1 марта 2024 года, появилась в свободном доступе электронная версия №2 2023 года журнала «Вестник сектора древнерусского искусства» -
https://rusmedievalartbulletin.sias.ru/2023-2/
Стр. 23 - 43 журнала, это статья Т.Ю. Царевская Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV— первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции).
Естественно, Царевская не обошла своим вниманием и фрески новгородской церкви Архангела Михаила на Сковороде. В частности, Татьяна Юрьевна пишет о данной росписи – «Говоря о росписях Ковалёва и Рождества на Красном поле, В.Н. Лазарев вывел важное заключение о том, что к 1380–1390‑м гг. феофановская традиция постепенно сошла на нет, а данному направлению принадлежало будущее [Лазарев, 1947. С. 91]. В эту группу он не включил фрески церкви на Сковородке, которые датировал 1360‑ми гг. Полностью раскрытые перед самой войной и затем руинированные, они очень недолго были доступны для исследований. Раскрывавший их в 1930‑е гг. Ю. А. Олсуфьев отнес роспись к концу XIV в. [Кызласова, 2012. С. 135], а А.И. Анисимов, видевший их тогда же, — к XV в.; оба считали ее работой русского мастера. Далее изучение стало возможно лишь по фотографиям. Сближая роспись с временем основания храма и сравнивая стиль памятника с искусством середины столетия, Лазарев тем не менее дал объективные характеристики стиля, которые в полной мере применимы к раннему XV в. Он считал фрески работой новгородских живописцев, перекидывал от них мост к иконописи Новгорода, предложив верную аналогию – икону «Апостол Фома» (Лазарев 2000, с.278), (ил. 3,4), которая, однако, является по сегодняшним представлениям памятником первых десятилетий XV в. Датировка этой росписи была приближена к рубежу XIV или даже раннему XV в. (Вздорнов, 1970. с. 300-301, Попов, 1979, С. 300). Развитие традиций «моравской школы», дальнейшее по отношению к рождественским фрескам, видят в этой росписи Л.И. Лифшиц и Ю.Г. Малков, датируя памятник рубежом XIV- XV вв. (Лифшиц, 1987. с. 37; Малков, 1984. с. 196). В нем справедливо усматривается отражение заключительного и сравнительно позднего этапа палеологовского искусства в его развитии на новгородской почве. На основе углубленного изучения этого этапа византийского искусства и новгородской живописи сегодня наметилась тенденция к более основательному смещению этого ансамбля в XV в. Однако до сих пор остается ряд нерешенных вопросов относительно художественных характеристик этого ансамбля».