Наверх (Ctrl ↑)

[PDF] Popova O. Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle [О. С. Попова. Русская миниатюра XI–XV веков]

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2438 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1407295 • 09 Окт 2020 10:25
Еще два важных, любопытных  замечания.

    В 2017 году был издан сборник Древнерусское искусство. Византийский мир: региональные традиции в художественной культуре и проблемы их изучения. К юбилею Э. С. Смирновой [т. 31] М., 2017. — 392 с.: ил.

https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=10119

    В самом начале статьи Орлова М.А. Еще раз к вопросу о декоративной системе золотых дверей Рождественского собора в Суздале Мария Алексеевна пишет –  " Основные вопросы, которые возникали и продолжают возникать при их изучении, это вопрос «как» - в силу особенностей техники исполнения врат и использованных при их создании конструктивных приемов, вопрос «почему» - благодаря их уникальности, и не только в русском искусстве домонгольской поры, вопрос «когда» - из-за отсутствия точных исторических сведений об их исполнении, и, наконец, вопрос «кто». При этом, как правило, в посвященных этим вратам работам и в отдельных упоминаниях о них основное внимание уделяется первым из этих вопросов. Не менее сложным и дискуссионным, однако, является последний. Безусловно связанный с предыдущими, он является в своем роде ключевым и при их решении".
 

   И вот, как на вопрос "кто", относительно  золотых дверей Рождественского собора в Суздале отвечает  Мария Алексеевна Орлова (368 стр. статьи)  - «Участие итальянских мастеров вполне коррелирует с влиянием итальянской романики не только на зодчество Западной Европы, чему во многом способствовали крестовые походы, но и на архитектуру Руси, как в южнорусском, так и в северо-восточном ее вариантах. Однако если по отношению к архитектуре исследователи пишут о влиянии североитальянской  (ломбардской) школы, то в случае с суздальскими дверями есть основание говорить о южноитальянской, сицилийской интерпретации византийского стиля».

  Вопрос "кто", безусловно ключевой и при исследовании Лихачевских врат. И можно привести ряд веских аргументов, в пользу предположения, что Лихачевские врата были созданы в период 1349 - 1352 годов  в Великом Новгороде, древнерусскими мастерами под руководством и при непосредственном участии Лазаря Муромского, который, вероятнее всего был и автором большинства орнаментальных композиций.

   И второе. В своей фундаментальной работе «Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века»  Мария Алексеевна Орлова предполагает, что истоки орнамента из пальметт в Церкви Архангела Михаила скороводского монастыря Новгорода следует искать в рукописной орнаментике, причем орнаментике элитарного уровня. И как пример - заставки двух рукописей Апостола из собраний Ватиканской (Vat. gr. 1208, л.15) (фото 27) и Парижской (gr. 21, л. 1) библиотек, созданных в константинопольском скриптории.
Файл № 735 630
27 Заставка рукописи Апостол Vat.gr.1208, л 15.jpg
78.57 KB   •    6


Рукопись Апостол, рубеж – XIII – XIV веков, создана в константинопольском скриптории
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2438 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1410151 • 16 Окт 2020 12:26
А мог ли древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола иметь отношение к константинопольскому скрипторию? Как оказалось, мог.
   
    Из технико-технологического исследования 2013 года (В.В. Баранова и М.М. Наумовой) иконы Святитель Никола - « … В красочном слое омофора преобладают свинцовые белила, к ним примешано совсем немного киновари, смальты и сажи.  ... Медальон с фигурой Христа написан смальтой с примесью белил. … Чепец Марии нарисован смальтой с примесью белил. ... Камни же на крышке кодекса написаны красной охрой и смальтой по подложке из двойника.  … В моделировке пробелов использованы белила и смальта".

    Из монографии М.М.Наумовой -  «Смальта – искусственный пигмент, калийное стекло, окрашенное ионами кобальта в синий цвет CoO•nK2SiO3. Ранее считалось, что в живописи смальта появляется с середины XVI века. Однако нами она была обнаружена  в красочном слое миниатюр рукописи XIV в., — «Акафист Богоматери» в смеси с азуритом и ультрамарином. В иконописи смальта впервые была идентифицирована при исследовании страстного цикла праздничного ряда иконостаса из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV в.).»,  ….  и далее (из технико-технологического исследования живописи рукописи «Акафист Богоматери»)  -  «Миниатюры, включенные в каждую из четырех тетрадей, отличаются специфическими  особенностями в живописной трактовке синих одежд персонажей, … иногда синие одежды писались смесью крупных кристаллов смальты и белил, …  во второй тетради синие одежды написаны  преимущественно крупными кристаллами смальты, смешанными с кальцитом».
   
     На снимке 28 слева миниатюра Рождество Христово, справа миниатюра Христос на троне из Сборника византийской гимнографии (Акафист Богоматери, Константинополь  50–60-е гг. XIV в.), Москва  Гос. исторический музей, Син. греч. 429 (Влад. 303). В центре икона Святитель Никола (Обонежье, около 1360 года).

    Рукопись Акафист происходит из скриптория константинопольского монастыря Одигитрии. Она создана писцом Иоасафом II (отождествлено по почерку), впоследствии    игуменом монастыря Одигон, скорее всего, по заказу константинопольского патриарха Филофея Коккина.
 
Файл № 737 257
28 Икона Святитель Никола и Миниатюры из рукописи Акафист (50–60-е гг. XIV в.).jpg
1.9 MB   •    7


У иконы и миниатюр основным синим пигментом является смальта
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2438 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1413353 • 23 Окт 2020 10:59
Еще один интересный момент! Декору  каймы  омофора на иконе Святителя Николы (на фото 29 справа) соответствует старовизантийский орнамент в виде однотонных изгибающихся стеблей и листьев.

     В данном разделе форума представлена книга - Э.С. Смирнова Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век Издательство: Северный паломник; 2011 г.

    На стр. 88-89,  Энгелина Сергеевна пишет – «Старовизантийский орнамент … не является редкостью и в новгородских стенописях; ср. например,  роспись ниш в барабане церкви Архангела Михаила на Сковородке, около 1400 г. и … ссылка на двухтомник Марии Алексеевны Орловой «Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века». И далее – «В заставках сохранившихся русских рукописей этот орнамент в XV веке неизвестен, тогда как в Новгороде нашёл – в трансформированном виде – отражение в декоре Евангелия, ГИМ, Увар. 95 (фото 30)».

      Хотя манера письма автора иконы Святитель Никола индивидуальна, истоки орнамента четко находятся в памятниках константинопольской школы.    

     Из двухтомника М.А. Орловой – «Образец, наиболее близкий к рассматриваемому орнаменту Михаилоархангельского храма, существует в декорации Кахрие джами. Речь идет об орнаменте, обнаруженном при реставрационно-археологических работах во внешнем нартексе в софитах высоких ниш нескольких аркосолиев и окон (фото 31,32). Мы не можем говорить, о буквальном сходстве орнаментальных схем в этих двух памятниках, но точное совпадение не прослеживается даже  между орнаментами в соседствующих нишах  самого Михаилоархангельского храма,  … Самый же характер орнамента в декорации из внешнего нартекса Кахрие джами, прием соотношения темного  узора со светлым фоном, играющим в обоих случаях значительную роль, принцип плетения, толщина стеблей, как и другие детали композиции весьма близки сковородским вариантам. Их сближает даже легкая ассиметричность в построении узора, в общем нехарактерная для традиционной византийской орнаментики. Еще в большей степени эти свойства отличают орнамент  на откосе окна пареклесия  Кахрие джами (фото 33)».
Файл № 739 137
29 Старовизантийский орнамент. Справа фрагмент декора каймы омофора на иконе Святителя Николы.jpg
1.28 MB   •    2


Слева фреска церкви Архангела Михаила на Сковородке, Великий Новгород, около 1360 гг.
Файл № 739 136
30 Орнаментальные мотивы. Заставка. Евангелие тетр, ГИМ, Увар. 95, Л.8..jpg
71.46 KB   •    1


Великий Новгород, 1430-1440-е гг.
Файл № 739 135
32 Орнаментальный фриз в софитах ниш. Экзонартекс Кахрие Джами.jpg
368.97 KB   •    1


Мозаика. Константинополь. 1315-1321 гг.
Файл № 739 134
33 Орнамент на откосе окна пареклесия Кахрие джами.jpg
438.28 KB   •    1


Фреска. Константинополь. 1315-1321 гг.
Файл № 739 154
31 Орнаментальный фриз в софитах ниш внешнего нартекса Кахрие Джами.jpg
183.31 KB   •    2


Мозаика. Константинополь. 1315-1321 гг.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2020 phpBB Group
Top.Mail.Ru