Ягморт в данной теме в 2018 году писал(а):
... И произошло данное исправление, скорее всего, в августе 1654 года.

Ягморт ранее в одной из тем форума в 2021 году писал(а):
Интересный иллюстративный пример, связанный с перстосложением и исправлением знаков старого благочестия на моленных образах. Две иконы, по моему мнению, скорее всего, первоначально написанные одним мастером, и в одно десятилетие. Икона «Спас Моисея», скорее всего, в Великом Новгороде в 1352 году, икона Святитель Никола, вероятнее всего в Обонежье около 1360 года (фото 30). Обе иконы, вполне возможно, одновременно были вывезены из Великого Новгорода в Москву в 1561 году. Только одна из них сразу попала в северную часть иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, а вторая ввиду сравнительно небольших размеров: 50х40 см, наиболее вероятно использовалась отдельно для поклонения.
Надписания и перстосложение на иконе «Спас Моисея» не соответствовали новым канонам, и поэтому летом 1654 года икону постигла участь многих изъятых и уничтоженных по приказу патриарха Никона икон. Личное и надписания у иконы соскребли, но только саму икону сжечь не успели.
А иконе Святитель Никола повезло. Успели обновить киноварью часть надписей на иконе (выделено жёлтыми прямоугольниками на фото 31). Надписи Стый Николае, и ИИС ХС над медальоном Христа - буквы кривые, большие, неряшливые, с многочисленными подтеками. Спешно, небрежно, но успели. К тому же, ораторский жест у Святителя Николы на иконе (на фото 32 – слева), схож с малаксой (фото 32 - справа). Так что, после обновления у никониан претензий к иконе уже не было.
Позднее, после 1663 года, скорее всего когда икона уже была на Мезени, естественно ненавистное для старообрядцев ИИС соскоблили практически до левкаса (фото 33), и красно-коричневой краской написали ИС ХС, заодно обвели и все остальные надписи, нимб, контуры медальонов и освежили опушь. Старообрядцы не могли позволить, чтобы у них в скиту была икона с именем Христа ИИС ХС.
Надписания и перстосложение на иконе «Спас Моисея» не соответствовали новым канонам, и поэтому летом 1654 года икону постигла участь многих изъятых и уничтоженных по приказу патриарха Никона икон. Личное и надписания у иконы соскребли, но только саму икону сжечь не успели.
А иконе Святитель Никола повезло. Успели обновить киноварью часть надписей на иконе (выделено жёлтыми прямоугольниками на фото 31). Надписи Стый Николае, и ИИС ХС над медальоном Христа - буквы кривые, большие, неряшливые, с многочисленными подтеками. Спешно, небрежно, но успели. К тому же, ораторский жест у Святителя Николы на иконе (на фото 32 – слева), схож с малаксой (фото 32 - справа). Так что, после обновления у никониан претензий к иконе уже не было.
Позднее, после 1663 года, скорее всего когда икона уже была на Мезени, естественно ненавистное для старообрядцев ИИС соскоблили практически до левкаса (фото 33), и красно-коричневой краской написали ИС ХС, заодно обвели и все остальные надписи, нимб, контуры медальонов и освежили опушь. Старообрядцы не могли позволить, чтобы у них в скиту была икона с именем Христа ИИС ХС.

И в 2018 и в 2021 году я ошибся, личное и надписания у иконы «Спас Моисея» соскребли, и обновили киноварью часть надписей на иконе Святитель Никола, не летом 1654 года, а немного раньше. Попробуем определить, точнее когда …
