzantium Faith and Power (1261-1557).jpg
1.68 MB   •    4


Справа № 64 Ручка от стационарной кадильницы (кацеи) из Каталога выставки Byzantium: Faith and Power (1261-1557)
Файл № 715 018
32 Справа Апостол Иоанн Богослов - фреска церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода.jpg
1.42 MB   •    4


В центре икона Святитель Никола, Обонежье (Лазарь Муромский (?)), около 1360 года
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2020 phpBB Group
Top.Mail.Ru