Наверх (Ctrl ↑)

Попытка осмысления извода (икона "Богоматерь и Никола, Спас Эммануил")

Калинин
Регистрация: 29.11.2010 Сообщения: 1184
Сообщение   Сообщение № 1402113 • 25 Сен 2020 14:35
Открывал топик тут, ответов мне не хватило, или они меня не устроили, вопрос считаю пока нерешённым.

Есть такая икона; изображены Богоматерь, Никола, и наверху, в отдельном клейме - Спас Эммануил. На данный момент в Каталоге она числится по разряду "Образы святых", и скромно зовётся "Икона Богоматерь и святитель Никола Чудотворец".
Мне не очень нравится нахождение иконы именно в этом разделе (возможно, её стоит переместить в раздел "Образы Богоматери"), но это частная проблема - общую же я вижу в том, что извод не до конца осмыслен.

Оба изображённых указующими жестами рук направляют взгляд смотрящего на свет, исходящий от Спаса: "Приидите к Нему" -  так можно понять иконографический смысл изображения; поправьте, если ошибаюсь.
Неясны истоки этого изображения; сходного в письме я не нашёл, а из близкого - только Беседная икона Богоматери, но это с очень большой натяжкой.
Т. обр., мы имеем литую икону как бы без исторической "поддержки" в письме (мозаиках/фресках и т. д.), с неявным смыслом, да ещё и "затухшую" - не получвшую развития ни в литье, ни в письме позднее 16-го века.

1-й вариант осмысления. Предложенная (по ссылке) версия деисусного понимания этой композиции мне не представляется верной. Замена Иоанна Николой возможна, но вот замена Спаса Вседержителя Спасом Эммануилом бывает только в ангельском Деисусе, да и вообще - теряется смысл Деисуса, каковой есть не просто моление ко Христу, а моление-заступничество за род людской перед Вседержителем - не младенцем, не ребёнком Эммануилом, а перед тем воплощением Высшего Судии, которое мы привыкли называть Спас Вседержитель.

2. Если это не чертовски странный Деисус, то эта икона - изображение некоего события, чуда, явления кому-то Богоматери и Николы. Условный византийский военачальник Никодимий, злой и жестокий, увидал Николу с Богоматерью, простирающими руки к небесам и глаголающими: "Покайся, ибо грядет". Он покаялся, стал примерным христианином, и начиная с 10-го века стали писать иконы с Богоматерью и Николой, простирающими руки в указающем на небо жесте.
Но такого чуда/явления я не знаю, нет и писаных икон/фресок/мозаик.

3. Возможен третий вариант: извилистое сознание условного новгородского изографа 15-го века Ивана Тушки подсказало ему объединить Богоматерь и Николу в одном поле, простирающими руки к свету, исходящему от изображения Спаса Эммануила, что должно было символизировать заступничество за людей обоих изображённых пред Господом, или указывать человекам на свет Истины, или сотня других мыслей, зародившихся в голове того Ивана...
Т. е., возможно: не Деисус, не изображение чуда, а вот решил эдак вот иконописец (в данном случае - резчик) - и всё, без вопросов. Почему Эммануил? А потому что.

Скорее всего вопросы сiи проiсходят от сугубаго моего незнаниѧ҆̀, и кто-нибудь сейчас скажет: - Ба! Да это же всем известная икона "Стояние Богоматери и Николы на реке Иорданской", или что-нибудь в этом роде, но вопросы остаются:
а. это суть богородичная икона, или это сюжетная композиция, описывающая свершившееся когда-то чудо (явление), или это просто удачное композиционное объединение Богоматери, Николы и Спаса Эммануила, не несущее в себе вовсе никакого смысла?
б. Где иконографические истоки этой композиции?

Кстати, то что можно принять за свет, исходящий от Эммануила, в равной степени можно принять и за воды некоей реки, но тут мой сюжетометр начинает отказывать, и я окончательно теряюсь... И да, что это изображено внизу между фигурами?

Заранее благодарю за разъяснения.
Файл № 732 441
53х36ТалицкийСвердловской.jpg
121.21 KB   •    168
sihail
Регистрация: 04.04.2009 Сообщения: 280
Сообщение   Сообщение № 1402183 • 25 Сен 2020 18:27
Главным "действующим лицом" этой композиции является Спас-Эммануил. К Нему в молитве обращены Богородица и Никола. Поэтому наиболее подходящим является наименование иконы: " Спас-Эммануил с предстоящими Богородицей и св. Николой". Размещение в разделе "Иконы Христа".
алабама
Регистрация: 12.08.2011 Сообщения: 773
Сообщение   Сообщение № 1402221 • 25 Сен 2020 19:41
Я не согласен с этим утверждением. Конструкция иконы рушится да и немогут они предстоять Спасу Эммануилу. Между Богоматерью и Николой схематично изображён престол.
Калинин
Регистрация: 29.11.2010 Сообщения: 1184
Сообщение   Сообщение № 1402275 • 25 Сен 2020 21:08
sihail, спасибо. Я видел несколько раз эту икону поименованной именно так, точнее писали проще: "Эммануил", в частности - здесь, на этом форуме.

алабама, тоже спасибо, но вот с престолом не могу согласиться. Уж очень он здесь схематичен; и именно в годы производства этой иконы престол рисовали/отливали совсем не так - нет креста, например.
алабама
Регистрация: 12.08.2011 Сообщения: 773
Сообщение   Сообщение № 1402299 • 25 Сен 2020 22:00
1.Крест в иконографии престола не главный атрибут.
2. Уж если говоить именно о предстоянии то Богоматерь предстоит либо перед Распятием либо пред престолом.
3 Никола заменяет Предтечу в предстоянии престолу именно в композиции Деисус и нигде более
4.А чем в данном случае иконография Спаса Эммануила отличается от иконографии Спасителя проповедующго? Нимб крестчатый, хитон, гимантий...То что он изображён в образе отрока? Ну так известны иконы где Спас Эммануил восседает на престоле.
Калинин
Регистрация: 29.11.2010 Сообщения: 1184
Сообщение   Сообщение № 1402311 • 25 Сен 2020 23:04
Пункты 3 и 4 говорят о замене.
Ладно - поменять Иоанна на Николу просто потому что Никола популярен - но зачем менять "привычного" и более естественного, что ли, Вседержителя на Эммануила? Одевать его в одежды Вседержителя, придавать те же жесты...
Это всё возвращает нас к деисусности композиции.
...Поменяли Иоанна на Николу, Вседержителя на Эммануила, вместо трона стоит какой-то невнятный ящик - деисусность можно проследить, но выражена она, получается, примерно так, как выражали себя кубисты - лишь бы не так как положено...
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2891 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1402965 • 28 Сен 2020 15:32
В новостях сегодня увидел, что  29 сентября 2020 года Новгородский музей-заповедник представляет новый уникальный экспонат Владычной палаты (фото 1).

   Из дошедших до нашего времени это единственный средневековый литургический сосуд с изображением Христа Еммануила, Христа в отроческом возрасте, благословляющего обеими руками. Сопоставляя резное изображение Спаса Еммануила, обрамленного лаконичным орнаментом, с образами на других памятниках, специалисты музея пришли к выводу о новой датировке произведения, вероятной принадлежности новгородскому мастеру конца XIII века.
Декорация блюда в виде «камней» (стёкол) в гладких четырёхлепестковых оправах очень выразительна. Эти украшения следуют западной традиции, предполагающей заполнение поверхности предмета крупными цветными вставками — драгоценными камнями или стёклами не вполне правильной формы, сочетаются с гравированным изображением в центре дискоса. Надпись, цитирующая слова Спасителя, произнесенные на Тайной вечере: ПРИИМИТЕ И ЯДИТЕ СЕ ЕСТЬ ТЕЛО МОЕ ЛОМИМОЕ ЗА ВЫ И ЗА МНОГЫ ВЪ ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВЪ АМИНЬ ...

   По моему, на иконе и на дискосе очень близкие иконографи́ческие изво́ды образа Спаса Еммануила ...  Rolling Eyes
Файл № 733 122
1 Великий Новгород дискос из ризницы Антониева монастыря конец 13 века.jpg
67.77 KB   •    74
Калинин
Регистрация: 29.11.2010 Сообщения: 1184
Сообщение   Сообщение № 1402993 • 28 Сен 2020 17:13
Ягморт, спасибо!

По совету sihail создал в Каталоге новую категорию "Спас-Эммануил с предстоящими Богородицей и святителем Николой", куда и поместил обсуждаемую икону.
Но вопросы о происхождении остались...

Кстати, я поторопился с выводом о том, что после 15-16 века икона не имела продолжения; буквально вчера обнаружил тот же извод с более поздним оглавием.
Судя по состоянию, предмет лет на 10 замочили в царской водке, но уж что имеем то имеем... Жду от владельца более качественные фото, а пока выкладываю то что есть:
Файл № 733 165
LaUgsbaxgUwWBgNBdq0EpdISgUicEItO.jpg
76.04 KB   •    76
Яикъ
Регистрация: 23.04.2014 Сообщения: 1420
Сообщение   Сообщение № 1404528 • 03 Окт 2020 11:10
Лет 5-6 владею такой же.
Файл № 734 041
4199667..jpg
122.15 KB   •    83
Файл № 734 040
5903268..jpg
131.68 KB   •    16

_________________
Куплю всё, что связано с
Уральским (Яицким) казачьим войском.
village priest
Регистрация: 12.10.2015 Сообщения: 734 Откуда: Ульяновская область
Сообщение   Сообщение № 1404577 • 03 Окт 2020 13:23
аналогичный предмет, правда сохран подкачал
Файл № 734 061
IMG_20201003_141756[1].jpg
3.05 MB   •    66
Файл № 734 060
IMG_20201003_141811[1].jpg
2.93 MB   •    10

_________________
Еще с учебных времен терпеть не могу писать много текста, а коротко и по существу отвечать с детства не приучен...
+7(937)036-02-50 - о. Даниил
village priest
Регистрация: 12.10.2015 Сообщения: 734 Откуда: Ульяновская область
Сообщение   Сообщение № 1404740 • 03 Окт 2020 20:14
Думается мне что выделение данного сюжета в Господские несколько неверное.
Изображение Спаса Эммануила вторично по отношению к Богоматери и свт. Николаю, как изображение избранных святых к Спасителю (к компу доступа сейчас нет, а отсюда картинки вставлять не умею). Здесь именно Богоматерь и Никола (главные святые в народном понимании) ходатайствуют ко Спасу и икона и именно их - ходатаев. Это данность, а вот почему Христос стал Эммануилом это вопрос второй и на него ответа нет.

_________________
Еще с учебных времен терпеть не могу писать много текста, а коротко и по существу отвечать с детства не приучен...
+7(937)036-02-50 - о. Даниил
village priest
Регистрация: 12.10.2015 Сообщения: 734 Откуда: Ульяновская область
Сообщение   Сообщение № 1404749 • 03 Окт 2020 20:22
Ягморт писал(а):
В новостях сегодня увидел, что  29 сентября 2020 года Новгородский музей-заповедник представляет новый уникальный экспонат Владычной палаты (фото)


Изображение Христа Эммануила на дискосе более чем распространено от древности до сейчас, а благословение одной или двумя руками не существенно.

_________________
Еще с учебных времен терпеть не могу писать много текста, а коротко и по существу отвечать с детства не приучен...
+7(937)036-02-50 - о. Даниил
Dominik
Регистрация: 30.12.2009 Сообщения: 2762 Откуда: Baltik state
Сообщение   Сообщение № 1404819 • 03 Окт 2020 21:35
village priest писал(а):
Думается мне что выделение данного сюжета в Господские несколько неверное.
Изображение Спаса Эммануила вторично по отношению к Богоматери и свт. Николаю, как изображение избранных святых к Спасителю

        Поддержу данное мнение.

      Для примера выбрал две иконы,
- Ростовские святые с Николаем Чудотворцем и Спасом Эммануилом.
- Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу.

     В одном примере изображение Спаса Эммануила явно вторично, а в другом примере образ Спасителя даже не указан в названии иконы.
Файл № 734 228
Ростовские святые.jpg
498.36 KB   •    35
Файл № 734 227
Богоматерь и св.Николай.jpg
1.01 MB   •    37

_________________
AMOR PATRIAE NOSTRA LEX
village priest
Регистрация: 12.10.2015 Сообщения: 734 Откуда: Ульяновская область
Сообщение   Сообщение № 1404846 • 03 Окт 2020 22:03
Вот вот.
Придумал как вставить пример о котором я говорю: https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=126436 вот пример здесь на форуме.
Вопрос остаётся в следующем: как Богоматерь вдруг "уровнялась" с Николой? Народное язычество, вернее инородческое где Никола - русский бог, или некая иная мысль?
В Беседной другой замысел, там главная Богоматерь, а Никола лишь сопутствующий персонаж.

_________________
Еще с учебных времен терпеть не могу писать много текста, а коротко и по существу отвечать с детства не приучен...
+7(937)036-02-50 - о. Даниил
алабама
Регистрация: 12.08.2011 Сообщения: 773
Сообщение   Сообщение № 1404857 • 03 Окт 2020 22:42
Илья Леонидович заострю Ваше внимание на том факте, что например в ростовом Деисусе Спаситель изображается стоящим на подножии от престола на старых иконах прямоугольном.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2022 phpBB Group
Top.Mail.Ru