Наверх (Ctrl ↑)

Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля. — М., 2019.

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2666 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1484409 • 07 Апр 2021 13:02
В 2019 году была издана книга -
Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля. Каталог выставки. Guardians of Time. Conservation at the Moscow Kremlin Museums. Автор вступительной статьи: А.Л. Баталов. Авторы статей: В.А. Вычужанин, Е.Ю. Мухер, Т.Г. Парфенова, С.А. Черепанов. М. Московский Кремль. 2019 г. 504 с., цв. ил.

    Реставраторов, которые возвращают к жизни уникальные исторические памятники, имеющие непреходящее художественное и историческое значение, по праву можно назвать «хранителями времени». Каталог выставки «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» представляет работы сотрудников отдела научной реставрации и консервации музея, выполненные, в основном, за последние пять лет. Отдел реставрации, существующий в музее с 1963 года, включает четыре сектора: реставрации металла, живописи, тканей, а также бумаг, книг и графических материалов. Четыре раздела каталога соответствуют четырем секторам отдела. Каждое из восьмидесяти семи каталожных описаний содержит сведения о художественных особенностях произведения, написанные хранителем, и описание процесса реставрации, составленное реставратором. Многие произведения публикуются впервые – целый ряд уникальных памятников вводится, таким образом, в научный оборот. Реставрация некоторых предметов позволила вернуть им исторический облик, открыть имя автора, выяснить детали исторического контекста его бытования. Многие из произведений, помещенных в каталог, демонстрируют передовые реставрационные технологии и новые методики. Значительная часть представленных в каталоге работ – это образцы комплексной реставрации, выполненной совместными усилиями профессионалов нескольких секторов. Каталог завершают сведения о реставраторах Музеев Московского Кремля. Это своеобразный «коллективный портрет» современной кремлевской реставрационной школы.


   Судя по ссылке из Галереи форума, данная книга есть в библиотеке форума –

    Икона София Премудрость Божия из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля. Хранители времени 2019. [11717] Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля. — М., 2019. — Кат. № 35, стр. 190-197.

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=6235

   Если есть возможность, огромная просьба выложить скан страниц 190-197 данной книги …  Rolling Eyes
Файл № 781 580
1 Обложка книги Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля. — М., 2019..jpg
694.08 KB   •    18
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15972 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1484652 • 07 Апр 2021 23:22
Да, пожалуйста — PDFка весом 2.5 Мб, текст распознан:

https://disk.yandex.ru/d/06_ra7ISA1f7tg
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2666 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1484748 • 08 Апр 2021 12:23
Огромное спасибо Илья! Судя по всему, прекрасно изданная книга.

   Л.А. Щенникова пишет (стр. 191 каталога) - « …В связи с малочисленностью сохранившихся произведений нельзя с достоверностью сказать, где и когда сложился этот иконографический вариант Софии Премудрости Божией. Возможно, он был создан в палеологовской Византии. Однако не исключено, что он возник в интернациональной художественной среде Московской Руси … ».  

    В Послание архиепископа Новогородскаго Василия къ владыцѣ Тфѣрьскому Феодору (Из Софийской первой летописи (рукопись конца XV в. — РНБ, Q. IV, 298, лл. 437—442 об.)), упоминается икона Деисус, предположительно написанная Лазарем Муромским, как алтарный образ главного алтаря Софийского собора - « … написанъ Деиисусъ Лазаремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью  …».
         
    Икона Деисус, скорее всего, была написана Лазарем Муромским одновременно с изготовлением Лихачевских врат, которые по утверждению ряда исследователей, первоначально были поставлены в главном иконостасе и лишь позднее, по-видимому, в 1528 г. были перенесены в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи Софийского собора.        
     
    Понятно, что икона Деисус, написанная Лазарем Муромским, не дошла до наших дней. Публикации искусствоведов музеев Московского Кремля, и особенно Анны Игоревны Яковлевой (Яковлева А. И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977), отметившей у иконы черты, напоминающие живопись XIV века, позволяют осторожно предположить, что икона София Премудрость Божия из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, является наиболее ранним сохранившимся списком иконы Деисус, написанной Лазарем Муромским в период 1349-1352 гг. как алтарный образ  главного алтаря Софийского собора Великого Новгорода.

    На фото 2 лицевая сторона иконы София Премудрость Божия после реставрации (Изображение воспроизводится по изданию Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля. — М., 2019).
   
    Вполне возможно, что со временем признают, что данный  иконографический вариант Софии Премудрости Божией возник в художественной среде Великого Новгорода в середине XIV века, и непосредственно связан с Лазарем Муромским, с появлением которого в Великом Новгороде (в конце 1348, или в начале 1349 года) и начался новый этап освоения византийской палеологовской живописи.  Rolling Eyes
Файл № 781 807
2 Икона София Премудрость Божия, лицевая сторона иконы после реставрации..jpg
104.11 KB   •    10


Икона происходит из Благовещенского
собора Московского Кремля.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15972 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1484769 • 08 Апр 2021 13:30
Ягморт писал(а):
упоминается икона Деисус  ...  « … написанъ Деиисусъ Лазаремъ чюднымъ ... ».


Я не особенно слежу за вашими изысканиями, но стало интересно, в какой момент Деисус из чина прекратился в икону???

Цитата:
икона София Премудрость Божия из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, является наиболее ранним сохранившимся списком иконы Деисус, написанной Лазарем Муромским


Еще хотел бы поинтересоваться (чтобы самому не искать), в каких исследованиях пишут, что образ "София Премудрость Божия" может быть списком с Деисуса?
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 12865
Сообщение   Сообщение № 1484773 • 08 Апр 2021 13:49
Ягморт писал(а):
Послание архиепископа Новогородскаго Василия къ владыцѣ Тфѣрьскому Феодору (Из Софийской первой летописи (рукопись конца XV в. — РНБ, Q. IV, 298, лл. 437—442 об.)), упоминается икона Деисус, предположительно написанная Лазарем Муромским, как алтарный образ главного алтаря Софийского собора - « … написанъ Деиисусъ Лазаремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью  …».
Ягморт, опять вы путаете и искажаете смысл Послания  Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае.
Там написано так:
Цитата:
А то мѣсто святаго рая находилъ Моиславъ-новгородец и сынъ его Ияковъ; а всѣх ихъ было три юмы, и одина от нихъ погибла, много блудивъ, и двѣ ихъ потомъ долго носило море вѣтромъ, и принесло ихъ к высокымъ горамъ.
И вѣдѣша на горѣ той написанъ Дѣиисусъ лазоремъ чюднымъ и велми  издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью.
И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку  исповѣдати.

На современном русском это так:
"А то место святого рая находил Моислав-новгородец и сын его Иаков. И всех их было три юмы, и одна из них погибла после долгих скитаний, а две других еще долго носило по морю ветром и принесло к высоким горам. И увидели на горе той изображение Деисуса, написанное лазорем чудесным и сверх меры украшенное, как будто не человеческими руками созданное, но Божиею благодатью. И свет был в месте том самосветящийся, даже невозможно человеку рассказать о нем."

 То есть, о Лазаре Муромском тут нет даже  намеков, т.к. "не человеческими руками созданное но Божиею благодатью".

 И перестаньте уже название красителя лазорь присваивать святому, чье имя пред Господом и людьми - Лазарь.
Это, как минимум, неуважение к памяти преподобного
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2666 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1484793 • 08 Апр 2021 14:17
Илья писал(а):
... Еще хотел бы поинтересоваться (чтобы самому не искать), в каких исследованиях пишут, что образ "София Премудрость Божия" может быть списком с Деисуса?


     По памяти не помню, поищу ...

     Например Анна Игоревна Яковлева в своей работе - «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977, на стр. 403 пишет -  "Мы уже говорили, что мастер кремлевской «Софии» привлекал, в отличие от большинства иконописцев той поры, образы XIV века, в которых он, вероятно, находил обоснование своему художественному взгляду на мир, меру человечности, соотнесенную с мировым порядком (Эта «мера человечности» была внесена в кремлевскую икону и деисусной формой композиции. Богородица и Предтеча, соединенные в  «Деисусе», выражая молитвенные чаяния заказчика, сообщают иконе значение личного вклада)".
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15972 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1484798 • 08 Апр 2021 14:22
Ну вы понимаете же, что "список с Деисуса" и "деисусная форма композиции" -- это совсем разные вещи, да? Да, Богоматерь и Иоанн Предтеча повернуты к Софии в молитвенном предстоянии как в Деисусе -- но вообще нет ни единого основания отсюда использовать слово "список". Вы слишком вольно пишете и слишком притягиваете фантазию к аргументации.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15972 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1484802 • 08 Апр 2021 14:30
Ну и вот почему-то мне не приходило в голову самому посмотреть контекст той цитаты "Послания Василия Новгородского...", который вы так любите использовать и который привел Василий.

Отсюда ваши рассуждения вот эти
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1183971#1183971
вообще теряют смысл, как мне кажется. При чем тут Деисус Софийского собора, какой бы он там ни был -- чин или икона, когда "и принесло к высоким горам. И увидели на горе той изображение Деисуса".
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2666 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1484804 • 08 Апр 2021 14:34
Василий писал(а):
 И перестаньте уже название красителя лазорь присваивать святому, чье имя пред Господом и людьми - Лазарь.
Это, как минимум, неуважение к памяти преподобного


    Какая может быть связь между собирательным понятием синего цвета лазорь, известным только с 17 века, и именем Лазарь в послании XIV века?

    Софийская первая летопись старшего извода. - ПСРЛ, т. 6, вып. 1, М., 2000,   в тексте стоит  - «… написан деисус Лазарем чюдным» (стб. 426) (фото 3).
Файл № 781 857
3 Софийская первая летопись старшего извода. - ПСРЛ, т. 6, вып. 1, М., 2000, стб 425-426..JPG
190.7 KB   •    11
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 12865
Сообщение   Сообщение № 1484827 • 08 Апр 2021 15:52
Да и там же ссылочка (67) на правильное написание в рукописях - лазоремъ Smile

ИМХО,  нашего уважаемого Ягморта уже ничем не переубедить. Shocked  
Но и поддакнуть: "конечно, Моислав  с сыном увидели на горе образ, который там прп. Лазарь написал"  - не получается.

Не понятно, каким образом прп.Лазарь мог забраться на те горы и написать там Деисус,
который вдруг увидели с моря Моислав  с сыном Shocked
Может быть поможет Д.С.Лихачев ( Библиотека литературы Древней Руси. Том 6. XIV-середина XV века. 1999), где приведен правильный текст "Послания Василия архиепископа Новгородского" с переводом:
Цитата:
И увидели на горе той изображение Деисуса, написанное лазорем чудесным и сверх меры украшенное, как будто не человеческими руками созданное, но Божиею благодатью. И свет был в месте том самосветящийся, даже невозможно человеку рассказать о нем.
Ну о каком тут иконописце, Лазаре или другом, можно говорить, когда  "не человеческими руками созданное, но Божиею благодатью"!
Файл № 781 876
.ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО ВАСИЛИЯ.jpg
122.29 KB   •    2
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15972 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1484834 • 08 Апр 2021 15:59
Ну и не ясно, как так вышло, что "увидели на горе той изображение Деисуса" и узнали, кем он был написан? Подписан Деисус был или что с ним было такое?
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2666 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1484837 • 08 Апр 2021 16:02
Василий писал(а):
Может быть поможет Д.С.Лихачев ...


     Не знаю как Вам, а мне очень помог. В книге Лихачев Д.С. Текстология (на материале русской литературы X-XVII веков). Изд-во Академии  наук СССР (Пушкинский Дом) 1962 год, 608 стр.   На странице 77 (фото 4) Дмитрий Сергеевич пишет – «В «Послании новгородского архиепископа Василия о рае» в некоторых списках вместо слов «Деисус написан лазорем чудным» стоит «Деисус написан Лазарем чудным». Если бы мы знали окружение писца, его интересы, круг ассоциаций, то, может быть, нашли бы и того Лазаря, который спровоцировал появление этой ошибки».  
   
    Еще в 1962 году академик Лихачев, сформулировал задачу – найти в окружении новгородского архиепископа Василия Калики, того Лазаря который спровоцировал появление этой ошибки. И такого Лазаря мы нашли,  это Лазарь Муромский - один  из ведущих, именитых и высококвалифицированных константинопольских иконописцев, обладающий  к тому же, исключительным социальным статусом ...  Rolling Eyes
Файл № 781 879
4 Академик Лихачев Текстология АН СССР 1962 год стр. 77.jpg
189.98 KB   •    9
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 12865
Сообщение   Сообщение № 1484845 • 08 Апр 2021 16:20
Ну, правильно: Д.С.Лихачев еще 60 лет назад обнаружил ошибку в некоторых списках "Послания..." и предположил, что она вызвана наличием имени "Лазарь" среди окружения еп.Василия.
И сейчас уже вы, Ягморт,  эту ошибку подхватили и развили, подтянув под нее имя прп.Лазаря  Very Happy
Ну так поясните  тогда, как же Лазарь забрался на горы и написал там, на горе, Деисус, виденный с моря? Shocked
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 15972 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1484846 • 08 Апр 2021 16:20
Ягморт, вы почему-то не выделяете, как мне кажется, важную часть в цитате Лихачева: "появление этой ошибки". Ошибки. Не корректно подбирать только те аргументы у Лихачева, которые вас устраивают, а те, которые не устраивают -- "типа не замечать".

P.S. Вот Василий очень доступно вроде бы вам объяснил в предыдущем сообщении.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2666 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1484852 • 08 Апр 2021 16:34
Как раз выделяю. Из публикации Никита Голейзовский -   „ПОСЛАНИЕ О РАЕ” И РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕРЕДИНЕ XIV ВЕКА. Вот ссылка -
https://www.ais-aica.ru/publikatsii/342-2011-01-21-10-03-59/golejzovskij-nikita-kasyanovich/4365-oraye.html


 Н.К. Голейзовский пишет – "Появление краткой редакции «Послания о рае» можно отнести к началу XV века. И в качестве примера приводит рукописный сборник из собрания  главной библиотеки Троице-Сергиевой лавры «РГБ, ф. 304, № 39, л. 239-242 об.  нач. XV в.,". Отмечая, при этом - « ...Текст Послания местами искажен переписчиком, плохо понимавшим его смысл. Например: «се все мысленное мнит ти ся видение» - л. 240; «то же, брате, речено Богом видети с(вя)таго рая ч(е)л(о)веком» (там же); «а тех мужеи братья и дети и внучата при нашеи власти здрави суть» - л. 241 об.».
    В этом, скорее всего наиболее раннем, из сохранившихся списков «Послания о рае», как раз и написано – «… написан Деисус лазорем чудным (фото 5)».  Вполне возможно, именно благодаря этому переписчику, плохо понимавшему смысл текста, и произошло искажение фрагмента текста -  « ... написан деисус лазорем (нужно: Лазарем) чюдным».
Файл № 781 895
5 Фрагмент стр. 241 из сборника собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.jpg
173.73 KB   •    6


РГБ, ф. 304, № 39, л. 239-242 об. нач. XV в.,.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru