В книге П.П. Муратов
Русская живопись до середины XVII века. История открытия и исследования. Библиополис, 2008 г. , 464 стр. (фото 43), приведена статья
1913 года - П.П. Муратов.
Древняя иконопись. Русское слово №36 от 13 февраля 1913 г..
В
1913 году, в данной статье, Муратов, в частности, писал - « … В последнее время поднялись толки о тех влияниях, которые живопись
итальянского Возрождения, оказала
будто бы через посредство Греции на русскую иконопись. Таким путем и Россия, одним краешком хотя бы, приобщалась к европейскому Возрождению. Ведь до сих пор мы были единственной европейской страной, не затронутой Возрождением, и даже были готовы завидовать
Польше, успевшей пристегнуться к итальянскому барокко.
На самом деле Русь XV века нашла
более действенную связь с возрожденной античностью. «Ренессансные» фигуры русских икон XIV – XVI веков пришли к нам
не из Италии. Они были переданы нам как наследство Византии, унаследовавшей их непосредственно от античности и нашедшей их в своем «Ренессансе» X – XIV веков».
Получается, что на раннем этапе изучения древнерусского искусства
А.И. Некрасов говорил
о значительности западных влияний в древнерусском искусстве XIV – XV века, а
П.П. Муратов имел совершенно противоположную точку зрения ...
