Из работы Н.К. Голейзовского - "Василий намеренно акцентирует материальность земного рая, материальность способов его достижения, материальность «многочастного» света рая и т. д. Этот «материализм» послужил для исследователей «Послания» главным препятствием на пути к его осмыслению. Между тем, в глазах средневекового философа материальность факта отнюдь не исключала возможности символической его интерпретации. К примеру, Моисей Маймонид в комментарии на трактат Сангедрин, категорически настаивая на материальности эдемского рая, одновременно сетовал, что большинство верующих воспринимает все его описания буквально. «Верить таким образом,- сокрушался он,- все равно, что быть школьником, который ждет орехов и сластей за свое прилежание. Смертный не в состоянии постигнуть небесных наслаждений, как не может слепой понять игру красок или глухой оценить музыку ... " ...
Не надо всё воспринимать дословно ... Несомненно, что в своем рассказе Василий имел в виду не абстрактный, сияющий в небе светло-синий Деисус, как утверждают во всех комментариях исследователи, а реальную икону написанную Лазарем Муромским, и алтарной преградой, скорее всего, служили "Лихачевские врата" ...
Вот как эпизод - « … написан деисус Лазарем чудным (непостижимым)» трактует в своей работе Н.К. Голейзовский - "Яркая и многозначительная деталь - деисус, написанный на откосе горы «лазорем чюдным» - отсутствует во всех остальных известных пока версиях сюжета (что не удивительно, ведь за пределами православного региона такое понятие незнакомо) и придает рассказу особый, апологетический оттенок. Деталь эта введена, вероятно, Василием Каликой для уточнения богословского смысла эпизода. В православной церкви деисус (в переводе с греческого - моление), изображающий Христа и обращенных к Нему с молитвой о спасении Богородицы, Иоанна Крестителя, а иногда еще архангелов Михаила и Гавриила, а также апостолов и святых, расположенных в иерархическом порядке, размещался на алтарной преграде, символически отделяющей мир (часть храма, отведенную для мирян) от рая (алтаря), над центральным входом в алтарь, который во времена Василия назывался «райскими дверьми». Иначе говоря, само расположение деисуса в храме обозначало, что вход в рай открывается посредством молитвенного общения с Христом через Его образ".