Наверх (Ctrl ↑)

Помогите найти информацию о триптихе из Базилики Святителя Николая в Бари

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3000 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1205234 • 22 Май 2019 17:13
В библиотеке форума можно скачать книгу - Лазарев В.Н. Византийская живопись: Сб. статей М.: Наука, 1971. — 408 с.

https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=96
 
   В книге последней идет статья «Маньера грека» и проблема критской школы. В статье, Виктор Никитич, помимо прочего затрагивает вопрос о датировке итало-греческих икон. Так вот, разброс датировок огромный, более пяти веков! В качестве примера он приводит творчество Андреаса Ридзоса (Андреа Риццо):  Арто де Монтор и Ламброс полагали, что Ридзос работал в XI веке и умер в 1105 г., Диль датировал его деятельность концом XIII – началом XIV века, Вульф и Миркович – началом XV века, Швейнфурт – XIV-XV веками, Беттини – концом XV века, Джурич - концом XV – ранним XVI веками, Ксингопулос – концом XVI века, Хатзидакис – серединою XVI века … .
   
   В статье Лазарев пишет – «Достаточно бросить самый поверхностный взгляд на подписные работы Ридзоса, чтобы сразу же сделалась очевидной их принадлежность к зрелому XVI веку. На эту эпоху указывает сухая, вылощенная манера письма, основанная на широком использовании плави, типы лиц, характер надписей (латинских и греческих). Ридзос отталкивается, как и все критяне XVI века, от самого позднего этапа в развитие столичной палеологовской живописи …».
 
    Интересный момент! Лазарев упоминает три подписные иконы Андреаса Ридзоса с изображением Богоматери типа «Страстной» - Музей Бандини во Фьезоле – из Уффици, Пармская Галерея, церковь св. Власия в Стоне. В статье приведено фото иконы Богоматерь Страстная музея Бандини во Фьезоле (на фото 9 слева). На фото 9 справа икона Богоматерь Страстная из Пармы, изображение которой поместил в данной теме наш итальянский коллега Zanotelli Tiziano.  По-моему, это одна и та же икона. Просто фото разные –  старое черно-белое, и современное цветное …
Rolling Eyes
Файл № 612 635
9 Иконы Богоматерь Страстная Андреас Ридзос.jpg
1.03 MB   •    65


Слева - фото иконы Богоматерь Страстная музея Бандини во Фьезоле, справа фото иконы Богоматерь Страстная из Пармы
Faber
Модератор
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 29044
Сообщение   Сообщение № 1205342 • 22 Май 2019 20:10
«...от самого позднего этапа в развитие столичной палеологовской живописи …»
Что, именно так и пишет?
Вроде бы в советские времена редактура была не такой уж плохой...  Rolling Eyes
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 13178
Сообщение   Сообщение № 1205680 • 23 Май 2019 14:52
Ягморт писал(а):
 По-моему, это одна и та же икона.  Rolling Eyes

Это можно назвать - точная копия. Имеются различия.
Посмотрите, например, надписание иконы, сравните рукав Младенца, ангелов, слова в тексте и т.д. и т.п.
А изображения Крестчатого нимба видели? Shocked
 Много мелких  неточностей. Можно устроить игру - кто найдет больше Very Happy
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3000 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1209889 • 03 Июн 2019 17:34
Василий писал(а):
...  Много мелких  неточностей. Можно устроить игру - кто найдет больше Very Happy

    Да нет Василий, никаких неточностей нет. Это одна и та же икона. Одно дело современное цифровое цветное  фото, и старое черно-белое, далеко не первой копии … Все мелкие неточности объясняются качеством ч\б фото ...
 
   На фото 10, слева икона - Богоматерь Страстная; Греция. Крит; XV в.; мастер: Andrea Rico di Candia; местонахождение: США. Принстон. Художественный музей Принстонского университета (Princeton University Art Museum); размер 77 x 91 см; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная, чеканка по золоту (сусальному).
   Справа - фото иконы Богоматерь Страстная из Пармы. Вот тут, точно  можно устроить игру - кто найдет больше (не мелких!) различий …  Rolling Eyes
Файл № 615 591
10 Слева Strastnaya_Gretciya_Krit_Andrea_Rico_di_Candia_1451-1492_91h77_Printson_Muzej_Univera.jpg
1.17 MB   •    61


Слева - фото иконы Богоматерь Страстная музей Принстонского университета, справа фото иконы Богоматерь Страстная из Пармы

_________________
Там, где недостает ума, недостает всего.
                                Лорд Д. Галифакс

 
DGP
Модератор
Регистрация: 22.09.2011 Сообщения: 9876 Откуда: РФ
Сообщение   Сообщение № 1209903 • 03 Июн 2019 18:13
[quote="Ягморт"]
Василий писал(а):
... Это одна и та же икона. Одно дело современное цифровое цветное  фото, и старое черно-белое, далеко не первой копии … Все мелкие неточности объясняются качеством ч\б фото ...

Нет, мне кажется, что между снимками были проведены реставрационные работы и икона была усилена.

_________________
С уважением Дмитрий
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 13178
Сообщение   Сообщение № 1210249 • 04 Июн 2019 17:30
Точно! За время между снимками икону подновили!
Отсюда и мелкие отличия. И различия букв в надписаниях имен Христа и Богородицы.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3000 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1210256 • 04 Июн 2019 18:12
Спасибо! Разобрались! Конечно,  подновили! Отсюда и мелкие отличия.  Дело не в ч\б фото, а в более позднем  подновлении иконы.

   Еще один интересный момент, и опять икона из Пармы!
В книге Н.П. Кондаков Русская икона (Том III. Прага, 1931, стр. 157), в главе  Черты иконописи Греко-итальянской, итало-критской и русской корсунского стиля – « … Пресловутый Андрей Рико, съ острова Кандiи (икона въ Пармскомъ музеъ), относится  уже къ XVI въку».
   
   Как и Лазарев, Кондаков относил иконы  Андреаса Ридзоса к зрелому XVI веку!
Файл № 625 567
11 Таблица 136 из книги Н. П. Кондаков. Русская икона. Прага. 1929. Т. II..JPG
1.76 MB   •    49


Справа: Икона Преподобные Антоний, Евфимий и Савва XIV в. Греческое письмо. Собрание Киевской Духовной Академии. Слева: Икона Николая Чудотворца, с Афона. XVI в. Русский музей.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3000 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1406202 • 06 Окт 2020 19:09
Ягморт писал(а):
 … Ниже приведен фрагмент статьи  священника  базилики Святителя Николая в Бари  Gerardo Cioffari Иконография Святого Николая в византийском наследии Апулии XI-XV века.

    «  … Лучшим примером изображения Святого Николая  в византийском стиле можно считать триптих, написанный Андреем Ризо Кандийским, который сохранился и до сих пор выставлен в Базилике Святителя Николая в Бари ...
    … Триптих Ризо Кандийского не имел такого успеха и почитания, как икона Уроша III. Однако оказал влияние на многих художников. В качестве примера имитации можно взять, например, полиптих из церкви Святого Стефана  расположенной около Монополи (недалеко от Бари), который сейчас находится в Бостонском Музее Изобразительного Искусства. Этот образ Святого Николая, изображенного во весь рост, поразительно похож на образ  на полотне Ризо …».


    Интересный момент! Статья Gerardo Cioffari  была опубликована в журнале Реставратор в 2004 году.

   А месяц назад, в библиотеке форума появилась ссылка на каталог  выставки The Hand of Angelos: An Icon Painter in Venetian Crete ,  проходившей в музее Бенаки (Афины) с 16 ноября 2010 по 16 января 2011, которая была посвящена критскому иконописцу XV века Ангелосу Акотантосу и художникам его круга.  В каталоге полиптих  из церкви Святого Стефана  расположенной около Монополи (недалеко от Бари), который сейчас находится в Бостонском Музее Изобразительного Искусства (фото 12) не просто  представлен, но и еще и описан, и атрибутируется  началом XV века  фото (13)!

    Ниже приведен перевод  текста стр. 63 (фото 13) –

« … Несмотря на то, что деятельность вышеупомянутых константинопольских художников хорошо задокументирована в архивных источниках,  до наших дней не сохранилось ни одного следа их работ. Не было обнаружено ни одной работы, которая была бы подписана кем-нибудь из них. Тем не менее, сохранившиеся работы начала 15 века позволяют нам поразмышлять на тему того, как могло выглядеть их творчество. Непосредственно та алтарная картина, которую Алессандро Барбо поручил написать Филантропенам в 1412 году, не сохранилась. Критский полиптих начала 15 века изначально находившийся в церкви Святого Стефана около Манополи в Апулии, а в данный момент в Бостонском Музее Изобразительного Искусства, дает нам представление о том, как бы могла выглядеть данная картина. Картина состоит из 7 отдельных деревянных частей и обладает внушительными размерами - 2.4 метра в высоту и 3.1 метра в ширину. Панели обрамлены резной и позолоченной деревянной рамкой в позднем готическом стиле. На центральной и самой большой панели изображены Дева Мария с младенцем Христом в классическом византийском иконографическом стиле. Она сидит на мраморном троне, выполненном в западном стиле. На боковых панелях слева изображены святые Христофор, Августин и Стефан, а на правых Иоанн Креститель, святой Николай и святой Себастьян. Очевидно, что автор объединил поздний византийский и итальянский, преимущественно венецианский, стили. Более того, стиль в котором изображены некоторые персонажи полиптиха может быть описан не как поздний византийский или палеологовский, а как константинопольский … «.

    В своей статье Gerardo Cioffari утверждает, что  образ Святого Николая, изображенного во весь рост на полиптихе из церкви Святого Стефана поразительно похож на образ на полотне Ризо. С этим трудно не согласится. Только полиптих никак не годится в качестве примера имитации, так как написан в начале XV века, а триптих в 1451 году …
Rolling Eyes
Файл № 735 107
13 Каталог The Hand of Angelos An Icon Painter in Venetian Crete (страница 63).jpg
270.13 KB   •    32


Слева на странице изображены три правых панели полиптиха из церкви Святого Стефана
Файл № 735 106
12 Полиптих из церкви Святого Стефана расположенной около Монополи (недалеко от Бари).jpg
163.27 KB   •    38


Сейчас находится в Бостонском Музее Изобразительного Искусства
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3000 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1408991 • 13 Окт 2020 18:48
Gerardo Cioffari  в конце статьи пишет – « … Некоторые полагали, что автор образа из церкви Святого Стефана также происходит с острова Крит, но латинская подпись (под ногами Святого) позволяет сделать вывод, что скорее всего это был мастер из Апулии , вдохновенный полотном  Ризо … ».

      И здесь, священник  базилики Святителя Николая в Бари, скорее всего ошибается  в своем предположении.

      По моему мнению, образ Святого Николая, изображенного во весь рост  на  полиптихе  из церкви Святого Стефана расположенной около Монополи (на фото 13 в центре), поразительно похож  на образ на иконе Святителя Николая из монастыря Дечаны, написанной в 40-е годы XIV века (на фото 13 справа) ...  Rolling Eyes
Файл № 736 670
13 Примеры образа Святителя Николая в византийском стиле.jpg
343.62 KB   •    46


Слева фрагмент триптиха Андреаса Рицоса из базилики Святителя Николая в Бари (1451 год). В центре панель полиптиха из церкви Святого Стефана расположенной около Монополи (начало XV века). Справа икона Николай Чудотворец из монастыря Дечаны (40-е годы XIV века).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3000 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1426801 • 24 Ноя 2020 14:45
В книге Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — (Музеи Московского Кремля), приведен фрагмент иконы Святителя Николы из монастыря Дечаны (фото 16), который авторы каталога приводят как пример изменения стиля наступившего около середины XIV века во всем византийском мире.

     Вот ссылка на тему - Иконы Успенского собора 2007.

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1272968#1272968

     Икона Святителя Николы из монастыря Дечаны (на фото 13 крайняя справа, фото 14,15  - крайняя слева) - характерный пример (середины XIV века) образа Святителя Николая в византийском стиле.

     Интересно проследить, как менялся византийский стиль образа, на протяжении XIV - XV веков в Италии и на Руси. На фото 14 в центре панель полиптиха из церкви Святого Стефана расположенной около Монополи (Италия, начало XV века), крайняя справа, икона Андреаса Рицоса Святитель Николай написанная в Италии во второй половине XV века. На фото 15 крайний справа - средник Новгородской иконы Святитель Николай чудотворец с житием конца XV века, из старообрядческой Покровской церкви в Серпухове. В центре фото 15 - икона Святитель Никола, предположительно написанная Лазарем Муромским в Обонежье, около 1360 года.
Файл № 747 019
15 Три иконы Святителя Николая в византийском стиле. Слева икона из монастыря Дечаны, 40-е годы XIV века..jpg
1.16 MB   •    58


Крайний справа - средник Новгородской иконы Святитель Николай чудотворец с житием конца XV века, из старообрядческой Покровской церкви в Серпухове (фото январь 2019 года).
Файл № 747 018
14 Три иконы Святителя Николая в византийском стиле. Справа икона Андреаса Рицоса, Италия вторая половина XV века..jpg
523.64 KB   •    30


Крайняя справа - икона Андреаса Рицоса Святитель Николай второй половины XV века. Крит, музей монастыря Гониас (фото октябрь 2014 года).
Файл № 747 027
16 Деталь Иконы Святителя Николы из монастыря Дечаны, 40-е годы XIV века.jpg
276.4 KB   •    30


Фрагмент стр. 106. книги - Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3000 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1587082 • 29 Дек 2021 09:52
Ягморт писал(а):
В марте 2013 года, в устной беседе, на мое замечание – «Лик у иконы Святитель Никола греческий, икону написал, скорее всего, византийский или греческий мастер». Сергей Анатольевич Субочев, известный российский реставратор темперной живописи, отреставрировавший не одну сотню древних икон и произведений деревянного зодчества, не только в России, но и далеко за ее пределами, высказал свое мнение - «Я считаю, икону писал русский иконописец  -  выходец с Афона, или бывший в паломнической поездке на Афон, и хорошо знакомый с иконописью монастырей» …


      Случайно наткнулся на тему 2018 года данного раздела форума - Нужна помощь, интересует время и место написания этой иконы [Господь Вседержитель; эпистилий темплона Ватопедского монастыря], в которой администратор форума Илья привел превосходные фото эпистилия темплона Ватопедского монастыря Афона (фото 17,18.). Огромное ему спасибо за это!

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1079660#1079660


      Благодаря этим фото, появился весомый аргумент, в пользу предположения, что автор иконы Святитель Никола (Лазарь Муромский (?))  не только был хорошо знаком с иконописью Афона, в частности с иконами Ватопедского монастыря, а вполне возможно, что какое-то время в первой половине XIV века жил и творил в Священной Великой Обители Ватопед. Далее, попробуем аргументированно обосновать данное предположение …
Файл № 842 910
17 Воскрешение Лазаря. Деисусный чин. Вход Господень в Иерусалим..jpg
1.66 MB   •    14


Эпистилий. Центральная часть. 231*69 см. Монастырь Ватопед. XII в.
Файл № 842 909
18 Центральная часть Большого Деисуса. Эпистилий темплона..jpg
1.86 MB   •    14


Монастырь Ватопед. XII в.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3000 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1587606 • 31 Дек 2021 10:48
Вроде бы, что может быть общего между тремя такими разными иконами XII, XIII и XIV веков (фото 19, 20 и 21)? Общее у них то, что личное этих трех икон было выполнено практически в одно и то же время

      Лик иконы Великомученник Георгий (на фото 22 – слева) был поновлен в середине XIV века (вероятно после пожара 1345 года в соборе Юрьева монастыря Великого Новгорода) приезжим греческим или русским мастером с византийской выучкой (Лазарем Муромским (?), подробнее в теме Размышления над материалами очередного тома каталога ГТГ) -

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1598588#1598588
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1459174#1459174

      Лик иконы Христос Пантократор (на фото 22 – справа) является результатом работы первоклассного художника в первой половине XIV века (Лазаря Муромского (?)). В центре фото 22 фрагмент медальона Христа иконы Святитель Никола, написанной предположительно Лазарем Муромским в Обонежье около 1360 года, ... необходимо учесть, что высота фигуры Христа на иконе Святитель Никола всего около 6 см …
     Икона Великомученник Георгий, прекрасно представлена в галерее форума –

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=432
Файл № 843 227
19 Икона Великомученик Георгий, около 1130 года..jpg
1.71 MB   •    10


Размер 230 × 142 см. Третьяковская галерея, Москва
Файл № 843 226
20 Икона Христос Пантократор, конец XIII века..jpg
2.73 MB   •    20


Размер 118 × 89 см. Монастырь Ватопед, Афон.
Файл № 843 225
21 Икона Святитель Никола, Обонежье около 1360 года.-min.jpg
864.1 KB   •    10


Размер 50× 40 см.
Файл № 843 224
22 Личное трёх икон XII, XIII и XIV веков.jpg
2.63 MB   •    34


В центре фрагмент медальона Христа иконы Святитель Никола. Высота фигуры Христа около 6 см.

_________________
Там, где недостает ума, недостает всего.
                                Лорд Д. Галифакс

 
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3000 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1674016 • 20 Сен 2022 10:53
Вроде бы, что может быть общего между двумя такими разными иконами (фото 23 и 24)?
          Считаю, что можно осторожно предположить, что автором поновления в первой половине - середине XIV века личного иконы Христос Пантократор, конца XIII века из монастыря Ватопед, вполне возможно был автор иконы Спаса из коллекции ГТГ ...
          Особенно впечатляют высветления на кончике носа и сохранившийся фрагмент киноварной подрумянки на иконе из собрания ГТГ (фото 24 - справа) ... имхо, конечно.
Файл № 896 109
23 Две иконы Спаса.jpg
3.63 MB   •    8


Слева Икона Христос Пантократор, конец XIII века. Монастырь Ватопед, Афон
Файл № 896 108
24 Фрагменты личного двух икон Спаса.jpg
540.02 KB   •    18


На фото 24, справа фрагмент знаменитой иконы Спаса из собрания Третьяковской галереи, слева – иконы Христос Пантократор из Монастыря Ватопед, Афон.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2022 phpBB Group
Top.Mail.Ru