Наверх (Ctrl ↑)

Помогите найти изображение орнамента росписи ниш в барабане церкви Архангела Михаила на Сковороде

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1915376 • 23 Ноя 2024 11:33
1 марта 2024 года, появилась в свободном доступе электронная версия №2 2023 года журнала «Вестник сектора древнерусского искусства» -
https://rusmedievalartbulletin.sias.ru/2023-2/
       
       Стр. 23 - 43 журнала, это статья Т.Ю. Царевская Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV— первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции).

      Естественно, Царевская не обошла своим вниманием и фрески новгородской церкви Архангела Михаила на Сковороде. В частности, Татьяна Юрьевна пишет о данной росписи – «Говоря о росписях Ковалёва и Рождества на Красном поле, В.Н. Лазарев вывел важное заключение о том, что к 1380–1390‑м гг. феофановская традиция постепенно сошла на нет, а данному направлению принадлежало будущее [Лазарев, 1947. С. 91]. В эту группу он не включил фрески церкви на Сковородке, которые датировал 1360‑ми гг. Полностью раскрытые перед самой войной и затем руинированные, они очень недолго были доступны для исследований. Раскрывавший их в 1930‑е гг. Ю. А. Олсуфьев отнес роспись к концу XIV в. [Кызласова, 2012. С. 135], а А.И. Анисимов, видевший их тогда же, — к XV в.; оба считали ее работой русского мастера. Далее изучение стало возможно лишь по фотографиям. Сближая роспись с временем основания храма и сравнивая стиль памятника с искусством середины столетия, Лазарев тем не менее дал объективные характеристики стиля, которые в полной мере применимы к раннему XV в. Он считал фрески работой новгородских живописцев, перекидывал от них мост к иконописи Новгорода, предложив верную аналогию – икону «Апостол Фома» (Лазарев 2000, с.278), (ил. 3,4), которая, однако, является по сегодняшним представлениям памятником первых десятилетий XV в. Датировка этой росписи была приближена к рубежу XIV или даже раннему XV в. (Вздорнов, 1970. с. 300-301, Попов, 1979, С. 300). Развитие традиций «моравской школы», дальнейшее по отношению к рождественским фрескам, видят в этой росписи Л.И. Лифшиц и Ю.Г. Малков, датируя памятник рубежом XIV- XV вв. (Лифшиц, 1987. с. 37; Малков, 1984. с. 196). В нем справедливо усматривается отражение заключительного и сравнительно позднего этапа палеологовского искусства в его развитии на новгородской почве. На основе углубленного изучения этого этапа византийского искусства и новгородской живописи сегодня наметилась тенденция к более основательному смещению этого ансамбля в XV в. Однако до сих пор остается ряд нерешенных вопросов относительно художественных характеристик этого ансамбля».
Файл № 1 047 525
170 Илл. (ил. 3,4), из статьи Т.Ю. Царевской.jpg
137.09 KB   •    5


Из статьи - Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV— первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1916467 • 27 Ноя 2024 14:07
И далее в статье Царевской – «Переходя к перспективам исследований, можно сразу отметить, что благодаря работе реставраторов вновь появилась возможность увидеть Сковородские фрески в цвете, оценить технику и манеру исполнения, точнее воспринять масштаб изображений (и ссылка 10 -  В 2009–2013 гг. новгородскими художниками-реставраторами (ныне — Центр монументальной живописи при НГОМЗ, руководитель Т. И. Анисимова) поднята из руин часть росписей церкви Михаила Архангела и в настоящее время осуществляется подборка фрагментов композиции «Воскрешение Лазаря»), что позволяет внести серьезные коррективы в представления о дате и стиле, до сих пор складывавшиеся на основе не очень качественной довоенной фотофиксации».

     Насколько я в курсе, на настоящий момент собран только фрагмент орнамента на своде (фото 173 – март 2023 года) церкви Архангела Михаила, и продолжается подборка фрагментов композиции «Воскрешение Лазаря» (фото 171 – февраль 2016 года).
Файл № 1 048 184
171 Сковородский монастырь Новгорода фрагмент фрески Воскрешение Лазаря (около 1360 года).jpg
147.66 KB   •    7


Фото февраль 2016 года.
Файл № 1 048 183
172 Справа Фрагмент композиции Воскрешение Лазаря. Фреска церкви Архангела Михаила. Около 1360 года..jpg
2.01 MB   •    6


Слева - фрагмент композиции Воскрешение Лазаря из довоенной фотофиксации.
Файл № 1 048 182
173 Орнамент на своде. Церковь Архангела Михаила Сковородского монастыря Великого Новгорода. Около 1360 года..jpg
327 KB   •    7


Фото март 2023 года.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1916535 • 27 Ноя 2024 16:53
И далее в статье Царевской – «Этим же целям может служить
и коллекция копий О. И. Домбровского, выявленных в собрании ГРМ, а так-
же хранящиеся в ОР ГРМ записки Ю. Н. Дмитриева, сделанные им в начале
1930‑х гг. и содержащие описание техники и характеристик манеры одного
из мастеров [Шаповалова, 2016. С. 79–86]".
     
      [Шаповалова, 2016. С. 79–86], это статья Шаповалова А. М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря в Великом Новгороде из отдела древнерусского искусства и отдела рукописей Русского музея // Страницы истории отечественного искусства. Сб. статей по материалам научной конференции (к 100‑летию В. А. Пушкарева). СПб.: Palace Editions, 2016. С. 79–86.

      Интересные материалы!
      Издание малотиражное. С трудом, но удалось найти этот сборник. Скан статьи Шаповаловой на фото 174 - 179.
Файл № 1 048 232
174 Обложка Страницы истории отечественного искусства. Выпуск 27..JPG
181.41 KB   •    5


Страницы истории отечественного искусства. Выпуск 27. Сб. статей по материалам научной конференции (к 100‑летию В. А. Пушкарева). СПб.: Palace Editions, 2016.
Файл № 1 048 231
175 Стр. 79 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
526.48 KB   •    7
Файл № 1 048 230
176 Стр. 80-81 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
1.03 MB   •    3
Файл № 1 048 229
177 Стр. 82-83 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
933.92 KB   •    7
Файл № 1 048 228
178 Стр. 84-85 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
853.33 KB   •    9
Файл № 1 048 227
179 Стр. 86 Шаповалова А.М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила.JPG
391.99 KB   •    4
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1917159 • 29 Ноя 2024 16:49
Почему интересные материалы? Только один пример.
       В январской Минее из комплекта Софийских служебных миней XII в. сохранились перовые рисунки разного времени. Особый интерес представляют рисунки XIV в. на  л. 255 об. (фото 180). В нижней части листа 255 об. (31 января) справа располагаются два погрудных изображения святителей. Между ними легким пером начертана фигура стоящего святителя, с левой руки его свисает лента омофора. ... В центре лица и выше разбросаны лики с характерным высоким лбом и надутыми щеками, среди них ещё и птичья головка. Разного размера и завершенности эти рисунки представляют собой «пробы пера» ...  Под полуфигурой первого святителя справа надпись  - «господи спаси помилоу владыкы Василея». Чуть выше слева: «господи спаси помилоу  <…>, ниже плохо различимая строка: «просв <...>». У правого плеча второго святителя надпись тонким пером без нажима: «господи спаси и помилуй раб(а) бож(ия) мен(я)», далее неразборчиво четыре-пять букв и под ними едва различимы три-четыре строки ... Все надписи XIV в., и некоторые из них заходят на рисунки.

        Лазарь Муромский, согласно его житию, прожил у Василия Калики 4 года до самой его смерти от чумы (конец 1348(?) - 1352 г.). Во время поездки Василия в Псков в разгар эпидемии чумы, он естественно молился за него, и к тому же имел доступ к комплекту Софийских служебных миней XII в. Поэтому, я предполагаю, что надпись в январской Минее XII в. «господи спаси помилоу владыкы Василея», наиболее вероятно, была сделана Лазарем Муромским во время поездки Василия в Псков, в июне-июле 1352 года. И скорее всего, он же был автором погрудных изображений святителей.
      На фото 181 первый лист описания росписей Сковородского монастыря Ю.Н. Дмитриева, сделанного им в начале 1930-х годов, когда роспись сковородского храма еще не была полностью раскрыта. Дмитриев довольно подробно описал сковородские росписи и оставил несколько зарисовок (орнаменты, голова святителя). Отметив при этом на зарисовке головы святителя – «Очень большая лобовая часть (расположена выше центра нимба)».
       И мы видим, что точно такая же большая лобовая часть у голов святителей на рисунках л. 255 об. в январской Минее из комплекта Софийских служебных миней XII в (фото 182) ...
Файл № 1 048 618
180 Миниатюры с изображением святителей и другие лики.jpg
534.54 KB   •    9


Минея служебная на январь. XII в. ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об.
Файл № 1 048 620
181 Первый лист описания росписей Сковородского монастыря Ю.Н. Дмитриева.JPG
114.7 KB   •    6


ОР ГРМ. Ф. 187. Д. 99. (Дмитриев Ю.Н. Описание Сковородского монастыря ...)
Файл № 1 048 619
182 Справа - л. 255 об. Минея служебная на январь. XII в. ГИМ. ОР. Син. 163..jpg
340.28 KB   •    4


Слева - первый лист описания росписей Сковородского монастыря Ю.Н. Дмитриева.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1917673 • 01 Дек 2024 18:23
И далее, в публикации Царевской – «Представляются не в полной мере использованными возможности уточнения связи некоторых «пошибов» ковалёвской росписи с местной иконописью, изучение которых становится более доступным благодаря находящейся на завершающей стадии работе по подборке руинированных фресок [ил.5,6]».
   
      Интересный момент! Как пример местной иконописи, Татьяна Юрьевна приводит фото иконы Николая Чудотворца из села Курицко, атрибутируемой первой третью XV в.(на фото 183 – справа). А Екатерина Гладышева в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» в докладе 6 февраля 2024 года «Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке в Новгороде» в качестве аналогии росписям Сковородки привела фото иконы Николая Чудотворца из Цареконстантиновской церкви в Вологде (ВГМЗ), также атрибутируемой первой третью XV в. Правда, в докладе Гладышевой пророк Иона почему-то сначала был назван пророком Софонией, а в данном примере пророком Исайя (на фото 184 – слева).

       В 2013 году был издан сборник Путем орнамента. Исследования по искусству Византийского мира: Сб. статей / Сост. и отв. ред. А. Л. Саминский.— М.: МАКС Пресс, 2013.— 240 с.; 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); — (Труды ЦМиАР; 7).
      Почти четверть данного сборника занимает монографическое исследование Александра Преображенского Чеканный орнаментальный декор новгородских икон XV века (Стр. 96-145).
https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=6743
       Основная часть данного исследования посвящена типу орнаментации новгородских икон XV века, точно такому же, как и на иконах Святителя Николая из иллюстративных примеров статьи Т.Ю. Царевской и доклада Е.В. Гладышевой (фото 185). Александр Преображенский пишет - «Произведений с таким декором  сохранилось сравнительно немного. Между тем их датировки и атрибуция имеют принципиальное значение, как для изучения русских орнаментированных икон, так и для уточнения новгородской иконописи XV в. Поэтому мы приведем перечень известных нам памятников с чеканным растительным орнаментом, выделяя его варианты и, насколько это возможно, соблюдая кажущуюся нам правильной хронологию».  
       Всего было рассмотрено 19 памятников, в том числе и иконы из Курицко и из Цареконстантиновской церкви в Вологде. И был сделан вывод – «Все известные в настоящее время произведения с растительным декором созданы в Новгороде в генетически связанных между собой мастерских и на протяжении сравнительно короткого отрезка времени. Самые поздние из этих икон относятся к середине XV в., а самые ранние к первой трети того же столетия, к 1410-м -1420-м гг.  … Следовательно, чеканный растительный орнамент может служить надежным атрибуционным и датирующим признаком».
Файл № 1 049 007
183 Илл. 5 и 6 из публикации Царевской Т.Ю..jpg
123.09 KB   •    4


Из статьи - "Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV— первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции".
Файл № 1 049 006
184 Скриншот илл. примера из доклада Гладышевой Е.В..jpeg
133.56 KB   •    5


В рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» в докладе 6 февраля 2024 года «Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке в Новгороде».
Файл № 1 049 078
185 Две новгородские иконы Святителя Николы первой трети XV века.jpg
2.44 MB   •    11


Иконы Святителя Николая из иллюстративных примеров статьи Т.Ю. Царевской и доклада Е.В. Гладышевой.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1918846 • 05 Дек 2024 14:15
Екатерина Гладышева, в своем докладе 06.02.2024 в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» говоря об иконе Святителя Николы из вологодского музея, отметила, что »... икону обычно связывают с вологодским искусством, но очевидно, что это Новгород!». По моему мнению, она и в данном случае ошибается. Я считаю, прав Преображенский, считающий, что это памятник новгородского круга, лишенный явных среднерусских признаков – « ... узор исполнен мастером, не владевшим техникой чеканки по левкасу. Очевидно, он воспроизводил декор икон, виденных им в Новгороде или присланных в Вологду, входившую в зону новгородского церковно-политического и культурного влияния».

     Фото 186 хороший иллюстративный пример. Прекрасно видно, что икона Святителя Николы из Курицко – это Новгород! А икона из Вологды – новгородские земли. Можно икону из Вологды приводить в качестве аналогии росписям Сковородки? Считаю, что нельзя. А икону из Курицко – можно! Кстати, и Александр Преображенский так считает – «Отметим, что иконы Богоматери Одигитрии из частного собрания и Николая Чудотворца из села Курицко обладают определенной стилистической близостью к сковородским фрескам, насколько можно судить по черно-белым снимкам последних».
Файл № 1 049 827
186 Три иконы Святителя Николы..jpg
3.07 MB   •    10


Слева – икона Святителя Николы, около 1360 года, Лазарь Муромский(?). В центре и справа - иконы датируемые первой третью XV в.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1946057 • 19 Фев 2025 17:32
А заканчивает свою публикацию Изучение монументальной живописи Великого Новгорода второй половины XIV— первой трети XV века: итоги и перспективы исследований (вопросы датировки и атрибуции), Татьяна Юрьевна Царевская интересным рассуждением – «Наконец, до сих пор не использован ресурс анализа фресковых грунтов, который может дать существенные атрибутирующие результаты. Известно, что в XIV в. произошел переход от старых византийских рецептур штукатурных оснований к новым технологическим приемам, давшим совершенно новое красочное звучание фрескам. Во многом это связано с влиянием Афона (Кукс Ю.М., Лукьянова Т. А. История развития фрески. Ч.1: Древнерусская фреска. Две трансформации//Перспективы Науки и Образования, 2014, №4(10). С. 127-135). В Новгороде также наблюдаются к концу века изменения в технологии приготовления грунтов под фреску: появляются чисто известковые штукатурные основания без наполнителей, обладающие высокой прочностью и, что важно подчеркнуть, более тонкие. В настенной живописи это качество позволило использовать технику фрески с моделировкой желтковой темперой, что повлекло и определённые стилистические изменения живописи, приблизив её к иконописи. Перспективы таких исследований, разумеется, потребуют серьёзного комплексного аналитического подхода, но они реально существуют и могут пролить новый свет на вопрос, столь волновавший наших предшественников более столетия назад и все ещё волнующий нас сегодня».
         
       Татьяна Юрьевна права! Ресурс анализа фресковых грунтов, даже на тех материалах, которые у нас имеются на данный момент, дает существенные атрибутирующие результаты. Например, теперь можно с уверенностью утверждать, что на рубеже XIV-ХV века, а тем более в зрелом ХV веке (это мнение Царевской, Шалиной, Гладышевой и поддержавшего их Преображенского) не могло быть росписей Сковородского монастыря Великого Новгорода основанных на старых архаичных технологиях. Поясню.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1946318 • 20 Фев 2025 12:02
Анализ  штукатурных оснований основных новгородских памятников периода XIV века, показывает, что образцы живописных материалов церкви Архангела Михаила на Сковородке имеют много общих черт с образцами церкви Входа в Иерусалим 1338 года, церкви Николы Белого, живопись ~1340 г., живописи Деревяницкого Воскресенского монастыря 1340 г., церкви Успения на Волотовом поле, живопись 1363 года, и существенно отличаются от образцов живописи 1378 года Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице, и живописи церкви Спаса на Ковалеве, росписи 1380 г.   
         Царевская в своей статье ссылается на публикацию Кукс Ю.М., Лукьянова Т.А. История развития фрески. Ч.1: Древнерусская фреска. Две трансформации//Перспективы Науки и Образования, 2014, №4(10). С. 127-135.
         Только работа Кукс и Лукьяновой состоит из 4-х частей, и оказывается еще более 10 лет назад ученые пришли к очень интересным выводам анализируя некоторые образцы живописных материалов периода XIV века, предоставленных им художником-реставратором В.Д. Сарабьяновым. Понятно, что первая же возникающая версия о появлении новой технологии фрески на Руси связана с творчеством Феофана Грека. Кто-бы ещё кроме него мог быть таким новатором? В этой связи авторы естественно обратились к изучению технологии живописи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, датируемой 1378 годом. Петрографический анализ поперечного шлифа живописи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице показывает, что наряду с выдержанной известью в составе штукатурного основания присутствует цемянка и молотый известняк. Эти компоненты придают известковому раствору характерный песочный оттенок, не позволяющий в полной мере использовать внутренний свет основания живописи. Это же свидетельствует и о том, что Феофан Грек в 1378 году еще не использовал новую технологию приготовления извести, а применял несколько усовершенствованный византийский способ, характерный для XIV века на Руси.
         А вот в более ранних образцах, в том числе и Церкви Архангела Михаила на Сковородке, отсутствие в составе штукатурных оснований живописи зернистых наполнителей в виде кварцевого или мраморного песка, молотого известняка уже говорит о происходящей в XIV веке трансформации живописи, но, правда , ещё не подошедшей к своему пику.
        Кроме того, в пользу этого утверждения говорит и замечание в докладе 30.10.2024 года в рамках XXXI Лелековских чтений Тамары Ивановны Анисимовой о выравнивающем слое в храме Спаса Преображения на Ильине улице - «Все остальные наши новгородские храмы, которые я смогла отследить, относящиеся к более раннему периоду, ... - везде нет выравнивающего слоя, штукатурный грунт под живопись лежал прямо на кладке».
       
        Вывод? Образцы живописных материалов церкви Архангела Михаила на Сковородке основаны на старых архаичных технологиях и существенно отличаются от образцов живописи 1378 года Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице ...
Файл № 1 067 295
187 Спас Вседержитель. Церковь Спаса Преображения. Живопись Феофана Грека 1378 года..jpg
437.28 KB   •    2


Страница 143 из статьи Т. А. Лукьянова, Ю. М. Кукс История развития фрески. Ч.3: Афон, Cербия. Древняя русь – переходный период// Перспективы Науки и Образования, 2014, №6(12). С.137-146.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1947148 • 22 Фев 2025 15:09
Ягморт ранее в данной теме писал(а):
... В.Н. Лазарев подошел к атрибуции сковородской росписи более основательно. Определяя время ее создания как 1360-1361 гг., он исходил из трех основных положений: стиля росписи, отсутствия в ней всяких следов влияния Феофана Грека и, наконец, исторических фактов. Как известно, архиепископ Моисей, покинув кафедру в 1359 г., два года доживал на покое в Сковородском монастыре, где скончался и был погребен. Едва ли при этом он оставил не расписанной им же возведенную ранее церковь ...
 
 
        Как мы видим, все рассуждения Лазарева базировались на трёх китах: стиль росписи, отсутствие в ней всяких следов влияния Феофана Грека и исторические факты.
     
       Давайте попробуем разобраться, а чем руководствуются искусствоведы, поддерживающие тенденцию к более основательному смещению этого фрескового ансамбля в XV в. (это современное мнение Царевской, Шалиной, Гладышевой и поддержавшего их Преображенского)?
       Из монографии Людмилы Секретарь Монастыри Великого Новгорода и окрестностей (Издательство: "Северный паломник", 2011) - «О раннем периоде истории Сковородского монастыря известно немного. В 1409 году в церкви Михаила Архангела случилось чудо: «два дня и две ночи слышался звон в маковице». Из челобитной монахов 1604 г. известно, что в это время в монастыре проживал в качестве бельца Московский зодчий Фёдор Конь. Монахи обвиняли его в том, что живет он «не по чину монастырскому: в церковь не ходит, пьянствует, а игумена и старцев выгнал из собора и в поле разогнал.
       Об истории монастырского комплекса в XVI-XVII вв. известно следующее. Писцовая книга 1582 г. упоминает один каменный храм. В Росписи 1615 г. указаны две церкви: каменная во имя архангела Михаила с приделом святителя Моисея и деревянная с трапезной палатой во имя Николая Чудотворца». И всё!
     
       Что из себя представлял Сковородский монастырь в начале или в зрелом ХV веке? Небольшой, скорее всего небогатый, труднодоступный, ничем не выделяющийся ...
       Никаких исторических фактов, объясняющих появление в данный временной период в церкви Михаила Архангела великолепного фрескового ансамбля нет от слова совсем
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1951108 • 06 Мар 2025 13:53
В последнее десятилетие, первой сделала шаг к более основательному смещению этого фрескового ансамбля в XV в. Ирина Шалина.
     
       В 2019 году была опубликована статья - И.А. Шалина. Древнейшая икона «Сошествие во ад» из Успенского собора Тихвинского монастыря: проблемы датировки и атрибуции. С. 7-23. Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции. Русский музей, Санкт-Петербург, 2019. Вып. ХХХV.
   
       Данная икона «Сошествие во ад» прекрасно представлена в галерее форума, где атрибутируется, как Новгород - 1370–1380-е годы.
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=560
   
        Ирина Шалина пишет в данной публикации о росписи церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря – «… Аналогичный прием наряду с широкими округлыми объемами характеризует недошедшую до нас роспись церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря, датировать которую, на наш взгляд, правильнее не началом столетия, как это принято в литературе ( ссылка 51 - Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987. С. 35–37,514–515, с библ.), а первой четвертью XV века».
         
        Один из основных аргументов, в пользу новой датировки иконы из города Тихвина, это мнение Елены Осташенко. Из публикации Шалиной – «На наш взгляд, икона была создана ведущим новгородским мастером уже в первой четверти XV века, причем отразила качественно новый этап развития иконописи, наступивший в последние годы деятельности рублевской мастерской и существенно отличающийся как от искусства рубежа столетий, так и от тенденций искусства конца XIV столетия. Аналогичной точки зрения придерживается Е. Я. Осташенко (и ссылка на публикации), ведущий специалист в проблематике изучения живописи рублевского времени, неоднократно высказывавшая свое видение относительно нашей иконы и в одной из статей поставившая такую дату под ее воспроизведением, однако, без каких-либо доказательств и комментариев".
Файл № 1 070 548
188 Икона Сошествие во ад и фреска Воскрешение Лазаря.jpg
270.38 KB   •    3


Справа - фрагмент фрески "Воскрешение Лазаря", около 1360 года. Лазарь Муромский (?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3849 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1951165 • 06 Мар 2025 16:00
Ягморт писал(а):
Из публикации Шалиной – «…  Аналогичной точки зрения придерживается Е. Я. Осташенко, ведущий специалист в проблематике изучения живописи рублевского времени, неоднократно высказывавшая свое видение относительно нашей иконы и в одной из статей поставившая такую дату под ее воспроизведением, однако, без каких-либо доказательств и комментариев".


         По моему мнению, Ирина Шалина не разобралась в данном моменте.
         Осташенко поставила дату - первая четверть XV века под изображением иконы «Сошествие во ад» (фото 189) в следующей публикации - Осташенко Е. Я. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры около 1425 года. К вопросу о стиле икон // Древнерусское искусство. Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. К 600-летию росписи Успенского собора во Владимире. Материалы Международной научной конференции 1–2 октября 2008 г. М., 2012. Т. 30. С. 134–160.
         В данной публикации Е. Я. Осташенко рассматривая проблему стиля живописи первой трети XV века предположила, что - «… Произведения, созданные, возможно, лишь на пять-десять лет позднее главных рублёвских шедевров, не были отмечены почитанием, их создатели не удостоились каких- либо упоминаний в хрониках. Более того, уже в период систематического научного изучения древнерусского искусства их место в истории было, как будто утеряно.
        То «обратное движение» стиля, о котором говорит Э. Панофский, придало всем возникшим в это время произведениям черты внешнего сходства с предшествующим этапом развития, и едва ли не все памятники этого особого стиля, не имеющие документально подтвержденной даты, в литературе до сих пор принято относить к дорублёвскому периоду. Это касается как произведений, созданных в московских мастерских, так и в разных местных школах. Самыми яркими примерами этого являются продолжающие существовать датировки концом XIV — началом XV в. псковских икон «Собор Богоматери» и «Избранные святые: Параскева, Варвара и Ульяна» (ГТГ), иконы «Троица Ветхозаветная» («Гостеприимство Авраамово») (Сергиево-Посадский музей), иконы «Пётр и Павел» в Успенском соборе Московского Кремля, новгородских икон «Отечество» (ГТГ) и «Сошествие во ад» из Тихвина (ГРМ)  (ил.2)».

       Елена Яковлевна в качестве ярких примеров "этого особого стиля", привела ряд икон, в том числе и новгородскую икону «Сошествие во ад» из Тихвина. Она правильно определила, что данная икона была создана позднее одного из главных приписываемых Рублеву шедевров. Осташенко ошиблась в другом. Не икона была создана позднее общепринятой датировки, а наоборот «Звенигородский чин» (ГТГ) был написан раньше. Иконы «Звенигородского чина» были написаны в 1349 году, а икона «Сошествие во ад» лет на 20-30 позднее, в Новгороде, в 1370–1380-е годы, как и верно датировал её Лазарев.
Файл № 1 070 619
189 Стр.136 из публикации Е.Я. Осташенко.jpg
208.71 KB   •    2


В данной публикации Е.Я. Осташенко икона «Сошествие во ад» датируется первой четвертью XV века.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2025 phpBB Group