Наверх (Ctrl ↑)

К вопросу появления изображения святой Марфы на поморских крестах с предстоящими святыми

sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1384363 • 13 Авг 2020 18:01
Ранее, на соседнем форуме, рассматривая причины появления на Крестах с Предстоящими Святой Марфы http://mednolit.ru/forum/11-51752-1 я на просторах интернета нашел Житие Мученицы Марфы Персиянки, Римской. Приведу его здесь дословно со ссылкой на источник информации.
( https://azbyka.ru/days/sv-marfa-persijanka )

●  Жития мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих. ●

В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Клав­дия II (268–270) свя­той Ма­рин с же­ной Мар­фой и сы­но­вья­ми Ав­ди­фак­сом и Ав­ва­ку­мом при­шел из Пер­сии в Рим, чтобы по­кло­нить­ся гро­бам свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. В то вре­мя на Рим­скую Цер­ковь об­ру­ши­лись же­сто­кие го­не­ния и каз­ни. Свя­той Ма­рин с же­ной и сы­но­вья­ми ста­ли слу­жить хри­сти­а­нам, за­клю­чен­ным в тем­ни­цах, и по­гре­бать те­ла каз­нен­ных му­че­ни­ков. В од­ной из тю­рем они встре­ти­ли уз­ни­ка по име­ни Ки­рин и с лю­бо­вью слу­жи­ли ему, как пре­тер­пев­ше­му мно­гие ис­тя­за­ния за ве­ру во Хри­ста. Го­не­ние рас­про­стра­ня­лось и за­хва­ты­ва­ло все боль­шее чис­ло хри­сти­ан. В то вре­мя 260 хри­сти­ан, сре­ди ко­то­рых был три­бун Власт, по­слан­ные по при­го­во­ру су­да ко­пать зем­лю у са­ла­рий­ской до­ро­ги, бы­ли рас­стре­ля­ны из лу­ков. Ма­рин и его се­мья, узнав об этом же­сто­ком убий­стве, вме­сте с пре­сви­те­ром Иоан­ном ста­ли по но­чам уно­сить те­ла му­че­ни­ков и хо­ро­нить их в ка­та­ком­бах. Вер­нув­шись за­тем в тем­ни­цу, где был за­клю­чен свя­той Ки­рин, они не на­шли его, так как на­ка­нуне его каз­ни­ли, а те­ло бро­си­ли в Тибр. Ис­пол­няя свое свя­тое слу­же­ние, свя­тые Ма­рин, Мар­фа и их сы­но­вья из­влек­ли из ре­ки те­ло свя­то­го му­че­ни­ка и пре­да­ли его зем­ле. Свя­тые тру­же­ни­ки бы­ли при­ня­ты хри­сти­а­на­ми, ко­то­рые про­дол­жа­ли тай­но со­вер­шать бо­го­слу­же­ния во гла­ве со свя­тым епи­ско­пом Кал­ли­стом, и скры­ва­лись у них от пре­сле­до­ва­те­лей.

В до­вер­ше­ние ве­ли­ких по­дви­гов ми­ло­сер­дия свя­тая се­мья удо­сто­и­лась по­слу­жить Гос­по­ду при­ня­ти­ем му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Языч­ни­ки обез­гла­ви­ли му­же­ствен­но­го ис­по­вед­ни­ка Ва­лен­ти­на пре­сви­те­ра и об­ра­щен­но­го им в хри­сти­ан­ство им­пе­ра­тор­ско­го са­нов­ни­ка Асте­рия, а вме­сте с ним бы­ли аре­сто­ва­ны и пре­да­ны му­че­ни­ям и жив­шие у них свя­тые по­движ­ни­ки из Пер­сии. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра в 269 го­ду свя­тые Ма­рин, Ав­ди­факс и Ав­ва­кум бы­ли обез­глав­ле­ны, а свя­тая Мар­фа утоп­ле­на в ре­ке.

Мо­щи свя­тых му­че­ни­ков на­хо­дят­ся в Ри­ме, в церк­ви свя­то­го Иоан­на Кущ­ни­ка, а мо­щи свя­то­го Ва­лен­ти­на – в хра­ме свя­той му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы.●


Вполне возможно, как одна из версий, что рядом с Богородицей могла появиться Святая Марфа Персиянка, мать Святого мученика Аввакума. На мой взгляд эта версия все же одна из самых наиболее близких к истине. Причем очень хорошо просматриваются гонения как и в те очень далекие времена, так как и во времена появления Святой Марфы на поморских Крестах.
Вот датированный 1761 годом малый Крест с Предстоящими (со Святой Марфой) https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=88412
Файл № 722 238
20200813_200938.jpg
5.09 MB   •    102
sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1384782 • 14 Авг 2020 21:19
Можно попробовать подвести какой-то итог.  Попробуем сделать выбор из рассмотренных нами ранее Марф.

1.Марфа Апраксина, последняя русская царица, сторонница старой веры, жена царя Федора Алексеевича. Скорее всего эта версия несостоятельна, да и царь Федор Алексеевич совсем не жаловал приверженцев старой веры.

2. Марфа Борецкая, посадница, решительная и смелая женщина, которая не побоялась возглавить борьбу Новгородской республики против Великого княжества Московского. И несмотря на то, что Даниил Викулин, один из основателей Выговской пустыни, был выходцем из Великого Новгорода, скорее всего, эта версия так же несостоятельна. Борьба за свободу и независимость – это, все же, не борьба за веру. Это – разные вещи.

3. Святая Марфа, одна из Жен-мироносиц. Но какой смысл менять Образ Святой Марии, присутствовавшей при распятии Христа, на Образ Святой Марфы? Возможно, как символ трудолюбия и веры в Христа, и основательницы большой общины сестёр, при которой был построен огромный храм-базилика в честь Святой Приснодевы Марии. А Святая Марфа вела там суровую жизнь: мяса, яиц, сыра не ела, вина не вкушала, она вкушала пищу один раз в день и совершала по сто коленопреклонений днём и ночью. Ну чем не символ Выговской пустыни? Очень вероятно и правдоподобно.

4. Мученица Марфа Персиянка, мать Святого мученика Аввакума. Если взглянуть на правое, соседнее «полотенце» с Предстоящими, то мы там видим Лонгина Сотника, принявшего мученическую смерть за страдания Христа. Марфа Персиянка и сын ее Аввакум так же приняли мученическую смерть за Веру Христову.  Тем более имя ее неразрывно связанно с именем сына ее – мучеником Аввакумом. Имя Аввакум – сакральное имя для старообрядцев.  Протопоп Аввакум, принявший мученическую смерть за истинную веру – идеолог старообрядчества. Возможно таким образом хотели отметить, что это – наш поморский «истинно верный» Крест. К этому следует добавить, что на тот момент «старообрядческие гари» еще продолжались и в многочисленных кострах самосожжений принимали смерть за веру и мужчины, и женщины, и дети. Таким образом Крест еще и разделили на две мученические части: «мужскую» и «женскую (материнскую)», разместив на левом «полотенце», рядом с Богородицей, мученицу Марфу, а на правом «полотенце» уже существовал мученик Лонгин. Возможно (?), что это – самая приближенная версия появления Святой Марфы на Кресте с Предстоящими.
Тут же, в дополнение, можно привести еще один интересный факт, что Аввакум Петрович Петров родился в селе Григорово Нижегородского уезда в 1620 году. Примером для будущего проповедника и духовного наставника старообрядцев была мама. Мария (позже постриглась в монахини и получила имя Марфа) воспитала Аввакума в строгости и духовной чистоте. Придерживаясь старых православных канонов, проведя в молитвах и постах свободное от трудов время, женщина вырастила и сына в «страхе Божьем».

Хотелось бы услышать какие-то мнения, возражения, мысли и дополнения. С уважением ко всем, Герман.
sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1385204 • 16 Авг 2020 14:27
Добавлю сюда ссылку на статью В. И. Малышева, которая на настоящий момент, пожалуй, является единственным полноценным исследованием традиций изображения протопопа Аввакума.
https://docviewer.yandex.ru/view/1079482610/?page=2&*=%2Fwd7aP5HbV8A9skGesZJFzChZKJ7InVybCI6Imh0dHA6Ly9saWIyLnB1c2hraW5za2lqZG9tLnJ1L01lZGlhL0RlZmF1bHQvUERGL1RPRFJMLzIyX3RvbS9NYWxpc2V2L01hbGlzZXYucGRmIiwidGl0bGUiOiJNYWxpc2V2LnBkZiIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ1aWQiOiIxMDc5NDgyNjEwIiwidHMiOjE1OTc1NzI4MjA2MDEsInl1IjoiOTE3NTA3OTUyMTQ4MzEwNzc5MyIsInNlcnBQYXJhbXMiOiJsYW5nPXJ1JnRtPTE1OTc1NzI3ODAmdGxkPXJ1Jm5hbWU9TWFsaXNldi5wZGYmdGV4dD0lRDAlQkYlRDAlQjUlRDElODAlRDAlQjIlRDAlQjAlRDElOEYrJUQwJUI4JUQwJUJBJUQwJUJFJUQwJUJEJUQwJUIwKyVEMCVCRiVEMSU4MCVEMCVCRSVEMSU4MiVEMCVCRSVEMCVCRiVEMCVCRSVEMCVCRiVEMCVCMCslRDAlQjAlRDAlQjIlRDAlQjIlRDAlQjAlRDAlQkElRDElODMlRDAlQkMlRDAlQjAmdXJsPWh0dHAlM0EvL2xpYjIucHVzaGtpbnNraWpkb20ucnUvTWVkaWEvRGVmYXVsdC9QREYvVE9EUkwvMjJfdG9tL01hbGlzZXYvTWFsaXNldi5wZGYmbHI9MjE2MjEmbWltZT1wZGYmbDEwbj1ydSZ0eXBlPXRvdWNoJnNpZ249NjFhYjU2ZmVmZDY0NDI3YWQzMjJkYWNlMTk2MjAzZGMma2V5bm89MCJ9
Вот, что можно интересного в ней прочитать. В 18-м веке выговцы икон Аввакума не имели. Они сочинили ему службу, писали о нем стихи, собирали все, что с ним было связанно, но за святого не почитали. Но хочу заметить, что 19 июля в день памяти мученицы Марфы Персиянки, поминают и мученика Аввакума. Видимо, в те далекие времена, тем самым могли (???) отдавать дань памяти протопопу Аввакуму не "раздражая" официальных властей. Очень символично. Таким образом, все же можно предположить, что на «полотенце» выговского Креста с Предстоящими появился образ Марфы Персиянки. Этот образ на Кресте мог появится совместно с распространением Иконы протопопа Аввакума в среде заволжских старообрядцев в первой четверти 18-го века, не позднее 1761-го года.
Северный копарь
Регистрация: 27.06.2015 Сообщения: 582
Сообщение   Сообщение № 1385212 • 16 Авг 2020 16:18
sAmmlEr писал(а):
Видимо, в те далекие времена, тем самым могли (???) отдавать дань памяти протопопу Аввакуму не "раздражая" официальных властей. Очень символично. Таким образом, все же можно предположить, что на «полотенце» выговского Креста с Предстоящими появился образ Марфы Персиянки.

Герман, привет! Это очень "тонко", вполне в духе Выговских отцов-настоятелей. На мой взгляд, лучшая версия на сегодня.
sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1385214 • 16 Авг 2020 16:24
Андрей, приветствую. Спасибо, что откликнулся. Может быть ещё что- нибудь "всплывёт" и когда-нибудь мы узнаем истинные причины появления Марфы на выговском Кресте
Dominik
Регистрация: 30.12.2009 Сообщения: 2720 Откуда: Baltik state
Сообщение   Сообщение № 1385225 • 16 Авг 2020 17:04
Герман, спасибо за интересную информацию !

_________________
AMOR PATRIAE NOSTRA LEX
sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1385227 • 16 Авг 2020 17:19
Dominik Спасибо. Но всё же надеюсь, что тема себя ещё не исчерпала.
sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1536579 • 21 Авг 2021 13:02
Сюда же можно добавить и вот такую версию
https://azbyka.ru/days/sv-marija-v-inochestve-marfa-pskovskaja-knjaginja
Вполне возможно, что псковские староверы могли и стать заказчиками или авторами появления Марфы/Марии на Кресте с Предстоящими.
sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1536585 • 21 Авг 2021 13:14
Инокиня Марфа Псковская
?-8.11.1300

Псковская преподобная благоверная княгиня, инокиня Марфа (в миру Мария)  (д. рождения неизвестна - 8 ноября 1300), дочь великого князя владимирского Дмитрия Александровича и внучка святого Александра Невского, была женою псковского князя Довмонта-Тимофея.

Князь Довмонт вместе с супругой Марией покровительствовали Иоанно-Предтеченскому монастырю на Завеличье. Считается, что основан был монастырь в 1240 году тёткой князя Довмонта, княгиней Евфросинией, в иночестве Евпраксией.

Из монастырских актов известно, что князь Довмонт с княгиней Марией пожертвовали на монастырь различные земельные угодья в городе Гдове.

После кончины супруга Мария насовсем переселилась в Иоанно-Предтеченский монастырь, где приняла иноческое пострижение. Скончалась в этом же монастыре 8 ноября 1300 года.

На иконе Знамения Божией Матери из Спасо-Мирожского монастыря изображены святой благоверный князь Довмонт и его святая благоверная супруга княгиня Мария.

Изображение инокини Марфы Псковской можно увидеть на памятнике княгине Ольги работы скульптора Вячеслава Клыкова.
sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1536672 • 21 Авг 2021 20:07
https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/43-1-0-1178

...... Культура Пскова влияла на деятельность Выгов­ского общежития в прикладном искусстве, резьбе по дереву, иконографии и других. Автор «Винограда Рос­сийского» Симеон Дионисьевич получал от Игната Ефремова, выборного старосты «суземка», сведения о псковских страдальцах, списки пострадавших за Веру. Устав киновии Выговской пустыни, был составлен с учетом, если не образцу, монастырских обителей Евфросина Псковского и Савы Крыпецкого, помимо основных — Соловецкого и Кирило-Белоезерского. Основатели пустыни посылали на поиски древних книг и икон по всей России, и, в первую очередь, в Новгород и Псков в начале XVIII века......
Файл № 813 416
Святой князь Довмонт и святая княгиня мария.jpg
106.3 KB   •    14
Файл № 813 415
_____20110601_1430179009.jpg
53.8 KB   •    10
Файл № 813 414
Богоматерь Оранта Мирожская.jpg
129.6 KB   •    12
sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1566202 • 05 Ноя 2021 00:09
Мною тема закрыта, всем спасибо за уделённое внимание. С уважением, Герман
sAmmlEr
Регистрация: 18.09.2017 Сообщения: 1722 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1574517 • 26 Ноя 2021 21:52
Уважаемые друзья, уважаемые коллеги по коллекционированию медного литья. Не хотел я возвращаться не на один из форумов, но ...... сегодня друзья мне дали ссылку вот на эти две темы ....
нет, не буду я давать ссылки на эти темы, на давно безвозвратно умерший ресурс под названием меднолит, уж больно это - унизительно и противно.
Так вот в одной из тем, на этом яко бы "христианском" ресурсе, был упомянут и обруган Георгий Михайлович (Красс), Царствие ему Небесное. Он не был мне близким Человеком, но он был для меня Другом, именно Другом с большой буквы. Самое дикое и омерзительное для меня в этом посте было то, что человек, писавший этот пост, знал,  что Георгий умер, но .... увы, еще более непонятнее и более омерзительнее для меня было то, что мУдератор этого ресурса г-н Калинин (г-н, не от слова господин, а от слова го..он), не удалил этот пост. До подлости злопамятный дядя.
Да, Георгий был (увы) сложным человеком, но он был - ЧЕЛОВЕКОМ, именно Человеком, с которым можно, как говорится, пойти в разведку. Поначалу мы с ним "цепляли" друг друга, но потом каждый из нас нашел подход друг к другу.  
Так вот, я хочу обратится ко всем форумчанам с большой просьбой, что бы каждый из нас помнил о том, что нельзя и нет у нас такого права, оскорблять тех, кто не может нам ответить.
Хочу, в преддверии наступающего Нового года, вспомнить тех, кого с нами никогда уже не будет .... КРАССА, KLIMA, СЫНА РЫБАКА (ЯЗОНА). Царствия ИМ небесного, а земля ИМ пусть будет пухом, а мы будем помнить, что утрата ИХ для нас - невосполнима. Я надеюсь, что этот скорбный список не будет так быстро пополняться. С искренним уважением ко всем, Герман. Всем спасибо за понимание. С наступающим Новым Годом, всем здоровья и благополучия.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2022 phpBB Group
Top.Mail.Ru