Наверх (Ctrl ↑)

[PDF] Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции = The Byzantine World

Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 19024 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 3445 • 07 Авг 2006 23:25
Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти Ольги Ильиничны Подобедовой (1912–1999): Сб. статей / Отв. ред. М. А. Орлова.
М.: Северный паломник, 2005. — 744 с.: илл.

Тираж 1000 экз. Формат 84х108/8. Цена 600 руб. (в издательстве)
ISBN 5-94431-162-2

Сборник научных статей подготовлен Отделом истории древнерусского искусства Государственного института искусствознания. Все его статьи в той или иной мере посвящены одной из наиболее актуальных и в тоже время недостаточно разработанных тем — оценке важнейшего феномена двуединства: общности и оригинальности, т.е. с одной стороны — характеристике византийской традиции, имевшей огромное значение для сложения средневековой христианской культуры восточных и южных славян, Греции, и в более ранние времена Закавказья, с другой — рассмотрению вопроса об обратном процессе, а именно — о формировании местных особенностей в национальных регионах византийского мира и об их роли в общей эволюции византийской культуры. Это один из первых опытов всестороннего изучения данной темы в отечественном искусствознании. Постановка многих вопросов стала возможной именно в настоящее время в связи со множеством накопленных фактов, новых открытий и наблюдений. Эти вопросы рассматриваются на примерах разных видов искусства и архитектуры, дающих достаточно полное представление о путях развития художественной культуры отдельных регионов, локальных центров, являвшихся частью средневекового христианского мира. Авторами статей, помимо ведущих российских ученых, являются исследователи из Болгарии, Сербии, Греции, а также из Сирии и Франции. Материалы сборника представляют интерес как для специалистов в области средневекового искусства и архитектуры, так и для широкого круга читателей.

Содержание
От редколлегии [5]

А. И. Комеч (Москва). Пятинефные церкви в византийской и древнерусской архитектуре [7]
       Alexei Komech (Moscow). Five-aisled churches in Byzantine and Mediaeval Russian Architecture [12]

А. Ю. Казарян (Москва). Триконховые крестово-купольные церкви в зодчестве Закавказья и Византии [13]
       Armen Kazaryan (Moscow). Cross-domed Triconch Churches in Caucasian and Byzantine Architecture [30]

О. M. Иоаннисян (Санкт-Петербург). Романские истоки зодчества Владимиро-Суздальской Руси времени Андрея Боголюбского (Германия или Италия?) [31]
       Oleg Ioannisian (St. Peterburg). The Romanesque Sources of Vladimir-Suzdalian Architecture in the Age of Andrei Bogolyubsky (Germany or Italy?) [69]

С. П. Заиграйкина (Москва). О первоначальном назначении капеллы Сант-Аквилино [71]
       Svetlana Zaigraikina (Moscow). On the Original Function of the San Aquilino Chapel [78]

A. M. Лидов (Москва). Церковь Богоматери Фаросской. Императорский храм-реликварий
как константинопольский Гроб Господень [79]
       Alexei Lidov (Moscow). The Theotokos of the Pharos. The Imperial Church-Reliquary as the Constantinopolitan Holy Sepulchre [108]

И. А. Орецкая (Москва). Миниатюры ватиканской Книги Иова (Vat. gr. 749): к проблеме художественных традиций [109]
       Irina Oretskaya (Moscow). Miniatures of the Vatican Book of Job (Vat. gr. 749): On the Problem of Artistic Traditions [122]

Э. Н. Добрынина (Москва). Писец Николай как художник: по рукописям начала X в. (ГИМ, Син. греч. 96  и Афины, gr. 2651), происходящим с острова Халки [123]
       Elina Dobrynina (Moscow). The Scribe Nikolaos the Monk as Artist (From Manuscripts of the First Quarter of the 10th Century Moscow, State Historical Museum Syn. gr. 96 and Athens, cod. 2651) [132]

В. Я. Петрухин (Москва). Запона с «судищем Господним»: к интерпретации текста Начальной летописи [133]
       Victor Petrukhin (Moscow). A Zapona Depicting the Last Judgment: an Interpretation of a Text from the Primary Chronicle [137]

Автандил Микаберидзе (Афины). Новые штрихи к портрету византийской императрицы Марии Вотаниати [139]
       Avtandil Mikaberidze (Athens). New Features in the Historical Prosopography of the Byzantine Empress Maria Botaneiates [153]

B. M. Сорокатый (Москва). Памятник грузинской металлопластики XI–XIII веков в собрании Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева [155]
       Victor Sorokaty (Moskau). Ein Denkmal der georgischen Metallplastik des 11.–13. Jahrhunderts in der Sammlung des Andrej Rublev Museums [174]

O. C. Попова (Москва). Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба [175]
       Olga Popova (Moscou). Le courant ascétique dans l'art byzantin et russe du deuxième quart du XI siècle et ses destinées ultérieures [203]

Л. И. Лифшиц (Москва). Два направления в живописи Древней Руси конца XI — первой четверти XII века [205]
       Lev Lifshits (Moscow). Two Trends in Russian Painting of the Late 11th to First Quarter of the 12th Century [226]

Э. С. Смирнова (Москва). Работа новгородских художников XII века в разных видах живописи [227]
       Engelina Smirnova (Moscow). On the Work of 12th-century Novgorodian Artists in Different Kinds of Painting [244]

Efthalia Constantinides (Athens). Byzantine Traditions and the Churches of Georgia in the Caucasus and the Lowlands: Iconography, Style and Liturgical Influences [245]
       Евталия Константинидес (Афины). Византийские традиции в росписях церквей Грузии: иконография, стиль и литургические влияния [276]

Л. М. Евсеева (Москва). Традиции Константинополя и Рима в иконографии ветхозаветного цикла мозаик Сицилии [277]
        Lilia Evséeva (Moscou). Traditions constantinopolitaines et romaines dans l'iconographie du cycle d'Ancien Testament des mosaïques siciliens [298]

Нада Хелу (Бейрут). Фрески Сирии и Ливана: малоизученная византийская провинция [299]
       Nada Helou (Beirut). The Frescoes of Syria and Lebanon: a Little Known Byzantine Province [308]

Н. В. Пивоварова (Санкт-Петербург). Монастырские сюжеты в храмовой декорации Византии и Древней Руси XII–XIV веков: источники формирования и идейный смысл [309]
       Nadezhda Pivovarova (St. Peterburg). Les sujets monastiques dans la décoration des églises de Byzance et de 1'Ancienne Russie du XII–XIV-e siècles: les sources et sence [318]

В. Д. Сарабьянов (Москва). Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде [319]
       Vladimir Sarabianov (Moscow). The Monastic Theme in the Frescoes of the Cathedral of the Birth of the Virgin in St Antony's Monastery in Novgorod [344]
Бисерка Пенкова (София). К вопросу об иконографии росписей купола Боянской церкви [345]
       Biserka Penkova (Sofia). On the Iconography of the Frescoes in the Boyana Church Dome [356]

Dragan Vojvodić (Belgrade). Encountering Byzantine and Serbian Traditions in the Program and Iconography of the Arilje Frescoes. The Formational Factors of One Particular Painting Assemblage [357]
       Драган Войводич (Белград). Соединение византийской и сербской традиций в программе и иконографии стенописи в Арилье. Факторы формирования необычного живописного ансамбля [366]

Branislav Todić (Belgrade). Image symbolique de l'origine de l'Archevêché d'Ohrid dans l'église de la Vierge Péribleptos [369]
       Бранислав Тодич (Белград). Символическое изображение создания Охридской архиепископии в церкви Богородицы Перивлепты [379]

Smiljka Gabelić (Belgrade). On the Three Fourteenth Century Aristocratic Foundations [381]
       Смилька Габелич (Белград). О трех храмах, основанных заказчиками из знатных семей в XIV в. [392]

В. М. Сорокатый (Москва). Алтарный эпистилий «Семь великих праздников» из каирской церкви Девы Марии в Харет Зуэйла. К вопросу об иконописных мастерских Каира в XIV веке [393]
       Victor Sorokaty (Moskau). Der Epistyl «Sieben große Feste» aus der Kairoer Kirche der Jungfrau Maria in Haret Zweila: Zur Frage der Ikonenmalerei-Werkstätten in Kairo im 14. Jahrhundert [408]

Mary Aspra-Vardavakis (Athens). The Echo of the Metropolitan Art in the Monumental Painting of Crete During the Fourteenth and the First Half of the Fifteenth Century [409]
       M. Аспра-Вардавакис (Афины). Отзвуки искусства метрополии в монументальной живописи Крита в XIV — первой половине XV в. [429]

Ксения Муратова (Париж). Образ храма Святой Софии Константинопольской в Послании Епифания Премудрого и средневековое искусство памяти [431]
       Ksenia Muratova (Paris). The Image of the Church of Hagia Sophia of Constantinople in the Epistle of Epiphanius the Wise and the Medieval Art of Memory [442]

Г. В. Попов (Москва). «Образ сущия церкви во Цареграде»: Святая София Феофана Грека и церковь соборная Святых Апостолов [443]
       Gennady Popov (Moscow). Image of the Church in Tsargrad: The Saint Sophia of Theophanes the Greek and the Cathedral Church of the Holy Apostles [450]

Т. Ю. Царевская (Новгород). Росписи церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде и «экспрессивное» направление позднепалеологовского искусства [451]
       Tatiana Tsarevskaya (Novgorod). Frescoes of the Church of St Theodore Stratelates in Novgorod and the «Expressive» Trend in Late Palaeologan Art [466]

M. A. Орлова (Москва). Декоративные приемы и орнамент в росписях новгородских храмов второй половины XIV века и их прообразы [467]
       Maria Orlova (Moscow). Decorative Devices and Certain Types of Ornament in Novgorodian Church Painting of the Second Half of the 14th Century and Their Prototypes [474]

Е. Я. Осташенко (Москва). Русское искусство XIV — начала XV века и византийское искусство эпохи Палеологов. К проблеме соотношения развития стиля [475]
       Elena Ostashenko (Moscow). Russian Art of the 14th and Early 15th Centuries and Byzantine Art of the Palaeologan Period. On the Relationship Between their Stylistic Development [510]

А. Л. Лифшиц (Москва). Онежская Псалтирь 1395 г. — памятник из Кривецкого погоста? [511]
       Alexandr Lifshits (Moscow) Is the «Onezhskaya» Psalter of 1395 a Monument from Krivetzky Churchyard? [514]

B. H. Залесская (Санкт-Петербург). Две редкие византийские богородичные иконки в собрании Государственного Эрмитажа [515]
       Vera Zalesskaya (St. Peterburg). Deux icônes byzantines exceptionnelles de la Vierge au musée de l'Ermitage [522]

А. В. Рындина (Москва). Панагия-реликварий владыки Серапиона и константинопольские святыни [523]
       Anna Ryndina (Moscow). A Panagia-Reliquary of Archbishop Serapion and Constantinopolitan Relics [536]

Юлиана Бойчева (София). Плащаницы палеологовской эпохи из болгарских церквей и музеев. Проблемы функции и иконографии [537]
        Juliana Bojčeva (Sofia). Epitaphioi de 1'époque Paléologue des églises et des musées bulgares. Fonction lituigique et iconographie de la broderie [552]

И. А. Стерлигова (Москва). Древнейшая русская лицевая пелена к иконе [553]
       Irina Sterligova (Moscow). An Early Medieval Russian Embroidered Icon Cloth [564]

И. А. Шалина (Санкт-Петербург). Древнерусские процессионные иконы и их византийские прототипы [565]
       Irina Shalina (St. Peterburg). Ancient Russian Processional Icons and Their Byzantine Prototypes [597]

А. Л. Баталов (Москва). К полемике о времени строительства собора Новодевичьего монастыря [599]
       Andrej Batalov (Moscou). À la discussion de la date de construction de la cathédrale de monastère Novodievitchi [620]

H. B. Квливидзе (Москва). Иконографическая программа алтарных росписей московских храмов второй половины XVI века [621]
       Nina Kvlividze (Moscow). The Iconographical Altar Painting Program of Moscow Churches in the Second Half of the 16th Century [646]

T. B. Толстая (Москва). Икона «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» из Успенского собора Московского Кремля и ее легенда [647]
       Tatiana Tolstaya (Moscow). The Icon of «Our Lady of Jerusalem (Gethsemane)» from the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin and its Legend [662]

Н. И. Комашко (Москва). Иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» письма Кирилла Уланова [663]
       Natalia Komashko (Moscow). Icons of «Our Lady of Jerusalem (Gethsemane)» in the Painting of Kirill Ulanov [668]

Ю. Б. Комарова (Новгород). Надгробный образ святых братьев Алфановых из новгородского Сокольницкого монастыря [669]
       Julia Komarova (Novgorod). The Gravestone Icon of the Holy Alfanov Brothers from the Novgorod Sokolnitsky Monastery [676]

Памяти О. И. Подобедовой (1912–1999)
C. A. Малкин. Ольга Ильинична Подобедова. Страницы биографии [678]
Э. С. Смирнова. «Слово и образ». Об одном из принципов работы О. И. Подобедовой над изучением древнерусской миниатюры [691]
Г. В. Попов. Памяти Ольги Ильиничны Подобедовой [693]
O. C. Попова. Человек, которого нельзя забыть [695]
Список научных трудов О. И. Подобедовой [698]

Список иллюстраций [704]
Список сокращений [720]
Файл № 1 006
Византийский_мир_2005_lores.jpg
5.48 KB   •    398


Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти Ольги Ильиничны Подобедовой (1912–1999)


Последний раз редактировалось: Илья (02 Дек 2012 19:34), всего редактировалось 1 раз
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14249 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 113024 • 28 Окт 2010 12:29
Подниму тему, благо и повод есть —
ОЗОН даёт 30% скидки, пожалуйста:


Византийский мир. Искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства / The Byzantine World: The Art of Constantinople and National Traditions: Marking 2000 Years of Christianity

Издательство: Северный паломник, 2005 г.
Твердый переплет, 744 стр.
ISBN   978-5-94431-162-2
Языки: Русский, Английский
Тираж: 1000 экз.
Формат: 84x108/8 (~265х410 мм)
Вес: 1865 г

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 19024 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 273333 • 02 Дек 2012 19:31
По просьбам трудящихся этот сборник статей отсканировали и на наш файлообменник выложили в виде PDFки весом 241 Мб (тяжелая, потому как 700 с гаком страниц):

https://yadi.sk/d/TJVFCPlKdj6qW

Вклейка из 16 страниц с цветными таблицами в бумажном томе идет между страницами 400 и 401, а в PDFке мы поместили ее в конец файла.

Отдельным архивом (The_Byzantine_World_2005_tables_hires.rar) выложены сканы шестнадцати цветных таблиц с максимальным разрешением.

Содержание сборника можно еще тут посмотреть у нас:
http://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=2308

P.S. Поскольку оказалось, что этот сборник считается одним из томов серии сборников «Древнерусское искусство», то перенесли его в общую папку со всеми этими сборниками (см. ДРИ 2005)
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2025 phpBB Group