Наверх (Ctrl ↑)

Реально ли найти фото иконы Святителя Николы из каталога древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Третьяковской галереи?

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1453936 • 29 Янв 2021 14:55
Иван писал(а):
... Вы прочитали статью  … Т. Игнатовой … ?
Я тоже прочитал. Но ничего не изменилось.
Говоря предметнее — ораторские жесты-перстосложения, изображаемые издревле на иконах, не перестали быть таковыми.


      Почему я посоветовал прочитать статью Т. Игнатовой?  В своей статье Татьяна Игнатова из ЦМИАРа никак не разделяет Именословное перстосложение (малаксу) и ораторский жест (как у Святителя Николы на иконе и у Царя Давида на фреске – фото 28.).  Именословие (имясловие) выглядит вот так - фото 29. Большой палец и малый средний как бы образуют букву "Х", и это обязательно !  

      В Википедии пошли дальше.  
      Из статьи Википедии - Именословное перстосложение  - «На древних иконах именословное перстосложение не встречается, встречается лишь двоеперстие или двоеперстие с поднятым вверх мизинцем (подушечки безымянного и большого пальца приставлены друг к другу). По всей вероятности, из последнего жеста и возникло именословное перстосложение, когда скрестили немного большой и безымянный палец. Описание и толкование именословного перстосложения, которое изложено выше, впервые появляется в сочинении греческого книгоиздателя и протопопа Навпаклийского Николая Малаксы, во второй половине XVI века, поэтому этот жест иногда называют малакса».      
     Они по новому трактуют данный ораторский жест (Номер 1 — безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а так же для повествования, порицания или обвинения)  -  это двоеперстие с поднятым вверх мизинцем (подушечки безымянного и большого пальца приставлены друг к другу).

    Получается, с точки зрения Википедии, на иконе Святитель Никола – у Христа двоеперстие, а у Святителя Николы - двоеперстие с поднятым вверх мизинцем (икона на фото 28 - справа).
Файл № 763 596
28 Ораторский жест + Фрески Богоматерь из «Благовещения» и Царь Давид + Икона Святитель Никола.jpg
813.96 KB   •    24


Слева ораторский жест, такой же у царя Давида на фреске и у Святителя Николы на иконе.
Файл № 763 595
29 Именословие (имясловие) выглядит вот так!.jpg
57.5 KB   •    22


Большой палец и малый средний как бы образуют букву "Х" и это обязательно!
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1475471 • 19 Мар 2021 15:52
Интересный иллюстративный пример, связанный с перстосложением  и исправлением знаков старого благочестия на моленных образах. Две иконы, по моему мнению, скорее всего, первоначально написанные одним мастером, и в одно десятилетие. Икона «Спас Моисея», скорее всего, в Великом Новгороде в 1352 году, икона Святитель Никола, вероятнее всего в Обонежье около 1360 года (фото 30). Обе иконы, вполне возможно, одновременно были вывезены из Великого Новгорода в Москву в 1561 году. Только одна из них сразу попала в северную часть иконостаса Благовещенского  собора Московского Кремля, а вторая ввиду сравнительно небольших размеров: 50х40 см, наиболее вероятно использовалась отдельно для поклонения.  
     Надписания и перстосложение на иконе «Спас Моисея» не соответствовали новым канонам, и поэтому летом 1654 года икону постигла участь многих изъятых и уничтоженных по приказу патриарха Никона икон. Личное и надписания у иконы соскребли, но только саму икону сжечь не успели.
     А иконе Святитель Никола повезло. Успели обновить киноварью часть надписей на иконе (выделено жёлтыми прямоугольниками на фото 31). Надписи Стый Николае, и ИИС ХС над медальоном Христа - буквы кривые, большие, неряшливые, с многочисленными подтеками. Спешно, небрежно, но успели. К тому же, ораторский жест у Святителя Николы на иконе (на фото 32 – слева), схож с малаксой (фото 32 - справа). Так  что, после обновления у никониан претензий к иконе уже не было.
    Позднее, после 1663 года, скорее всего когда икона уже была на Мезени, естественно ненавистное для старообрядцев ИИС соскоблили практически до левкаса (фото 33), и красно-коричневой краской написали ИС ХС, заодно обвели и все остальные надписи, нимб, контуры медальонов и освежили опушь. Старообрядцы не могли позволить, чтобы у них в скиту была икона с именем Христа ИИС ХС.
Rolling Eyes
Файл № 776 483
30 Икона Спас на престоле 1352 года + Икона Святитель Никола около 1360 года.jpg
2.36 MB   •    22


Обе иконы, предположительно, первоначально выполнены одним мастером.
Файл № 776 482
31 Икона Святитель Никола, фото 1986 года + фото 2013 года.jpg
825.19 KB   •    19


Слева фото иконы Святитель Никола до раскрытия, вероятнее всего 1986 год. Фотоаппарат Смена-7.
Файл № 776 481
32 Перстосложение Святителя Николы + малакса.jpg
134.83 KB   •    15


Справа - Именословное перстосложение, иллюстрация к сочинению Николая Малаксы из книги Скрижаль 1656 года издания (красные буквы и стрелочки добавлены в настоящее время для наглядности, и в самой книге отсутствуют).
Файл № 776 577
33 Икона Святитель Никола (около 1360 года), надпись над медальоном Христа.jpg
574.24 KB   •    11


Киноварные буквы ИИ в надписании ИИС ХС счищены подчистую.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1502848 • 21 Май 2021 13:01
Еще один интересный иллюстративный пример, связанный с перстосложением и исправлением знаков старого благочестия на моленных образах.

      Два года назад в марте 2019 года, на первой странице данной темы я привёл  фото очень интересной иконы «Св. Николай с ангелами и чудесами» (фото 7, на фото 34 - справа).

      В январе 2012 года в Journal of icon studies, Музея русских икон Клинтона было опубликовано обширное исследование Э.С. Смирновой посвященное данной иконе - Saint Nicholas the Wonderworker with Angels and Miracles. A new image of Saint Nicholas of Myra in Russian art of the 16th century (icon from a private collection in London).


     Энгелина Сергеевна пишет об иконе «Св. Николай с ангелами и чудесами»  - «Части иконной доски слегка разошлись, образовалась вертикальная трещина, вдоль которой видны остатки чинок – вставки грунта и поздней живописи …  Судя по характеру реставрации, над иконой работали мастера старой российской выучки, восходящие к традициям русских иконописцев-старообрядцев начала ХХ века. Как известно, мастера этого типа занимали ведущие позиции в реставрационных мастерских и в 1920-х годах, когда, надо думать, была расчищена наша икона» .
   
      Получается, что в 20-е годы прошлого века икона «Св. Николай с ангелами и чудесами» претерпела антикварную реставрацию. На фото иконы хорошо видны остатки изображения мизинца (указаны желтой стрелкой) на деснице Святителя Николая. Трещина прошла точно по мизинцу, и старообрядцы-реставраторы, не мудрствуя лукаво, просто пририсовали правой руке святого шестой палец.
     
      У обеих икон на фото 34 (слева фото иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года) удивительная схожесть изображений Христа, Богородицы и Святого Николая. И, к тому же, изначально было и идентичное перстосложение –  классический ораторский жест!
Файл № 792 551
34 Справа икона Св. Николай с ангелами и чудесами. Новгород 2-я четверть - середина XVI века.jpg
309.02 KB   •    44


Правое фото взято из Journal of icon studies, Музея русских икон Клинтона.
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 12959
Сообщение   Сообщение № 1504757 • 26 Май 2021 15:06
Цитата:
Трещина прошла точно по мизинцу, и старообрядцы-реставраторы, не мудрствуя лукаво, просто пририсовали правой руке святого шестой палец.
Что же старообрядцы не умели считать до 5-ти и  до 6-ти? Там не палец, просто какая-то неровность видна
Мизинца на трещине не было и Смирнова,  не упоминает о нем, разбирая и описывая этот образ.
И перстосложение  у свт.Николая там обычное для тех времен
Файл № 793 793
Перстосложение. свт.Николай 13в.jpg
105.83 KB   •    13
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1505336 • 27 Май 2021 17:15
Василий писал(а):
Мизинца на трещине не было ... И перстосложение у свт.Николая там обычное для тех времен


    Да нет Василий, по моему мнению, Вы не правы …
    И пример привели не самый удачный … Почему бы например было не взять в качестве примера перстосложение Святителя Николы на иконе Костаса Икона Никола Зарайский (фрагмент иконы на фото 37) из темы max67?

    На показанном Вами примере (на фото 35 справа) -  классическое двуперстное перстосложение -: 2 пальца, указательный и средний, вытянуты (средний палец немного согнут), а большой и безымянный пальцы и мизинец сложены вместе.
Например в православной энциклопедии, все примеры точно такие же. Безымянный палец и мизинец расположены почти горизонтально, проксимальные (основные) фаланги указательного и среднего пальцев вытянуты почти вертикально, видно ребро ладони -  
https://www.pravenc.ru/text/171503.html

    А у Святителя Николы на показанных иконах (фото 34), одинаковое перстосложение (фото 36) - ораторский (риторический) жест (не путать с имясложением для благословения)!
    Открытая внутренняя сторона ладони, большой и безымянный палец образуют колечко. Обратите внимание - на иконе «Св. Николай с ангелами и чудесами» пририсованный мизинец расположен не почти горизонтально, как в классическом двуперстном перстосложении, а полукругом, как и безымянный палец …
Rolling Eyes
Файл № 794 179
35 Слева фрагмент иконы «Св. Николай с ангелами и чудесами».jpg
268.24 KB   •    8


Справа пример классического двуперстного перстосложения
Файл № 794 178
36 Слева фрагмент иконы «Св. Николай с ангелами и чудесами».jpg
132.93 KB   •    8


Справа фрагмент иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года.
Файл № 794 330
37 Фрагмент иконы Никола Зарайский Псковские земли середина 14 века.jpg
130.58 KB   •    7


Псковские земли, середина 14 века, размер 50*40 см
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 12959
Сообщение   Сообщение № 1510331 • 07 Июн 2021 19:53
Цитата:
Да нет Василий, по моему мнению, Вы не правы …
   И пример привели не самый удачный …
А вот более удачные примеры -  с иконы 15 века и современный.
Вряд ли это "ораторские"  перстосложения, скорее   именословные?
Файл № 796 915
Перстосложение 15 в.jpg
16.52 KB   •    4
Файл № 796 914
Перстосложение 21 в.jpg
12.32 KB   •    4
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1510595 • 08 Июн 2021 11:54
Василий писал(а):
…Вряд ли это "ораторские" перстосложения, скорее именословные?


     Скорее, в данном контексте просто благословляющее перстосложение ...

     Вот тема форума 2008 года О перстосложении изображаемом на иконах -

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=2888

      Dimitr ещё тогда всё разъяснил  -

     
Dimitr писал(а):
... Слава Богу! Что такое дораскольные святители я тоже не совсем понял. Григорий Палама -- "дораскольный" святитель или как? Посмотрите на благословляющую руку. Корабль Церкви потрясается ересями и расколами постоянно, однакож плывет, и у кормила стоят святители.
И митрополит-мученик Филипп, и мученик патриарх Тихон, --- СВЯТЫЕ. Неужели по-разному писать им благословляющие персты, только от того что жили они в разное время?


       На фото 38 слева константинопольская икона «Святитель Григорий Палама», последней четверти XIV века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина ...  Rolling Eyes
Файл № 797 066
38 Слева Икона «Святитель Григорий Палама» последней четверти XIV века.jpg
1.1 MB   •    8


Справа икона Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года.
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 12959
Сообщение   Сообщение № 1510868 • 08 Июн 2021 21:05
Да, благословляющее, получившее название именословное
Благодаря старинным греческим  иконам можно видеть, что испокон веку благословляют именем Христа.
Но  России так было не всегда, из-за неверных переводов, потому и   Стоглавый собор
запрещал изображать на иконах иное перстосложение, кроме как двуперстное
Файл № 797 294
Благословение.jpg
95.78 KB   •    6
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2731 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1511424 • 10 Июн 2021 10:19
Василий писал(а):
" ... и Стоглавый собор запрещал изображать на иконах иное перстосложение, кроме как двуперстное."


      Например, перстосложение Святителя Николы на знаменитой круглой иконе из Николо-Дворищенского собора в Новгороде (на фото 40 справа), датируемой концом 13-началом 14 века (по моему мнению, написанной не ранее середины 14 века) изначально было таким же, как и у Святителя Николы на иконах фото 38 (фрагмент правой иконы на фото 39 в центре). На фрагменте снимка круглой иконы (фото 39 справа) просвечивают линии подготовительного рисунка, видна светлая внутренняя сторона ладони, виден светлый поднятый вверх мизинец и мягкое «тесто» древнего левкаса.
      Скорее всего, после стоглавого собора (?), у Святителя Николы на знаменитой круглой иконе, как и на иконе Св. Николай с ангелами и чудесами, также исправили перстосложение на классическое двуперстное ...  Rolling Eyes
Файл № 797 587
39 Справа фрагмент круглой иконы из Николо-Дворищенского собора в Новгороде.jpg
244.63 KB   •    5


В центре фрагмент иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года.
Файл № 797 670
40 Слева Икона Николай Чудотворец с ангелами и чудесами.jpg
904.25 KB   •    5


Справа знаменитая круглая икона из Николо-Дворищенского собора в Новгороде.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru