Надо полагать, что именно гуслицкие мастера начали использовать праздничные иконы в оформлении крестов распятий. Они добавлялись в верхней части распятий.
Так же надо полагать, что основой для праздничных икон послужили складни с двунадесятыми праздниками и створки трехстворчатых складней. Ниже привел примеры.
Можно выделить пять основных типов использования праздничных икон в оформлении крестов распятий.
1-й тип - В навершии праздничная икона Воскресение Господне. Фигура Христа развернута вправо. Основа, створка от трехстворчатого складня.
2-й тип - В навершии праздничная икона Воскресение Господне. Фигура Христа развернута вправо. Другой извод иконы. Сама икона большего размера, основа двунадесятые праздники.
3-й тип - В навершии праздничная икона Воскресение Господне. Фронтальное изображение фигуры Христа.
4-й тип - В навершии праздничная икона Воскресение Господне. Фронтальное изображение фигуры Христа. Другой извод иконы.
5-й тип - В навершии образ Спаса Нерукотворного.
За основу можно взять следующее расположение праздничных икон, -
1 - Воскресение Господне.
2 - Вход Господень в Иерусалим.
3 - Вознесение Господне.
4 - Сретение Господне.
5 - Святая Троица.
Это расположение икон можно назвать классическим. Так же иногда встречаются и замены местами праздничных икон. Встречаются разновидности с другими праздничными иконами и разновидности с использованием икон с образом Богоматери и святыми. Последние разновидности обычно встречаются или в единичном варианте или в незначительных партиях.