Наверх (Ctrl ↑)

«Три главных мифа об иконе» развенчивает Р. Багдасаров

Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14044 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 114779 • 11 Ноя 2010 12:07
Что мешает развиваться русской иконописи?
Рассуждает Роман БАГДАСАРОВ, историк, религиовед, культуролог, заместитель директора Института культуры и права.

– То, что сегодня мы видим в церковной живописи, иначе чем кризисом, невиданным в церковном искусстве, не назовешь. И причина тому — мифы, которые исторически возобладали в нашем церковном сознании. Эти мифы исходят от «богословия иконы» отца Павла Флоренского и Леонида Успенского...
Первый миф: об обратной перспективе как главном изобразительном принципе иконописи.
Второй миф: что икону делает иконой надпись.
Третий миф: есть канонические стили, а есть неканонические.

Полностью статью нет возможности (да и смысла) здесь приводить, но можно прочитать в интернет-журнале Православие и мир

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1499 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 114827 • 11 Ноя 2010 23:14
Цитата:
— Я пишу стихи.
— Дурак. Ты бы лучше пек булки.

                    В.В.Розанов. Уединенное


Нет никаких мифов, есть недостаток церковного сознания. Есть утрата преемства. Есть особенно безобразный в последнее время мир, агрессивно проникающий в сознание даже и не желающих того. Есть, наконец, немощь небывалая. Все это мешает писать, вкупе с отсутствием опытных наставников.

Опять же раньше на дело церковного искусства лучшие силы шли, и другого изобразительноо искусства -- почти не было. А сейчас -- нас горстка, а кругом бушует море совсем другой культуры, изображения совсем другого характера повсюду, и не захочешь, а увидишь неподобное.

Но не взирая на это, есть и вполне достойные иконописцы. Не тоже ли было и прежде? Просто негодное истребилось само собой, а достойное -- дошло до нас.

_________________
Спаси Господи


Последний раз редактировалось: Dimitr (17 Ноя 2010 06:06), всего редактировалось 4 раз(а)
Георгий П
Регистрация: 19.05.2010 Сообщения: 238
Сообщение   Сообщение № 115582 • 16 Ноя 2010 19:58
Толковая статья. Полностью поддерживаю автора. Ранее читал и другие его статьи, в которых затрагивались и рассматривались в общем те же вопросы.
Кстати, он не единственный, кто пришел к подобной точке зрения за последние 5 лет, что говорит о том, что проблема эта (узколобость иконописцев и склонность к верованию в бредни, а не учиться напрямую у древних икон) действительно назрела.
Культурологам- заниматься культурой.
Булочникам- печь булки.
Хирургам- делать операции
а иконописцам- писать иконы  Wink

_________________
______
мои иконы
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1499 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 115638 • 16 Ноя 2010 23:06
В Москве есть такой храм -- Преображения Господня, в Тушино. Храм занесен в каталог Юнеско, как значительное явление искусства. Главный придел оформлен мозаикой известного мастера (забыл фамилию), а два других -- Сергия Радонежского и Николая Чудотворца, расписаны по-разному: Никольский придел в стиле Ферапонтово, строго по Дионисию. А Сергиевский расписан мастером, который принципиально не пользуется образцами, все композиции -- авторские (в пределах иконографии, конечно).
Покойный о. Феодор, большой знаток и ценитель церковного искусства, не без умысла двум таким разным мастерам поручил дело росписи.
Смотрится великолепно. Органично. И так хорошо -- и так хорошо.

А дело все в чем? В мастерстве. А вовсе не в концепции мифотворцев и мифоборцев.

зы.
Цитата:
Узколобость и верование в бредни
-- это просто НЕДОСТАТОК мастерства, которое есть мудрость прежде всего, а потом уже руки.
Дай Боже нам всем этой мудрости! Буди, буди!

_________________
Спаси Господи
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 12986
Сообщение   Сообщение № 116016 • 18 Ноя 2010 22:08
Цитата:
«Три главных мифа об иконе» развенчивает Р. Багдасар7ов,  историк, религиовед, культуролог, заместитель директора Института культуры и права.
А что это за Институт культуры и права?
Зам.директора, молодец, весь в работе:
"Сам мифы придумываю, сам развенчиваю".
Наверное диссертацию готовит?
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1499 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 116033 • 18 Ноя 2010 23:08
Спаси его Христос. Тот Роман добра хочет. Но он далек от реальности, как декабристы от народа.

_________________
Спаси Господи
Marianna
Регистрация: 08.02.2009 Сообщения: 8309
Сообщение   Сообщение № 123175 • 05 Янв 2011 15:40
"В этих условиях компромиссным решением могла бы стать творческая стилизация."
мне понравилось.. что может быть хуже тупого копирования?
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1499 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 123177 • 05 Янв 2011 15:52
тупо ничего не надо делать. Копировать умнО надо.

_________________
Спаси Господи
Marianna
Регистрация: 08.02.2009 Сообщения: 8309
Сообщение   Сообщение № 123191 • 05 Янв 2011 18:15
вот копирование...даже "умное"..не то.
творческий подход нужен иначе икона не живая какая то..не знаю как сказать правильно.
к примеру если я заказываю, то говорю какой сюжет нужен и желательно в таком то стиле..не умная копия, а  творчество художника..
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1499 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 123506 • 08 Янв 2011 23:39
Вам вообще не должно быть видно -- копия или нет. Должно быть хорошо. А ему (иконнику) лучше иметь перед собой древний образец. Правда лучше! От первого лица говорю. Лучше.

_________________
Спаси Господи
Marianna
Регистрация: 08.02.2009 Сообщения: 8309
Сообщение   Сообщение № 126404 • 23 Янв 2011 15:01
Dimitr, да разве так бывает, что бы не видно было копия или нет..
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1499 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 126425 • 23 Янв 2011 17:14
Бывает. Когда вещь сама по себе хороша -- и не волнует никого -- чем пользовался художник -- один образец у него был, три скомпилировал -- или вообще сам написал в рамках заданной иконографии… Это его личная кухня, куда посторонним хода нет. Разве что преподавателю в процессе обучения.


ВЕЩЬ должна БЫТЬ. И всё.

А эти все умники -- микроленины. Им революций надо. Книжную миниатюру на стенах подавай, кризисы мерещатся. Жизнь идет, есть умелые люди, есть не очень… Так было, так будет, это нормально.

_________________
Спаси Господи
Marianna
Регистрация: 08.02.2009 Сообщения: 8309
Сообщение   Сообщение № 126555 • 24 Янв 2011 01:30
Я вас поняла и абсолютно согласна. Мы думаем в принципе в одном направлении, просто по разному выражаем мысли.
Благодарю за ответы.
Антонина
Регистрация: 25.03.2009 Сообщения: 732
Сообщение   Сообщение № 229789 • 02 Июл 2012 06:35
Димитр, как здорово Вы отписались в этой теме!!! Я просто в восторге и поздравляю Вас с такой шириной и глубиной, с такой мудростью зрелостью.
Mihailo
Регистрация: 02.07.2010 Сообщения: 79 Откуда: Novocherkassk
Сообщение   Сообщение № 230855 • 05 Июл 2012 19:06
Вот интересное интервью Романа БАГДАСАРОВа о совместной выставке Синтетический арт-проект «Предстояние/Deisis», запущенный в 2004 году, где он, как я понимаю выступает идейным вдохновителем --

http://afisha.prm.ru/persons/bagdasarov

В нём интересны моменты :

"Нам удалось разбить иконостас на смысловые блоки таким образом, чтобы не утратить присущего им смысла." -Дядя вообще не ведает чего творит...

Корреспондент- " - А что еще было создано после первой экспозиции?

Р.Б.: Во-первых, Константин Худяков (да да тот самый председатель творческого союза художников России сейчас, а в прошлом, который в советские годы был главным художником музея Ленина) создал около 30 разных изображений Иисуса, некоторые довольно шокирующие, мы до сих пор не рискнули их выставить. Кроме того, он создал несколько вариаций Божьей матери — Марии. Несколько вариаций других персонажей, например, огромного Иафета. Кроме больших композиций «Святая земля Ойкумена», где дана символическая трактовка распятия, были созданы так называемые праздники. В иконостасе ведь есть еще и праздничный чин — это огромные глаза, сделанные с большим разрешением, в которых собраны некие лица, сгруппированные в определенные геометрические фигуры. Они соответствуют тому или иному церковному празднику, скажем — Вознесение, Преображение, главным двунадесятым праздникам." - Скажи мне кто твой друг, а я тебе скажу какой породы ты друг в овечий шкуре.

А вот и его цели под что заточен армянский мальчик-революционер :

"Эта тема для меня не случайна, я в нее не выкаблучиваться, грубо говоря, пришел, не маргинальничать, а способствовать продолжению христианского искусства в России с того момента, с которого оно перестало развиваться. В этом я вижу свою миссию, как исследователя и как человека, причастного к искусству. Роль культуролога состоит в том, чтобы обеспечить легитимность и преемственность."
-Значит по нему после Рублёва и Дионисия иконопись перестала развиваться, а он старается "обеспечить легитимность и преемственность"
Константина Худякова с его "около 30 разных изображений Иисуса, некоторые довольно шокирующие". Ещё один поэт марксизма в христианстве,  через эллинистическое (читай языческое) воспевание плоти и он ещё себя называет "Я сам являюсь православным христианином, членом церкви, и на все свои дела я имею благословение духовных наставников."- овечья шкурка. И ни слова о целях и задачах иконы и иконостаса как монументального произведения.
Читал Трубецкого, Успенского,  только ничего не понял см притчу о тех, кто смотрит да не видит, слушает да не слышит.
ИМХО заказной партизан нет, чтоб тему поднять о не желании платить по должному за работу, о наколках бухгалтеров при расчёте и прочих "щедрых" спонсерах.

_________________
Бог в помощь !!!
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru