Наверх (Ctrl ↑)

Помогите найти изображение орнамента росписи ниш в барабане церкви Архангела Михаила на Сковороде

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1915376 • 23 Ноя 2024 11:33
1 марта 2024 года, появилась в свободном доступе электронная версия №2 2023 года журнала «Вестник сектора древнерусского искусства» -
https://rusmedievalartbulletin.sias.ru/2023-2/
       
       Стр. 23 - 43 журнала, это статья Т.Ю. Царевская Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV— первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции).

      Естественно, Царевская не обошла своим вниманием и фрески новгородской церкви Архангела Михаила на Сковороде. В частности, Татьяна Юрьевна пишет о данной росписи – «Говоря о росписях Ковалёва и Рождества на Красном поле, В.Н. Лазарев вывел важное заключение о том, что к 1380–1390‑м гг. феофановская традиция постепенно сошла на нет, а данному направлению принадлежало будущее [Лазарев, 1947. С. 91]. В эту группу он не включил фрески церкви на Сковородке, которые датировал 1360‑ми гг. Полностью раскрытые перед самой войной и затем руинированные, они очень недолго были доступны для исследований. Раскрывавший их в 1930‑е гг. Ю. А. Олсуфьев отнес роспись к концу XIV в. [Кызласова, 2012. С. 135], а А.И. Анисимов, видевший их тогда же, — к XV в.; оба считали ее работой русского мастера. Далее изучение стало возможно лишь по фотографиям. Сближая роспись с временем основания храма и сравнивая стиль памятника с искусством середины столетия, Лазарев тем не менее дал объективные характеристики стиля, которые в полной мере применимы к раннему XV в. Он считал фрески работой новгородских живописцев, перекидывал от них мост к иконописи Новгорода, предложив верную аналогию – икону «Апостол Фома» (Лазарев 2000, с.278), (ил. 3,4), которая, однако, является по сегодняшним представлениям памятником первых десятилетий XV в. Датировка этой росписи была приближена к рубежу XIV или даже раннему XV в. (Вздорнов, 1970. с. 300-301, Попов, 1979, С. 300). Развитие традиций «моравской школы», дальнейшее по отношению к рождественским фрескам, видят в этой росписи Л.И. Лифшиц и Ю.Г. Малков, датируя памятник рубежом XIV- XV вв. (Лифшиц, 1987. с. 37; Малков, 1984. с. 196). В нем справедливо усматривается отражение заключительного и сравнительно позднего этапа палеологовского искусства в его развитии на новгородской почве. На основе углубленного изучения этого этапа византийского искусства и новгородской живописи сегодня наметилась тенденция к более основательному смещению этого ансамбля в XV в. Однако до сих пор остается ряд нерешенных вопросов относительно художественных характеристик этого ансамбля».
Файл № 1 047 525
170 Илл. (ил. 3,4), из статьи Т.Ю. Царевской.jpg
137.09 KB   •    23


Из статьи - Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV— первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1916467 • 27 Ноя 2024 14:07
И далее в статье Царевской – «Переходя к перспективам исследований, можно сразу отметить, что благодаря работе реставраторов вновь появилась возможность увидеть Сковородские фрески в цвете, оценить технику и манеру исполнения, точнее воспринять масштаб изображений (и ссылка 10 -  В 2009–2013 гг. новгородскими художниками-реставраторами (ныне — Центр монументальной живописи при НГОМЗ, руководитель Т. И. Анисимова) поднята из руин часть росписей церкви Михаила Архангела и в настоящее время осуществляется подборка фрагментов композиции «Воскрешение Лазаря»), что позволяет внести серьезные коррективы в представления о дате и стиле, до сих пор складывавшиеся на основе не очень качественной довоенной фотофиксации».

     Насколько я в курсе, на настоящий момент собран только фрагмент орнамента на своде (фото 173 – март 2023 года) церкви Архангела Михаила, и продолжается подборка фрагментов композиции «Воскрешение Лазаря» (фото 171 – февраль 2016 года).
Файл № 1 048 184
171 Сковородский монастырь Новгорода фрагмент фрески Воскрешение Лазаря (около 1360 года).jpg
147.66 KB   •    26


Фото февраль 2016 года.
Файл № 1 048 183
172 Справа Фрагмент композиции Воскрешение Лазаря. Фреска церкви Архангела Михаила. Около 1360 года..jpg
2.01 MB   •    21


Слева - фрагмент композиции Воскрешение Лазаря из довоенной фотофиксации.
Файл № 1 048 182
173 Орнамент на своде. Церковь Архангела Михаила Сковородского монастыря Великого Новгорода. Около 1360 года..jpg
327 KB   •    23


Фото март 2023 года.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1916535 • 27 Ноя 2024 16:53
И далее в статье Царевской – «Этим же целям может служить
и коллекция копий О. И. Домбровского, выявленных в собрании ГРМ, а так-
же хранящиеся в ОР ГРМ записки Ю. Н. Дмитриева, сделанные им в начале
1930‑х гг. и содержащие описание техники и характеристик манеры одного
из мастеров [Шаповалова, 2016. С. 79–86]".
     
      [Шаповалова, 2016. С. 79–86], это статья Шаповалова А. М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря в Великом Новгороде из отдела древнерусского искусства и отдела рукописей Русского музея // Страницы истории отечественного искусства. Сб. статей по материалам научной конференции (к 100‑летию В. А. Пушкарева). СПб.: Palace Editions, 2016. С. 79–86.

      Интересные материалы!
      Издание малотиражное. С трудом, но удалось найти этот сборник. Скан статьи Шаповаловой на фото 174 - 179.
Файл № 1 048 232
174 Обложка Страницы истории отечественного искусства. Выпуск 27..JPG
181.41 KB   •    18


Страницы истории отечественного искусства. Выпуск 27. Сб. статей по материалам научной конференции (к 100‑летию В. А. Пушкарева). СПб.: Palace Editions, 2016.
Файл № 1 048 231
175 Стр. 79 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
526.48 KB   •    24
Файл № 1 048 230
176 Стр. 80-81 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
1.03 MB   •    21
Файл № 1 048 229
177 Стр. 82-83 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
933.92 KB   •    22
Файл № 1 048 228
178 Стр. 84-85 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
853.33 KB   •    23
Файл № 1 048 227
179 Стр. 86 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
391.99 KB   •    19
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1917159 • 29 Ноя 2024 16:49
Почему интересные материалы? Только один пример.
       В январской Минее из комплекта Софийских служебных миней XII в. сохранились перовые рисунки разного времени. Особый интерес представляют рисунки XIV в. на  л. 255 об. (фото 180). В нижней части листа 255 об. (31 января) справа располагаются два погрудных изображения святителей. Между ними легким пером начертана фигура стоящего святителя, с левой руки его свисает лента омофора. ... В центре лица и выше разбросаны лики с характерным высоким лбом и надутыми щеками, среди них ещё и птичья головка. Разного размера и завершенности эти рисунки представляют собой «пробы пера» ...  Под полуфигурой первого святителя справа надпись  - «господи спаси помилоу владыкы Василея». Чуть выше слева: «господи спаси помилоу  <…>, ниже плохо различимая строка: «просв <...>». У правого плеча второго святителя надпись тонким пером без нажима: «господи спаси и помилуй раб(а) бож(ия) мен(я)», далее неразборчиво четыре-пять букв и под ними едва различимы три-четыре строки ... Все надписи XIV в., и некоторые из них заходят на рисунки.

        Лазарь Муромский, согласно его житию, прожил у Василия Калики 4 года до самой его смерти от чумы (конец 1348(?) - 1352 г.). Во время поездки Василия в Псков в разгар эпидемии чумы, он естественно молился за него, и к тому же имел доступ к комплекту Софийских служебных миней XII в. Поэтому, я предполагаю, что надпись в январской Минее XII в. «господи спаси помилоу владыкы Василея», наиболее вероятно, была сделана Лазарем Муромским во время поездки Василия в Псков, в июне-июле 1352 года. И скорее всего, он же был автором погрудных изображений святителей.
      На фото 181 первый лист описания росписей Сковородского монастыря Ю.Н. Дмитриева, сделанного им в начале 1930-х годов, когда роспись сковородского храма еще не была полностью раскрыта. Дмитриев довольно подробно описал сковородские росписи и оставил несколько зарисовок (орнаменты, голова святителя). Отметив при этом на зарисовке головы святителя – «Очень большая лобовая часть (расположена выше центра нимба)».
       И мы видим, что точно такая же большая лобовая часть у голов святителей на рисунках л. 255 об. в январской Минее из комплекта Софийских служебных миней XII в (фото 182) ...
Файл № 1 048 618
180 Миниатюры с изображением святителей и другие лики.jpg
534.54 KB   •    27


Минея служебная на январь. XII в. ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об.
Файл № 1 048 620
181 Первый лист описания росписей Сковородского монастыря Ю.Н. Дмитриева.JPG
114.7 KB   •    19


ОР ГРМ. Ф. 187. Д. 99. (Дмитриев Ю.Н. Описание Сковородского монастыря ...)
Файл № 1 048 619
182 Справа - л. 255 об. Минея служебная на январь. XII в. ГИМ. ОР. Син. 163..jpg
340.28 KB   •    21


Слева - первый лист описания росписей Сковородского монастыря Ю.Н. Дмитриева.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1917673 • 01 Дек 2024 18:23
И далее, в публикации Царевской – «Представляются не в полной мере использованными возможности уточнения связи некоторых «пошибов» ковалёвской росписи с местной иконописью, изучение которых становится более доступным благодаря находящейся на завершающей стадии работе по подборке руинированных фресок [ил.5,6]».
   
      Интересный момент! Как пример местной иконописи, Татьяна Юрьевна приводит фото иконы Николая Чудотворца из села Курицко, атрибутируемой первой третью XV в.(на фото 183 – справа). А Екатерина Гладышева в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» в докладе 6 февраля 2024 года «Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке в Новгороде» в качестве аналогии росписям Сковородки привела фото иконы Николая Чудотворца из Цареконстантиновской церкви в Вологде (ВГМЗ), также атрибутируемой первой третью XV в. Правда, в докладе Гладышевой пророк Иона почему-то сначала был назван пророком Софонией, а в данном примере пророком Исайя (на фото 184 – слева).

       В 2013 году был издан сборник Путем орнамента. Исследования по искусству Византийского мира: Сб. статей / Сост. и отв. ред. А. Л. Саминский.— М.: МАКС Пресс, 2013.— 240 с.; 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); — (Труды ЦМиАР; 7).
      Почти четверть данного сборника занимает монографическое исследование Александра Преображенского Чеканный орнаментальный декор новгородских икон XV века (Стр. 96-145).
https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=6743
       Основная часть данного исследования посвящена типу орнаментации новгородских икон XV века, точно такому же, как и на иконах Святителя Николая из иллюстративных примеров статьи Т.Ю. Царевской и доклада Е.В. Гладышевой (фото 185). Александр Преображенский пишет - «Произведений с таким декором  сохранилось сравнительно немного. Между тем их датировки и атрибуция имеют принципиальное значение, как для изучения русских орнаментированных икон, так и для уточнения новгородской иконописи XV в. Поэтому мы приведем перечень известных нам памятников с чеканным растительным орнаментом, выделяя его варианты и, насколько это возможно, соблюдая кажущуюся нам правильной хронологию».  
       Всего было рассмотрено 19 памятников, в том числе и иконы из Курицко и из Цареконстантиновской церкви в Вологде. И был сделан вывод – «Все известные в настоящее время произведения с растительным декором созданы в Новгороде в генетически связанных между собой мастерских и на протяжении сравнительно короткого отрезка времени. Самые поздние из этих икон относятся к середине XV в., а самые ранние к первой трети того же столетия, к 1410-м -1420-м гг.  … Следовательно, чеканный растительный орнамент может служить надежным атрибуционным и датирующим признаком».
Файл № 1 049 007
183 Илл. 5 и 6 из публикации Царевской Т.Ю..jpg
123.09 KB   •    20


Из статьи - "Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV— первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции".
Файл № 1 049 006
184 Скриншот илл. примера из доклада Гладышевой Е.В..jpeg
133.56 KB   •    20


В рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» в докладе 6 февраля 2024 года «Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке в Новгороде».
Файл № 1 049 078
185 Две новгородские иконы Святителя Николы первой трети XV века.jpg
2.44 MB   •    28


Иконы Святителя Николая из иллюстративных примеров статьи Т.Ю. Царевской и доклада Е.В. Гладышевой.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1918846 • 05 Дек 2024 14:15
Екатерина Гладышева, в своем докладе 06.02.2024 в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» говоря об иконе Святителя Николы из вологодского музея, отметила, что »... икону обычно связывают с вологодским искусством, но очевидно, что это Новгород!». По моему мнению, она и в данном случае ошибается. Я считаю, прав Преображенский, считающий, что это памятник новгородского круга, лишенный явных среднерусских признаков – « ... узор исполнен мастером, не владевшим техникой чеканки по левкасу. Очевидно, он воспроизводил декор икон, виденных им в Новгороде или присланных в Вологду, входившую в зону новгородского церковно-политического и культурного влияния».

     Фото 186 хороший иллюстративный пример. Прекрасно видно, что икона Святителя Николы из Курицко – это Новгород! А икона из Вологды – новгородские земли. Можно икону из Вологды приводить в качестве аналогии росписям Сковородки? Считаю, что нельзя. А икону из Курицко – можно! Кстати, и Александр Преображенский так считает – «Отметим, что иконы Богоматери Одигитрии из частного собрания и Николая Чудотворца из села Курицко обладают определенной стилистической близостью к сковородским фрескам, насколько можно судить по черно-белым снимкам последних».
Файл № 1 049 827
186 Три иконы Святителя Николы..jpg
3.07 MB   •    34


Слева – икона Святителя Николы, около 1360 года, Лазарь Муромский(?). В центре и справа - иконы датируемые первой третью XV в.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1946057 • 19 Фев 2025 17:32
А заканчивает свою публикацию Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV— первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции), Татьяна Юрьевна Царевская интересным рассуждением – «Наконец, до сих пор не использован ресурс анализа фресковых грунтов, который может дать существенные атрибутирующие результаты. Известно, что в XIV в. произошел переход от старых византийских рецептур штукатурных оснований к новым технологическим приемам, давшим совершенно новое красочное звучание фрескам. Во многом это связано с влиянием Афона (Кукс Ю.М., Лукьянова Т. А. История развития фрески. Ч.1: Древнерусская фреска. Две трансформации//Перспективы Науки и Образования, 2014, №4(10). С. 127-135). В Новгороде также наблюдаются к концу века изменения в технологии приготовления грунтов под фреску: появляются чисто известковые штукатурные основания без наполнителей, обладающие высокой прочностью и, что важно подчеркнуть, более тонкие. В настенной живописи это качество позволило использовать технику фрески с моделировкой желтковой темперой, что повлекло и определённые стилистические изменения живописи, приблизив её к иконописи. Перспективы таких исследований, разумеется, потребуют серьёзного комплексного аналитического подхода, но они реально существуют и могут пролить новый свет на вопрос, столь волновавший наших предшественников более столетия назад и все ещё волнующий нас сегодня».
         
       Татьяна Юрьевна права! Ресурс анализа фресковых грунтов, даже на тех материалах, которые у нас имеются на данный момент, дает существенные атрибутирующие результаты. Например, теперь можно с уверенностью утверждать, что на рубеже XIV-ХV века, а тем более в зрелом ХV веке (это мнение Царевской, Шалиной, Гладышевой и поддержавшего их Преображенского) не могло быть росписей Сковородского монастыря Великого Новгорода основанных на старых архаичных технологиях. Поясню.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1946318 • 20 Фев 2025 12:02
Анализ  штукатурных оснований основных новгородских памятников периода XIV века, показывает, что образцы живописных материалов церкви Архангела Михаила на Сковородке имеют много общих черт с образцами церкви Входа в Иерусалим 1338 года, церкви Николы Белого, живопись ~1340 г., живописи Деревяницкого Воскресенского монастыря 1340 г., церкви Успения на Волотовом поле, живопись 1363 года, и существенно отличаются от образцов живописи 1378 года Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице, и живописи церкви Спаса на Ковалеве, росписи 1380 г.   
         Царевская в своей статье ссылается на публикацию Кукс Ю.М., Лукьянова Т.А. История развития фрески. Ч.1: Древнерусская фреска. Две трансформации//Перспективы Науки и Образования, 2014, №4(10). С. 127-135.
         Только работа Кукс и Лукьяновой состоит из 4-х частей, и оказывается еще более 10 лет назад ученые пришли к очень интересным выводам анализируя некоторые образцы живописных материалов периода XIV века, предоставленных им художником-реставратором В.Д. Сарабьяновым. Понятно, что первая же возникающая версия о появлении новой технологии фрески на Руси связана с творчеством Феофана Грека. Кто-бы ещё кроме него мог быть таким новатором? В этой связи авторы естественно обратились к изучению технологии живописи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, датируемой 1378 годом. Петрографический анализ поперечного шлифа живописи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице показывает, что наряду с выдержанной известью в составе штукатурного основания присутствует цемянка и молотый известняк. Эти компоненты придают известковому раствору характерный песочный оттенок, не позволяющий в полной мере использовать внутренний свет основания живописи. Это же свидетельствует и о том, что Феофан Грек в 1378 году еще не использовал новую технологию приготовления извести, а применял несколько усовершенствованный византийский способ, характерный для XIV века на Руси.
         А вот в более ранних образцах, в том числе и Церкви Архангела Михаила на Сковородке, отсутствие в составе штукатурных оснований живописи зернистых наполнителей в виде кварцевого или мраморного песка, молотого известняка уже говорит о происходящей в XIV веке трансформации живописи, но, правда , ещё не подошедшей к своему пику.
        Кроме того, в пользу этого утверждения говорит и замечание в докладе 30.10.2024 года в рамках XXXI Лелековских чтений Тамары Ивановны Анисимовой о выравнивающем слое в храме Спаса Преображения на Ильине улице - «Все остальные наши новгородские храмы, которые я смогла отследить, относящиеся к более раннему периоду, ... - везде нет выравнивающего слоя, штукатурный грунт под живопись лежал прямо на кладке».
       
        Вывод? Образцы живописных материалов церкви Архангела Михаила на Сковородке основаны на старых архаичных технологиях и существенно отличаются от образцов живописи 1378 года Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице ...
Файл № 1 067 295
187 Спас Вседержитель. Церковь Спаса Преображения. Живопись Феофана Грека 1378 года..jpg
437.28 KB   •    15


Страница 143 из статьи Т. А. Лукьянова, Ю. М. Кукс История развития фрески. Ч.3: Афон, Cербия. Древняя русь – переходный период// Перспективы Науки и Образования, 2014, №6(12). С.137-146.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1947148 • 22 Фев 2025 15:09
Ягморт ранее в данной теме писал(а):
... В.Н. Лазарев подошел к атрибуции сковородской росписи более основательно. Определяя время ее создания как 1360-1361 гг., он исходил из трех основных положений: стиля росписи, отсутствия в ней всяких следов влияния Феофана Грека и, наконец, исторических фактов. Как известно, архиепископ Моисей, покинув кафедру в 1359 г., два года доживал на покое в Сковородском монастыре, где скончался и был погребен. Едва ли при этом он оставил не расписанной им же возведенную ранее церковь ...
 
 
        Как мы видим, все рассуждения Лазарева базировались на трёх китах: стиль росписи, отсутствие в ней всяких следов влияния Феофана Грека и исторические факты.
     
       Давайте попробуем разобраться, а чем руководствуются искусствоведы, поддерживающие тенденцию к более основательному смещению этого фрескового ансамбля в XV в. (это современное мнение Царевской, Шалиной, Гладышевой и поддержавшего их Преображенского)?
       Из монографии Людмилы Секретарь Монастыри Великого Новгорода и окрестностей (Издательство: "Северный паломник", 2011) - «О раннем периоде истории Сковородского монастыря известно немного. В 1409 году в церкви Михаила Архангела случилось чудо: «два дня и две ночи слышался звон в маковице». Из челобитной монахов 1604 г. известно, что в это время в монастыре проживал в качестве бельца Московский зодчий Фёдор Конь. Монахи обвиняли его в том, что живет он «не по чину монастырскому: в церковь не ходит, пьянствует, а игумена и старцев выгнал из собора и в поле разогнал.
       Об истории монастырского комплекса в XVI-XVII вв. известно следующее. Писцовая книга 1582 г. упоминает один каменный храм. В Росписи 1615 г. указаны две церкви: каменная во имя архангела Михаила с приделом святителя Моисея и деревянная с трапезной палатой во имя Николая Чудотворца». И всё!
     
       Что из себя представлял Сковородский монастырь в начале или в зрелом ХV веке? Небольшой, скорее всего небогатый, труднодоступный, ничем не выделяющийся ...
       Никаких исторических фактов, объясняющих появление в данный временной период в церкви Михаила Архангела великолепного фрескового ансамбля нет от слова совсем
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1951108 • 06 Мар 2025 13:53
В последнее десятилетие, первой сделала шаг к более основательному смещению этого фрескового ансамбля в XV в. Ирина Шалина.
     
       В 2019 году была опубликована статья - И.А. Шалина. Древнейшая икона «Сошествие во ад» из Успенского собора Тихвинского монастыря: проблемы датировки и атрибуции. С. 7-23. Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции. Русский музей, Санкт-Петербург, 2019. Вып. ХХХV.
   
       Данная икона «Сошествие во ад» прекрасно представлена в галерее форума, где атрибутируется, как Новгород - 1370–1380-е годы.
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=560
   
        Ирина Шалина пишет в данной публикации о росписи церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря – «… Аналогичный прием наряду с широкими округлыми объемами характеризует недошедшую до нас роспись церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря, датировать которую, на наш взгляд, правильнее не началом столетия, как это принято в литературе ( ссылка 51 - Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987. С. 35–37,514–515, с библ.), а первой четвертью XV века».
         
        Один из основных аргументов, в пользу новой датировки иконы из города Тихвина, это мнение Елены Осташенко. Из публикации Шалиной – «На наш взгляд, икона была создана ведущим новгородским мастером уже в первой четверти XV века, причем отразила качественно новый этап развития иконописи, наступивший в последние годы деятельности рублевской мастерской и существенно отличающийся как от искусства рубежа столетий, так и от тенденций искусства конца XIV столетия. Аналогичной точки зрения придерживается Е. Я. Осташенко (и ссылка на публикации), ведущий специалист в проблематике изучения живописи рублевского времени, неоднократно высказывавшая свое видение относительно нашей иконы и в одной из статей поставившая такую дату под ее воспроизведением, однако, без каких-либо доказательств и комментариев".
Файл № 1 070 548
188 Икона Сошествие во ад и фреска Воскрешение Лазаря.jpg
270.38 KB   •    31


Справа - фрагмент фрески "Воскрешение Лазаря", около 1360 года. Лазарь Муромский (?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1951165 • 06 Мар 2025 16:00
Ягморт писал(а):
Из публикации Шалиной – «…  Аналогичной точки зрения придерживается Е. Я. Осташенко, ведущий специалист в проблематике изучения живописи рублевского времени, неоднократно высказывавшая свое видение относительно нашей иконы и в одной из статей поставившая такую дату под ее воспроизведением, однако, без каких-либо доказательств и комментариев".


         По моему мнению, Ирина Шалина не разобралась в данном моменте.
         Осташенко поставила дату - первая четверть XV века под изображением иконы «Сошествие во ад» (фото 189) в следующей публикации - Осташенко Е. Я. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры около 1425 года. К вопросу о стиле икон // Древнерусское искусство. Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. К 600-летию росписи Успенского собора во Владимире. Материалы Международной научной конференции 1–2 октября 2008 г. М., 2012. Т. 30. С. 134–160.
         В данной публикации Е. Я. Осташенко рассматривая проблему стиля живописи первой трети XV века предположила, что - «… Произведения, созданные, возможно, лишь на пять-десять лет позднее главных рублёвских шедевров, не были отмечены почитанием, их создатели не удостоились каких- либо упоминаний в хрониках. Более того, уже в период систематического научного изучения древнерусского искусства их место в истории было, как будто утеряно.
        То «обратное движение» стиля, о котором говорит Э. Панофский, придало всем возникшим в это время произведениям черты внешнего сходства с предшествующим этапом развития, и едва ли не все памятники этого особого стиля, не имеющие документально подтвержденной даты, в литературе до сих пор принято относить к дорублёвскому периоду. Это касается как произведений, созданных в московских мастерских, так и в разных местных школах. Самыми яркими примерами этого являются продолжающие существовать датировки концом XIV — началом XV в. псковских икон «Собор Богоматери» и «Избранные святые: Параскева, Варвара и Ульяна» (ГТГ), иконы «Троица Ветхозаветная» («Гостеприимство Авраамово») (Сергиево-Посадский музей), иконы «Пётр и Павел» в Успенском соборе Московского Кремля, новгородских икон «Отечество» (ГТГ) и «Сошествие во ад» из Тихвина (ГРМ)  (ил.2)».

       Елена Яковлевна в качестве ярких примеров "этого особого стиля", привела ряд икон, в том числе и новгородскую икону «Сошествие во ад» из Тихвина. Она правильно определила, что данная икона была создана позднее одного из главных приписываемых Рублеву шедевров. Осташенко ошиблась в другом. Не икона была создана позднее общепринятой датировки, а наоборот «Звенигородский чин» (ГТГ) был написан раньше. Иконы «Звенигородского чина» были написаны в 1349 году, а икона «Сошествие во ад» лет на 20-30 позднее, в Новгороде, в 1370–1380-е годы, как и верно датировал её Лазарев.
Файл № 1 070 619
189 Стр.136 из публикации Е.Я. Осташенко.jpg
208.71 KB   •    25


В данной публикации Е.Я. Осташенко икона «Сошествие во ад» датируется первой четвертью XV века.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1986820 • 06 Июл 2025 23:00
Ягморт в данной теме 22.02.2025 писал(а):
...  Давайте попробуем разобраться, а чем руководствуются искусствоведы, поддерживающие тенденцию к более основательному смещению этого фрескового ансамбля в XV в. (это современное мнение Царевской, Шалиной, Гладышевой и поддержавшего их Преображенского)?
       
... Никаких исторических фактов, объясняющих появление в данный временной период в церкви Михаила Архангела великолепного фрескового ансамбля нет от слова совсем

     
     Интересный момент! Вчера в свободном доступе появился Вестник сектора древнерусского искусства. Журнал по истории древнерусского искусства. — 2025 — № 1. — М., 2025.  
     И в этом номере, второй идет публикация -  Е. В. Гладышева Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде ...

https://rusmedievalartbulletin.sias.ru/2025-1/
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1986910 • 07 Июл 2025 13:30
Ягморт ранее в данной теме писал(а):
Тема неожиданно получила продолжение ... А два дня назад 6 февраля 2024 года в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» состоялся доклад Екатерины Васильевны Гладышевой – «Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде». Екатерина Васильевна попыталась обосновать, что данные росписи соответствуют зрелому XV веку, 10-20 годам, и в качестве ближайшей аналогии привела сербские росписи церкви Св. Троицы в Маносии(Ресава) выполненные в период 1407- 1418 гг. Гладышева считает (фото 11 из доклада), что образ Архангела в церкви Св. Троицы в Маносии достаточно близок образу Архангела в куполе церкви Архангела Михаила в Сковородском  монастыре Новгорода. А лики (фото 13 из доклада) неизвестного преподобного из той же церкви Св. Троицы в Маносии(Ресава) и пророка Ионы из барабана церкви Архангела Михаила позволяют уверенно продвинуть фрески Скороводского монастыря в зрелый XV век.

     
      Очередное неожиданное продолжение темы. Публикация Гладышевой 2025 года "Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде" существенно отличается от февральского доклада 2024 года. Сербские росписи церкви Св. Троицы в Маносии(Ресава), которые в докладе в рамках научной конференции «Лазаревские чтения» Екатерина Васильевна привела в качестве ближайшей аналогии росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в публикации 2025 года даже не упоминаются. Также не упоминаются и все показанные во время февральского доклада 2024 года новгородские произведения, про которые во время обсуждения было сказано - «Вы, все-таки, считаете этого мастера новгородским или приезжим? Это принципиальный вопрос»! И на ответ Екатерины Васильевны - "Да, новгородским!", было добавлено – «Притом, что все показанные новгородские аналогии конечно же, не похожи, но и вы сами подчеркивали, что они разительно отличаются».
       Теперь все внимание Гладышевой сосредоточено на фресках Пантанассы в Мистре.
       В самом конце публикации автор пишет – «Подводя итоги, но лишь промежуточные, поскольку особенности художественного исполнения фресок храма Архангела Михаила «на Сковородке» заслуживают более пристального анализа, напомним, что ряд принципиально важных приемов построения системы его росписей находит точные параллели в декорации уже неоднократно упоминавшейся церкви Богоматери Пантанассы в Мистре. То есть в том памятнике, который из-за определенности датировки и высокого художественного качества стал условной точкой отсчета для характеристики черт стиля всего искусства византийского круга 1420‑х гг. ... Более сложными видятся теперь и художественные истоки стенописей этого храма, демонстрирующих не только стадиальное, но и стилистическое сходство с фресками Пантанассы в Мистре [ил. 12]».
       Фото 190, 191 - это илл.12 из статьи Гладышевой 2025 года.
Файл № 1 095 030
11 Фрески Архангелы, илл. пример из доклада Е.В. Гладышевой 06.02.2024.jpg
252 KB   •    9


Слева - фрагмент фрески церкви Св. Троицы в Маносии(Ресава), до 1418 года. Справа - фрагмент фрески в куполе церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода, около 1360 года.
Файл № 1 095 029
13 Фрески неизвестный преподобный и пророк Иона, илл. пример из доклада Е.В. Гладышевой 06.02.2024.jpg
540.54 KB   •    12


Слева - фрагмент фрески церкви Св. Троицы в Маносии(Ресава), до 1418 года. Справа - фрагмент фрески пророка Ионы церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода, около 1360 года.
Файл № 1 095 028
190 Илл. 12 из статьи Е.В. Гладышевой 2025 года..jpg
145.12 KB   •    9


Илл. 12 из статьи Е.В. Гладышевой 2025 года - "Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде" .
Файл № 1 095 027
191 Две фрески Архангел. Илл. пример из статьи Е.В. Гладышевой 2025 года..jpg
1.5 MB   •    11


Илл. 12 из статьи Е.В. Гладышевой 2025 года в лучшем разрешении. Справа - фрагмент фрески Пантанассы в Мистре, 1429 года.
Файл № 1 096 652
192 Росписи алтарной части церкви Богоматери Пантанассы в Мистре. 1429.jpg
6.26 MB   •    13


Илл. аналогичная илл. 6 из статьи Е.В. Гладышевой 2025 года - "Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде"
Файл № 1 096 651
193 Росписи алтарной части церкви Богоматери Пантанассы в Мистре, 1429..jpg
3.51 MB   •    11
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 2002417 • 09 Сен 2025 13:31
Интересный момент! В 2016 году в одной из тем форума я предположил, что заказная парадная икона на золоте «Святитель Никола» была написана для новгородского архиепископа Моисея.  
   
Ягморт в июне 2016 года писал(а):
…  Вследствие чего, можно, с большой долей вероятности утверждать, что наша ель была срублена в период 1350-1355 гг. Мы знаем, что древнерусский иконописец был одним из авторов росписей фрескового ансамбля церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря Новгорода, выполненной в период 1356-1359 гг по заказу новгородского архиепископа Моисея. Поэтому, вполне возможно, что заказная парадная икона на золоте «Святитель Никола» была написана для новгородского архиепископа Моисея. Во-первых, ну не с пустыми же руками наш древнерусский мастер приехал в Новгород к правящему архиерею. А во-вторых, в пользу этого предположения говорят и два общеизвестных факта, так до сих пор и не получивших разумного объяснения. Почему он дважды получил от архиепископа Моисея благословление  … и «Антиминс, священные сосуды и милостыню довольну… «  Rolling Eyes

      Еще раз перечитал ответ Платонова Владимира Георгиевича, в то время хранителя фондов Музея изобразительных искусств Республики Карелия – «Уважаемый ... ! Присланную Вами икону святителя Николая я сравнил с "нашими" изображениями этого святого. Пигмента, на который указывают специалисты МИаР, я визуально не увидел, хотя должен сказать, что на иконах петрозаводской коллекции анализы состава красочного слоя практически не проводились. На присланной Вами иконе есть, на мой взгляд, довольно редкая особенность, а именно наличие орнаментальной каймы омофора. Ни на одной иконе из Обонежья этой детали нет. В целом я считаю определение иконы как обонежской преждевременным. С уважением, В. Платонов».
     
      Мнение Владимира Платонова - весомый аргумент, в пользу предположения, что заказная парадная икона на золоте «Святитель Никола» была написана для новгородского архиепископа Моисея, и что, в таком случае, наиболее вероятная дата росписи церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря Новгорода - 1359 год ...
Файл № 1 105 611
194 Старовизантийский орнамент. Справа - фрагмент декора каймы омофора на иконе Святителя Николы..jpg
1.28 MB   •    9


Слева - фреска церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря Новгорода. Около 1360 года. Лазарь Муромский (?).
Файл № 1 105 612
195 Икона Святитель Никола, фото 2010 года..jpg
749.21 KB   •    8


Обонежье, около 1360 года, Лазарь Муромский (?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3984 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 2014699 • 21 Окт 2025 20:46
Ягморт ранее в данной теме писал(а):
…  В частности, Мария Алексеевна пишет (стр. 188) – «Неоднозначность атрибуции росписи храма Сковородского монастыря даже побудила Ю. Г. Малкова прибегнуть к рассмотрению типологии орнамента как к одному из датирующих признаков, чем обычно пренебрегают. Этот инструмент исследования был использован им в основном для подкрепления априорно принятой датировки, однако само обращение к нему знаменательно. Что же в самом деле дает обращение к орнаменту в данном случае? "


      И далее (Стр. 200) - «Внимание к внешнему облику, тщательность, индивидуальность портретной характеристики и в то же время глубина и сложность внутреннего мира, благородное достоинство, спокойная уверенность, отличающая лучшие образцы сковородских фресок –  образы пророков и праотцев, возможно выполненных особым мастером, позволяют видеть истоки этой живописи в раннепалеологовском искусстве, без посредства памятников моравской школы …«.
     
      На Стр. 202 Мария Алексеевна отмечает - «Бережное отношение исполнителей скороводских фресок к воспроизводимым образцам орнамента раннепалеологовского времени, самый их характер, не только типологическое, но и стилистическое сходство, естественно, не являются свидетельствами большей, чем принято считать, хронологической близости к ним. Однако в орнаменте Михаилоархангельского собора, повторяем, нет черт, присущим новгородским памятникам конца XIV в., его художественная природа иная. Уровень исполнения орнамента выше, чем тот, который отличает сюжетную часть ансамбля сковородских фресок, он более качествен и более консервативен как типологически, так и с точки зрения стиля ... «.

        Стоит отметить, что Мария Орлова считает, что истоки растительного орнамента из пальметт в сетке из тонких стеблей (трехмерные), (как пример - фото 196) в Церкви Архангела Михаила сковородского монастыря Новгорода следует искать в рукописной орнаментике, причем орнаментике элитарного уровня. И как пример - заставки двух рукописей Апостола из собраний Ватиканской (Vat. gr. 1208, л.15 - фото 33) и Парижской (Paris, gr. 21, л. 1) библиотек, созданных в константинопольском скриптории. К этой же группе, она относит и орнамент заставок еще одной константинопольской рукописи - Четвероевангелия 1315-1317 гг. (Оксфорд, Бодлеанская б-ка, Christ Church, qr. 25. Л. 140, 87).
Файл № 1 113 903
196 Скриншот с экрана ноутбука иллюстративного примера из доклада Е.В. Гладышевой.j.jpeg
102.56 KB   •    2


Фото фрески с изображением евангелиста Марка и фрагмента орнамента из пальметт в парусе барабана церкви Архангела Михаила «на Сковородке».
Из доклада 6.02.2024 в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения».
Файл № 1 115 044
33 Заставка рукописи Апостол Vat.gr.1208, л. 15.jpg
78.54 KB   •    2


Рукопись Апостол (Vat. gr. 1208, л.15) из собрания Ватиканской библиотеки, рубеж XIII – XIV веков, создана в константинопольском скриптории.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2025 phpBB Group