Наверх (Ctrl ↑)

Несколько простых вопросов по спискам древнерусской рукописи Помогите разобраться!

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1506902 • 31 Май 2021 11:35
http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-8/296.html

Пашков, А.М. "Житие Лазаря Муромского" в истории культуры Карелии XVIII-XX вв. / А. М. Пашков // Кижский вестник. - Петрозаводск, 2003. - № 8. - С. 3-13.

     - «В средневековой Руси жития святых писались по особым канонам и часто до наших дней доходила не первоначальная, наиболее достоверная редакция жития, а так называемая «украшенная» редакция, в которой в ущерб достоверности главное внимание уделялось каноническому набору чудес и добродетелей святого. В отличие от многих «украшенных» памятников житийной литературы, «Житие» Лазаря дошло до нас в двух редакциях, близких к начальному тексту. Подлинный текст «Жития» Лазаря хранился, вероятно, в архиве Муромского монастыря  и погиб в конце 1612 – начале 1613 года, когда монастырь был разграблен и сожжен отрядами «панов». Однако уже тогда с него были сняты копии, которые хранились у окрестных священников и благочестивых мирян … «.

     Академик Лихачев Д.С. пишет в книге «Текстология»   - «Редакция – это результат сознательной, целеустремленной деятельности одного из книжников …».

Василий писал(а):
В монастыре уверены, что у них сохранился подлинный список Завещания прп. Лазаря …   И на сайте монастыря сейчас текст именно подлинного списка.  


     С редакциями Жития Лазаря Муромского, и с наличием на сайте монастыря текста именно подлинного списка разобрались …
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1506910 • 31 Май 2021 11:48
Василий писал(а):
… Преподобный Лазарь должен был сделать для Кесарийской епархии список с великой Новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией -  Very Happy Кто же дал ему это задание и где список? Интересно, как мог преподобный в первой половине 14-го века сделать список иконы, которая стала известна лишь в первой четверти следующего, 15-го века (Лазарь тогда уже почил) ...   Shocked  Very Happy  


      Хороший вопрос, сразу и не ответишь. Попробуем разобраться.

      Первое упоминание о Новгородской иконе София Премудрость Божия в Новгородских летописях встречается в IV Новгородской летописи под 1510 (7018) г.: вел. князь Василий III, проезжая чрез Новгород, “велел свещу негасимую пред Софиею Премудростию Божией день и нощь, по старине, как была прежде” (ПСРЛ, IV, 137; ср. 287).  
       Еще более раннее упоминание об иконе мы находим в рукописи Жития Лазаря Муромского написанной в конце XIV века. Я привел фрагмент текста этой рукописи, из списка РГБ. Собр. В. М. Ундольского. № 146 (сер. XVII в.), в начале данной темы (фото 4), и на пятой странице темы (фото 38.) – « … Аз же по повелению Василия епископа списах чюдотворный образ святыя Софии Премудрости божии. И вся церквия же во граде и в святыя обители и жития и образы многих святых написав … «.  
       Новгородский архиепископ Василий Калика дал указание Лазарю Муромскому сделать список иконы София Премудрость Божия, который был отправлен (1350(?) год) с купеческим караваном (Со Стефаном Новгородцем (?)) в Константинополь патриарху Исидору (?). Вполне возможно, еще один список иконы София Премудрость Божия был отправлен в Тверь епископу Федору. Поэтому можно предполагать что, скорее всего, в начале XV века в Твери был список иконы. Скорее всего, при написании лицевой стороны иконы София Премудрость Божия из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, тверской иконописец и руководствовался этим списком новгородской иконы середины XIV века.
     
      Оригинал Новгородской иконы София Премудрость Божия середины XIV века утрачен, но до наших дошли два поздних списка иконы - первой четверти XV века из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля (на фото 37 - слева), и второй половины XV века из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 37 - справа).
Файл № 795 001
37 Икона София Премудрость Божия. Два наиболее ранних списка XV века..jpg
1.56 MB   •    5


Слева тверская (?) икона первой четверти XV века, справа – новгородская икона второй половины XV века.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1509059 • 04 Июн 2021 14:18
А самое раннее упоминание об иконе, скорее всего, содержится в Послание архиепископа Новогородскаго Василия къ владыцѣ Тфѣрьскому Феодору (которое можно уверено датировать периодом 1349-1352 гг.). В тексте послания упоминается икона Деисус, предположительно написанная Лазарем Муромским, как алтарный образ главного алтаря Софийского собора Новгорода - « … написанъ Деиисусъ Лазаремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью  …». Икона Деисус, скорее всего, была написана Лазарем Муромским в 1349 или в 1350 году одновременно с изготовлением Лихачевских врат, которые по утверждению ряда исследователей, первоначально были поставлены в главном иконостасе и лишь позднее, по-видимому, в 1528 г. были перенесены в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи Софийского собора.        
     
       Почему речь в послание идет об иконе София Премудрость Божия? Икона София Премудрость Божия написанная Лазарем Муромским в период 1349-1350 гг. как алтарный образ главного алтаря Софийского собора Великого Новгорода и есть Деисус. Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен в работе Протоиерея Георгия Флоровского(1893—1979) - выдающегося православного богослова, внесшего неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке.
   
       В своей работе -  О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси  (“Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500). Георгий Флоровский пишет – «Известная Новгородская икона Св. Софии есть своеобразный Деисис: Огнезрачный Ангел на престоле с предстоящими, Богоматерью и Предтечей. Над главою Ангела в медальоне погрудное изображение Спасителя. Вверху этимасия. Ангел облечен в царские одежды, на главе венец, в руках жезл и свиток. Престол укреплен на семи столпах… В огнезрачном Ангеле нужно видеть Ангела великого совета, Сына Божия, — здесь оживает древний иконографический сюжет»  …
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1510280 • 07 Июн 2021 17:36
Ягморт писал(а):
А вот как, рассказ о новгородских мореплавателях Моиславе и сыне его Якове, занесенных ветром к высоким горам, где находится «место святаго рая» описан в оригинале текста Послание Новгородского архиепископа Василия Тверскому епископу Феодору о рае (из электронных  публикаций  Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН) -
    «… и принесло ихъ к высокымъ горамъ. И вѣдѣша на горѣ той написанъ Дѣиисусъ лазоремъ чюднымъ[18] и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью. И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати. И пребыша долго время на мѣстѣ томъ, а солнце не видѣ, но свѣтъ бысть многочасьтный,[19] свѣтлуяся паче солнца».
   
      И, в конце публикации, комментарии  к этому отрывку  Н.С. Демковой -
[18] ... написанъ Дѣиисусъ лазоремъ чюднымъ... — Деисус (по-гречески «моление») — название центральной композиции иконостаса в православной церкви: в центре — Иисус Христос, справа и слева от него — Богородица и Иоанн Предтеча; лазорь — особая, очень дорогая краска ярко-голубого цвета, использовавшаяся обычно для книжных миниатюр, популярная в Новгороде XIV в.
[19] ...свѣтъ бысть многочасьтный... — то есть свет состоял из многих частей («многочасьтный» — точный перевод греч. πολυμερής — многосоставный, дробный), был многокрасочным, мерцающим; речь, по-видимому, идет ο северном сиянии.      
   
      Несомненно, что в своем рассказе Василий имел в виду не абстрактный,  сияющий в небе светло-синий Деисус, как утверждают во всех комментариях исследователи, а реальную икону написанную Лазарем Муромским. И, никакого северного сияния  (как предполагает в своем комментарии Н.С. Демкова), там не было, и быть не могло, а мерцающий свет исходил от самой иконы Деисус.   …  Rolling Eyes

А как же быть с комментариями Н.С. Демковой?

       С лазорью разобрались. Лазорь это не пигмент, а собирательное понятие синего цвета известное с 17 века.
       С северным сиянием тоже все понятно. Во-первых, Василий Калика, скорее всего, никогда его не видел. Во-вторых, электронная публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН издается по Софийской первой летописи (рукопись конца XV в. — РНБ, Q. IV, 298, лл. 437—442 об.).  
       В двух наиболее близких к авторскому варианту текста списках, а это пергаментный список из Троице-Сергиевской Лавры №39 (Конец XV - первая половина XVI в.), хранящийся в РГБ, и томский список ГПНТБ СО РАН Q.II.33. написано – «И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ». Во всех остальных списках, в том числе и в Софийской первой летописи – «И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати». В этой фразе речь идет о рае, местонахождение которого нашли новгородцы, увидев «свѣтъ  самосияненъ». Древнерусские книжники, переписывая  текст, добавили придаточное предложение – «яко не мочи человѣку исповѣдати», подчеркивающее невозможность: понять, объяснить, «осознать» свет исходящий из рая. Таким образом, они смягчили созданное Василием Каликой представление о реально существующем и доступном обычным человеческим чувствам «земном рае». Это добавление, кардинально изменяющее смысл, скорее всего, и стало причиной неправильного понимания всеми исследователями этого эпизода ...  

      Список второй половины XV века иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 37 - справа), скорее всего, наиболее близок к утраченному оригиналу. Далее попробуем, на его примере обосновать, что мерцающий свет исходил от самой иконы Деисус (иконы София Премудрость Божия).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1511035 • 09 Июн 2021 10:52
На 4-й странице данной темы, я поместил фрагмент из интервью А.Н. Овчинникова (Масляная живопись. Беседы с А.Н. Овчинниковым. Кристаллические пигменты. - ч.2.). Для дальнейшего обсуждения, нам потребуется ещё один фрагмент из этого интервью –

     « … Получается, что раньше художники прекрасно понимали природу кристаллических пигментов, их свойство «собирать» свет. … Если сравнивать под микроскопом структуру и оптические свойства современных пигментов с древними минеральными кристаллическими пигментами, имеющими не только яркий цвет прозрачных кристаллов, но и блестящую стекловидную поверхность, активно отражающую свет, то разница становится очевидной».

Как вы считаете, в красках Вермеера тоже видна работа с кристаллической структурой красок, с пигментами крупного и мелкого помола? Как вы оцените его вещи с точки зрения оптики минералов? Что это такое?

– «Всё сразу. Хрусталь-то у него везде есть, аурипигмента у него завались. Это волшебники: Рембрандт и Вермеер. Это светописцы» … - «А Вермеер умный. Он очень часто делал такие же выходки, как и псковичи, которые, конечно, раньше него это делали: ещё в четырнадцатом веке. Они хорошо знали, что в чистом виде аурипигмент довольно быстро теряет интенсивность цвета, и, чтобы сделать жёлтый цвет устойчивым, прежде чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилали» тончайше утёртую охру
светлую. А охра светлая, когда она стёрта очень тонко, становится ярко-жёлтой. Оказывается, земляные железо-окисные пигменты, чем тоньше трёшь, тем они интенсивней становятся. Кристаллические – совсем иначе, тут нужно управлять величиной зерна. Кристаллические пигменты , чем тоньше трёшь, тем больше они теряют цвет: лазурит из тёмно-синего, если вы перестараетесь, станет светло-голубеньким, почти белым  …  Некоторые художники  очень любят грубо тёртый аурипигмент, он лучится. Вот в Грузии в Сабеэреби, я копировал живопись пещерную. Так там толчёный уголь и аурипигмент – как звёздное небо. Эффект незабываемый … Древнерусские иконописцы кроме кристаллических пигментов почти во все смеси добавляют немножко угля. Под микроскопом он тоже как кристаллики. Блестящие палочки «кристаллики» угля дают живую фактуру живописной поверхности … «.

        Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, я считаю, был не меньшим светописцем, чем великие голландские мастера XVII века Рембрандт и Вермеер. Он действовал так же, как и псковичи которые ещё в четырнадцатом веке знали, что в чистом виде аурипигмент довольно быстро теряет интенсивность цвета, и, чтобы сделать жёлтый цвет устойчивым, прежде  чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилали» тончайше утёртую охру светлую.

        Из технико-технологического исследования 2013 года (В.В. Баранова и М.М. Наумовой) иконы Святитель Никола - « …. Медальон с фигурой Христа написан смальтой с примесью белил, одежды Спасителя нарисованы желтой охрой с незначительной долей сажи, ассист – аурипигментом ... ".
       
        На фото 38 в центре фрагмент Новгородской иконы София Премудрость Божия, второй половины XV века, слева медальон с фигурой Христа иконы Святитель Никола. Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, прежде чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилал» тончайше утёртую охру светлую, с  добавлением кристаллов угля, естественно …  Rolling Eyes
Файл № 797 346
38 В центре фрагмент Новгородской иконы София Премудрость Божия, второй половины XV века.jpg
419.47 KB   •    3


По краям снимка - медальоны Христа и Богородицы иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года, Лазарь Муромский (?).
Файл № 798 899
39 Слева фрагмент Новгородской иконы София Премудрость Божия, второй половины XV века.jpg
224.84 KB   •    1


Справа - медальон Христа иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года, Лазарь Муромский (?).

_________________
Там, где недостает ума, недостает всего.
                                Лорд Д. Галифакс

 
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru