Ягморт писал(а):
… Ниже приведен фрагмент статьи священника базилики Святителя Николая в Бари Gerardo Cioffari Иконография Святого Николая в византийском наследии Апулии XI-XV века.
« … Лучшим примером изображения Святого Николая в византийском стиле можно считать триптих, написанный Андреем Ризо Кандийским, который сохранился и до сих пор выставлен в Базилике Святителя Николая в Бари ...
… Триптих Ризо Кандийского не имел такого успеха и почитания, как икона Уроша III. Однако оказал влияние на многих художников. В качестве примера имитации можно взять, например, полиптих из церкви Святого Стефана расположенной около Монополи (недалеко от Бари), который сейчас находится в Бостонском Музее Изобразительного Искусства. Этот образ Святого Николая, изображенного во весь рост, поразительно похож на образ на полотне Ризо …».
Интересный момент! Статья Gerardo Cioffari была опубликована в журнале Реставратор в 2004 году.
А месяц назад, в библиотеке форума появилась ссылка на каталог выставки
The Hand of Angelos: An Icon Painter in Venetian Crete , проходившей в музее Бенаки (Афины) с 16 ноября 2010 по 16 января 2011, которая была посвящена критскому иконописцу XV века Ангелосу Акотантосу и художникам его круга. В каталоге полиптих из церкви Святого Стефана расположенной около Монополи (недалеко от Бари), который сейчас находится в Бостонском Музее Изобразительного Искусства (фото 12) не просто представлен, но и еще и описан, и атрибутируется
началом XV века фото (13)!
Ниже приведен перевод текста стр. 63 (фото 13) –
« … Несмотря на то, что деятельность вышеупомянутых константинопольских художников хорошо задокументирована в архивных источниках, до наших дней не сохранилось ни одного следа их работ. Не было обнаружено ни одной работы, которая была бы подписана кем-нибудь из них. Тем не менее, сохранившиеся работы начала 15 века позволяют нам поразмышлять на тему того, как могло выглядеть их творчество. Непосредственно та алтарная картина, которую Алессандро Барбо поручил написать Филантропенам в 1412 году, не сохранилась. Критский полиптих
начала 15 века изначально находившийся в церкви Святого Стефана около Манополи в Апулии, а в данный момент в Бостонском Музее Изобразительного Искусства, дает нам представление о том, как бы могла выглядеть данная картина. Картина состоит из 7 отдельных деревянных частей и обладает внушительными размерами - 2.4 метра в высоту и 3.1 метра в ширину. Панели обрамлены резной и позолоченной деревянной рамкой в позднем готическом стиле. На центральной и самой большой панели изображены Дева Мария с младенцем Христом в классическом византийском иконографическом стиле. Она сидит на мраморном троне, выполненном в западном стиле. На боковых панелях слева изображены святые Христофор, Августин и Стефан, а на правых Иоанн Креститель,
святой Николай и святой Себастьян. Очевидно, что автор объединил поздний византийский и
итальянский, преимущественно венецианский, стили. Более того, стиль в котором изображены некоторые персонажи полиптиха может быть описан не как поздний византийский или палеологовский, а как
константинопольский … «.
В своей статье
Gerardo Cioffari утверждает, что образ Святого Николая, изображенного во весь рост на полиптихе из церкви Святого Стефана
поразительно похож на образ на полотне Ризо. С этим трудно не согласится. Только полиптих никак не годится в качестве
примера имитации, так как написан в
начале XV века, а триптих в
1451 году …
