Наверх (Ctrl ↑)

Икона после революции

Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 541
Сообщение   Сообщение № 1232192 • 03 Авг 2019 14:46
Приветствую уважаемых форумчан!
      С недавних пор меня очень заинтересовала тема иконописания в России после 1917г. Речь конечно же не о современных иконах/иконописцах, а о тех НАСТОЯЩИХ (как я их называю), которые пережили революцию и продолжили своё творчество, кто-то в изгнании, кто-то "подпольно" на Родине.  К сожалению, в интернете удалось очень мало найти информации (и ещё меньше картинок) по данной теме. А очень бы хотелось "накопать" побольше.
      Самое частое, что в интернете встречается, когда ищешь о послереволюционном иконописании в России - вот эта икона - "Физический труд Святого семейства" из музея истории религии (и, кстати говоря, весьма интересная вещь, на мой взгляд).
     В коллекции Лепса, по-моему, была небольшая иконка... вот не упомню теперь, то ли Феодоровская, то ли Владимирская Богоматерь, 1924 года.
      Когда-то давным-давно на Вернисаже мне встречалась подписная икона Св. Антипия, и там вообще год фантастический - 1943, и, если память не подводит, в эмиграции, во Франции была написана, письма очень достойного кстати (слышал мнение, что большинство икон около и послереволюционного времени имеют невысокое качество исполнения).
      Читал про А.А.Бочкарёва в Сызрани, который после революции продолжал жить в родном городе и вот.. интересно, неужели "потихоньку" не писал ещё..? Если да и что-то уцелело, очень хотелось бы увидеть.
      Где-то читал, что ещё и в Гуслицах писали "тайком" иконы при Советской власти, и даже после войны. Вот бы что-нибудь из этого увидеть, вообще была бы фантастика! (Гуслицы, их история и старообрядчество для меня вообще интерес особый - я лично знал некоторых потомственных стариков-староверов, на моих глазах они все на рубеже веков сошли в могилу).
      Так вот, зная, что на форуме, можно иногда встретить то, чего больше нигде не увидишь, и узнать то, чего больше нигде не узнаешь  Smile , предлагаю: если у кого есть чем поделиться на эту тему, выкладывать здесь фотографии икон послереволюционного письма, особенно если подписные... особенно, если есть история (откуда, где, чья и т.п.) - думаю, тема могла бы получиться интересная. Всем откликнувшимся заранее спасибо Smile
Файл № 629 747
Мумриков. Физический труд святого семейства.jpg
1.02 MB   •    456
VIk555111
Регистрация: 22.01.2019 Сообщения: 155
Сообщение   Сообщение № 1232245 • 03 Авг 2019 17:43
Вот эта икона с выставки коллекции Лепса
Файл № 629 829
20180912_131105_EDIT_1.jpg
471 KB   •    490
Алёна-83
Регистрация: 18.06.2014 Сообщения: 4703 Откуда: Замкадыши мы
Сообщение   Сообщение № 1233095 • 05 Авг 2019 21:40
Добрый вечер..вот посмотрите..с уважением Алёна-83

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=110638
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 541
Сообщение   Сообщение № 1233145 • 05 Авг 2019 23:02
Спасибо откликнувшимся Smile
      Если я фотографии из той темы сюда "стащу" это не будет нарушением правил?
      Хочется по этой теме в одном месте собрать, раздел "Выставочный зал" не даром ведь. Может кто-то ещё что-нибудь покажет...
Файл № 630 202
31х27_1919.jpeg
543.61 KB   •    157
Файл № 630 201
31х27_1919 оборот.jpeg
460.9 KB   •    131
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 541
Сообщение   Сообщение № 1233149 • 05 Авг 2019 23:15
Нашёл в интернете статью о Гуслицкой иконописи, в ней есть упоминание интересующей темы. Вот эта статья, немного в сокращённом виде:

       В Богородском уезде в конце ХIХ века проживало 59200 старообрядцев, что составляло 27% всего православного населения. В волостях Ямкинской, Шаловской, Васильевской, Осеевской, Гребневской, Ивановской и Аксеновской
старообрядцев почти не проживало, за исключением 60 человек в трех селениях, из них большинство в селе Петровском Ивановской волости. Кроме того, на Богородско-Глуховской мануфактуре проживало около 1 тысячи старообрядцев. В восточной части уезда (волостях Буньковской, Зуевской, Теренинской, Игнатьевской и Новинской) старообрядцы уже составляли в среднем 17 % от православного населения (6640 чел.); немногим более старообрядцев числилось в Зуевской волости – 22,5 %. Совершенно иная картина на юге края (в волостях Запонорской, Дорховской, Ильинской, Беззубовской и Карповской), здесь
старообрядцы преобладали численно – их 74 % от всего местного населения. В Запонорской волости из 12 тысяч населения – 11825 человек, – старообрядцы.
      Иконописный промысел развился, как рассказывают старожилы, где-то в середине XVIII века в семи селениях Запонорской волости: Анцифорове, Яковлевском, Елизарове, Костине, Давыдове, Ляхове и в Горах. Первыми иконописцами были крестьяне деревни Анциферовой Филипп Евсеев, обучавшийся иконописи в Новгороде, и Алексей Афанасьев, обучавшийся в Москве. Отличающие старообрядческое население почти поголовная грамотность и склонность к обучению расширили границы промысла на несколько селений. К концу прошлого века в Анцифоровой работали 25 иконописцев, в Яковлевской – 28, в Костине – 5, в Ляхове – 2, в Давыдове – 4, в Горах – 4 человека.
        Местом для изготовления икон служила, как правило, обычная крестьянская изба, где иконописец со своей семьей и жил. Набор инструментов для работы неприхотлив: кисти, графья вставленная в дерево игла для нанесения контура на доске), шпатель для грунтования, насечка в виде 100 мм гвоздя с тонкими штрихами вдоль и поперек его (насечкой били по доске, когда она уже была покрыта золотом, для получения рябоватой поверхности). (что имеется ввиду, не представляю...)
      Необходимые для работы материалы: доски, мел, клей, краска, олифа, сусальное золото. Доски изготавливались из липы, ольхи и, в исключительных случаях, из-за дороговизны, – кипариса. Чаще всего применялись липовые доски, они мягче, лучше держат на себе грунтовку. Хотя осина по своим качествам была бы тоже
подходящей для изготовления икон, но ее не применяли. Предание считало это дерево «нечистым» – «на осине Иуда повесился» .
В качестве грунтовки использовалась смесь мела, олифы и клея различной густоты. Ею покрывали доски в несколько слоев и для каждого – своя густота грунтовки. Кисти делались исключительно из беличьего хвоста, каждая кисть служила по году.
      Рисунки – эскизы иконных сюжетов или покупались в Москве или изготовлялись самими иконописцами. На более или менее плотной бумаге самим иконописцем на основе рисунка-эскиза рисовался контур иконного изображения, по контуру иголкой пробивались мелкие дырочки – изготовлялась так называемая «прорись» – «припорох», с помощью которой угольной пылью рисунок-контур переносился на грунтованную доску. Если готового рисунка нет, то иконописцы руководствовались святцами, Четьей-Минеей, а также «Подлинником» – «Стоглавом» , где имеется описание обличия каждого святого. Краски, которые употреблялись при иконописи, различны: охра, кармин, киноварь, берлинская лазурь, "швейфуртская зелень", белила, умбра и др. Олифа применялась не та, о которой мы знаем сегодня, – смесь вареного конопляного или льняного масла с белилами, суриком и «зильберглетом». Такой олифой доска покрывалась перед грунтовкой, некоторые мастера покрывали ею же и готовый образ.
      Сусальным золотом и серебром, которые мастером покупались книжками (золото или серебро были нанесены слоем в доли миллиметра на бумагу, которая брошюровалась в виде книги), доски покрывались после грунтовки.
      Если иконописец не имел помощников в семье, то нанимал работника, платя ему 5 руб. в месяц на хозяйских харчах. Летом работа начиналась в 4 утра и заканчивалась около 8 вечера. Хороший работник под руководством иконописца успевал в год написать до 150 икон – «одиночек» (с изображением одного святого), среднего размера. Обычная стоимость иконы 2 рубля, расходов иконописец нес 63 коп., следовательно доход с каждой иконы составлял 1 р. 37 коп. Если считать, что иконописец мог сдать заказчику в неделю три образа, то за месяц его доход
составлял около 18 рублей.
      В 80-х годах прошлого века самым крупным иконописцем являлся Федор Федорович Морозов из д. Яковлевской, получавший заказы с Нижегородской ярмарки, из Сибири, из Оренбургского края.
      Если в эти годы иконописью в уезде занималось 67 человек, то после известного Манифеста о свободе вероисповеданий (17 апреля 1905г.), когда по всей России началось широкое строительство старообрядческих храмов, число иконописцев резко увеличилось и достигло к 1908 году 139 человек, из них 115
работали дома, а 24 уходили выполнять заказы в Донскую область, Бессарабию и Кавказ. Промысел вырос не только количественно, но и расширился территориально – захватил другие близлежащие селения: Запонорье, Запруденье, Барское, Елизарово.
      На Всероссийской выставке 1882 года в Москве были представлены иконы богородских иконописцев: из д. Яковлевской – С. Ф. Морозова, Г. С. Лунина, К. Г. Куколева; из д. Анцифоровой – М. К. Перина, И. А. Миронова, И. Р. Родина и из д. Елизаровой В. К. Чикалова. Бронзовая медаль была присуждена Семену Морозову; Почетные отзывы – Каллисту Куколеву, Григорию Лунину, Ивану
Миронову; денежная премия Венедикту Чикалову.
      Средние заработки иконописцев в 1906 году составили 18 рублей в месяц (от 15 до 22 руб.).
      1917 год положил конец гуслицкой иконописи как промыслу, иконописцы же, скорее всего, продолжали «потихоньку» писать иконы по частным заказам или для оставшихся, возможно что и сокрытых от властей, старообрядческих молелен.
      В 1923 году в Запонорской волости уже Орехово-Зуевского уезда был зарегистрирован один иконописец. (но ведь всё-таки БЫЛ!!!)
      Мастерство передавать было уже некому и иконопись в крае сошла на нет. Последний иконописец из села Костино – Евстигней Семенович Плешков, ушел из жизни в 90-х годах XX века.
400kg
Регистрация: 17.02.2017 Сообщения: 8865 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1233156 • 05 Авг 2019 23:24
Тема нужная,автору респект!

_________________
Покупаю иконы на сусальном золоте и именники.
400kg.pro@bk.ru
Алексей.
Иван 1980
Регистрация: 28.04.2015 Сообщения: 2113
Сообщение   Сообщение № 1233167 • 06 Авг 2019 00:05
Из советских работ, понятно, что это работы монахини Иулиании. Да и ранний отец Зинон (1980-е) - тоже еще советский период. Могу фото в теме разместить, если интересно.
Плюс, конечно, кустарные вещи советского периода. Но есть ли смысл их тут публиковать, когда все криво и косо? Я в том году проклеивал иконы в одном храме. часть из них была под кустарной записью советского времени, если интересно - могу тоже фото разместить.
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 541
Сообщение   Сообщение № 1233215 • 06 Авг 2019 09:48
Имелись ввиду те иконописцы дореволюционного времени, кто после революции продолжил заниматься своим ремеслом. Монахиня Иулиания - это немного другая история.
Иван 1980
Регистрация: 28.04.2015 Сообщения: 2113
Сообщение   Сообщение № 1233327 • 06 Авг 2019 15:38
Понял. Тогда большиснтво работ будут довоенного времени, так как даты рождения должны быть 1900-1910 года максимум. Ройзман рассказывал о паре икон, которые были еще в 1920-1930 года.
Андрей Николаевич
Регистрация: 20.02.2010 Сообщения: 9146
Сообщение   Сообщение № 1233397 • 06 Авг 2019 18:13
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 541
Сообщение   Сообщение № 1233402 • 06 Авг 2019 18:32
Андрей Николаевич, спасибо, это прям самое то Smile  позвольте, я уж и фотографию из Вашей темы сюда "утащу".
     Итак, "Распятие", 1931г.
Файл № 630 357
C__Data_Users_DefApps_AppData_INTERNETEXPLORER_Temp_Saved Images_20121210_Raspyatie_pisal_Leonid-2_177.jpg
1.28 MB   •    330
DGP
Модератор
Регистрация: 22.09.2011 Сообщения: 10295 Откуда: РФ
Сообщение   Сообщение № 1233406 • 06 Авг 2019 18:35
Иоанн Богослов в молчании. Григорий Рогаткин, Ветка 1929 г.
Файл № 630 358
Иоанн Богослов.jpg
258.83 KB   •    308

_________________
С уважением Дмитрий
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 541
Сообщение   Сообщение № 1233407 • 06 Авг 2019 18:35
Иван 1980 писал(а):
Понял. Тогда большиснтво работ будут довоенного времени, так как даты рождения должны быть 1900-1910 года максимум. Ройзман рассказывал о паре икон, которые были еще в 1920-1930 года.


    Вот увидеть эту пару было бы вообще великолепно!
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 541
Сообщение   Сообщение № 1233414 • 06 Авг 2019 18:41
DGP писал(а):
Иоанн Богослов в молчании. Григорий Рогаткин, Ветка 1929 г.


    И я тоже думаю, что что-то этого времени нужно в старообрядческой среде искать
village priest
Регистрация: 12.10.2015 Сообщения: 785 Откуда: Ульяновская область
Сообщение   Сообщение № 1233425 • 06 Авг 2019 19:02
Не знаю подойдет или нет, других фотографий не осталось, равно как и фото после реставрации.
В пользу послереволюционного исполнения говорит то, что в качестве паволоки использована газета с новой орфографией.
Файл № 630 361
z_8229db3e.jpg
163.56 KB   •    261

_________________
Еще с учебных времен терпеть не могу писать много текста, а коротко и по существу отвечать с детства не приучен...
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group