Несколько дней назад, в данном разделе форума, Илья выложил
PDFки очень интересного сборника
Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции [т. 18] СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.
Последней в сборнике идет статья - Лелекова О. В., Наумова М. М.
«К изучению материалов и техники средневековой живописи»,
в которой рассматриваются , в том числе и миниатюры Евангелие апракос ГИМ, Хлуд.30.
Авторы пишут - «В «Хлудовском Евангелии» XIV в. лики написаны по общей
темно-зеленой санкирной подготовке, составленной из смеси желтой охры, азурита, сажи и киновари. Однако на ликах в этой рукописи
еще нет той сложной системы охрения, которая характерна для русской станковой живописи,
начиная с XIV в.. Поверх
оливкого санкиря, земляным пигментом нанесены контуры носа, губ, глаз, подрумянка выполнена киноварью, высветления носят характер отдельных штрихов на лбу, щеках, под глазами".
И самое главное - в «Хлудовском Евангелии» XIV в. используются в основном,
грубо тертые, плохо очищенные пигменты ...
Вполне возможно, в дальнейшем, данное технико-технологическое исследование живописи миниатюр хлудовского евангелия, поможет нам аргументировано обосновать утверждение – « миниатюра с изображением евангелиста Луки в Хлудовском евангелии и фреска с изображением евангелистов Матфея и Луки церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода ,
скорее всего, принадлежали руке одного мастера» … (фото 3).
