Наверх (Ctrl ↑)

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусская живопись XII–XIII веков. Том 3

Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16530 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1451615 • 24 Янв 2021 02:06
Таки случилось почти чудо — Третьяковская галерея выпустила следующий том каталога, посвященный иконописи, толстый и тяжелый:

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусская живопись XII–XIII веков / Редкол.: Л. В. Нерсесян (науч. ред.) и др.; отв. ред.: Т. Л. Карпова; авт. вступ. ст.: Е. В. Гладышева. — М., 2020. — 608 с.: ил.; 28×23 см. — (Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков; т. 3). — Рез. на англ. яз. — ISBN 978-5-89580-319-6.

Почему же опять иконы XII—XIII веков, которые были уже изданы в каталоге 1995 года? Потому что в этом каталоге описания вышли на совершенно другой уровень — это как гагаринский "Восток" и современная МКС. Огромный объем информации и иллюстраций на каждую каталожную статью: тут и детали (их много), и макрофотографии, и съемка в инфракрасных лучах — десятки страниц на каждую икону. Безусловно, получился практически образцовый каталог — новый эталон того "как можно сделать".

Редколлегия по этому поводу пишет:
Цитата:
Новые возможности и приобретенный опыт позволили продолжить публикацию икон собрания на совершенно ином уровне. Однако предпринимать фундаментальные комплексные исследования более поздних произведений, оставив в стороне древнейшие памятники, уже опубликованные в каталоге 1995 г., было нелогично и методически не оправдано. Поэтому было принято решение начать работу заново — с домонгольской иконописи, причем речь шла уже не столько об обстоятельном описании состояния сохранности, сколько о том, чтобы составить как можно более полное представление о художественных приемах и прежде всего об их «материальной», технологической составляющей. Полученные таким образом сведения могли бы не только существенно повысить точность суждений и оценок историков искусства в отношении отдельных произведений, но в перспективе, при появлении развернутой базы данных, обеспечить более глубокое понимание общих художественных процессов. Исключительная важность подобных сведений подтверждалась и мировой практикой, прежде всего в сфере изучения средневековой живописи и живописи старых мастеров.


Цитата:
Издаваемый третий том каталога включает наиболее древнюю и ценную часть древнерусской коллекции — пятнадцать произведений домонгольской живописи — одиннадцать икон и четыре фрагмента мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также икону «Богоматерь Печерская (Свенская)», хотя и созданную в более позднее время, но примыкающую к киевским памятникам XI в. исторически и тематически.


Вот какие произведения вошли в каталог (указаны и номера страниц, чтобы вы могли себе представить объем каждого описания):

https://www.icon-art.info/source.php?lng=ru&src_id=11758

Для более полного представления о каталоге и проделанной редакцией работе, выкладываю отдельный файл с вводной статьей "От редакции", "Пояснениями к каталогу" и перечнем всех томов каталога собрания, которые вышли к настоящему времени:

https://yadi.sk/i/zuGrppdhZJyulg

Раздобыть каталог можно в интернет-магазине Третьяковской галереи по цене 1700 р. (доставляют CDEKом):

https://shop.tretyakovgallery.ru/items/12024
Файл № 762 136
Обложка.jpg
147.56 KB   •    97
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1455306 • 02 Фев 2021 10:11
Илья писал(а):
…  другой уровень — это как гагаринский "Восток" и современная МКС. Огромный объем информации и иллюстраций на каждую каталожную статью: тут и детали (их много), и макрофотографии, и съемка в инфракрасных лучах — десятки страниц на каждую икону. Безусловно, получился практически образцовый каталог — новый эталон того "как можно сделать"...


Редколлегия по этому поводу пишет:
Цитата:
Новые возможности и приобретенный опыт позволили продолжить публикацию икон собрания на совершенно ином уровне. …. Полученные таким образом сведения могли бы не только существенно повысить точность суждений и оценок историков искусства в отношении отдельных произведений, но в перспективе, при появлении развернутой базы данных, обеспечить более глубокое понимание общих художественных процессов. Исключительная важность подобных сведений подтверждалась и мировой практикой, прежде всего в сфере изучения средневековой живописи и живописи старых мастеров.





    Не каталог, а настоящее чудо! Столько новой информации!  

    Например, теперь можно с большой долей вероятности утверждать, что древнерусским мастером, автором иконы Святитель Никола (Лик Николы на фото 1 – справа), был в середине XIV века (1349 - 1352 гг.) подновлен лик знаменитой иконы Великомученик Георгий из собрания Третьяковской галереи (Лик Великомученика Георгия слева) - №7 в данном каталоге.  
    Результаты исследований специалистами ГосНИИР микропроб санкиря и красочного слоя личного данных икон позволяют сделать такой вывод …  Rolling Eyes

    Икона Великомученик Георгий из собрания Третьяковской галереи, прекрасно представлена в галерее форума -
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=432
Файл № 764 540
1 Лики Икон Великомученик Георгий и Святитель Никола.jpg
2.39 MB   •    95


При написании (подновлении) личного икон мастер использовал приемы ранней итальянской живописи византийской традиции
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16530 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1455618 • 02 Фев 2021 22:32
Ну вот я читаю в каталоге об иконе святого Георгия (с. 217):
Цитата:
Вероятно, тогда же, во второй четверти XIV столетия (возможно, в связи с ремонтом собора Юрьева монастыря в 1345 г.), приезжим греческим или русским художником было выполнено поновление публикуемой иконы, к которому относится лик святого Георгия.


А почему у вас получается вдруг один мастер -- это никак не понятно и из каталога не следует.

P.S. Давайте также не давать дурной пример странными словами: поновление -- пишется без буквы "д".
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1455632 • 02 Фев 2021 22:59
Илья писал(а):
... P.S. Давайте также не давать дурной пример странными словами: поновление -- пишется без буквы "д".


   Признаю, был неправ ... Перепутал подсознательно с поновить - (подновить) ...   Embarassed
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1455656 • 02 Фев 2021 23:53
Илья писал(а):
... А почему у вас получается вдруг один мастер - это никак не понятно и из каталога не следует ...


     Из каталога следует, что при поновлении личного иконы Великомученик Георгий в середине XIV века мастер использовал приемы ранней итальянской живописи византийской традиции ...

     И потом, когда я вижу руку одного мастера, на форуме, как правило примерно такой ответ - "Ягморт, вы, должно быть, шутите ...  Ни малейшего сходства ... нет".
     И, как правило, без какого либо обоснования ...  Rolling Eyes
Катерина К.
Регистрация: 02.04.2006 Сообщения: 6622 Откуда: Ярославль
Сообщение   Сообщение № 1455660 • 03 Фев 2021 00:00
Laughing ну, так Ваше "я вижу", тоже "без какого либо обоснования". Только взгляд Ваш, увы, субъективный и непрофессиональный.
Я вижу, что это совершенно разные "руки".

_________________
Катерина К.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1455663 • 03 Фев 2021 00:17
И Майя Марковна Наумова, конечно же была субъективной и не профессиональной, когда в своей монографии написала - " ... этот санкирный прием характерен и для древнерусской, и для византийской живописи, однако, в отличие от итальянской живописи, в состав красочной смеси санкиря здесь никогда не входят свинцовые белила».
Катерина К.
Регистрация: 02.04.2006 Сообщения: 6622 Откуда: Ярославль
Сообщение   Сообщение № 1455678 • 03 Фев 2021 00:43
Mr. Green В огороде бузина, а в Киеве дядька!
Вот ведь, обещала себе, что не стану вступать с Вами в дискуссии Very Happy ..

_________________
Катерина К.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16530 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1455679 • 03 Фев 2021 00:48
Как-то странно у вас скачет полемика, на мой взгляд. Состав красочной смеси не имеет отношения к «руке мастера». Состав красочной смеси не может иметь субъективную оценку. А вот "одна рука"  или "разные руки" -- это субъективно всегда, даже если пишут академики Грабарь и Лазарев. Вот много и долго разбирали в свое время в каких иконах деисусного и праздничного чинов Благовещенского собора рука Рублёва, а где не рука Рублёва. А потом нашли записи о том, что "Рублёвский" деисус сгорел. А все суждения про руки были ведь очень убедительные до той находки.
Faber
Модератор
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 27973
Сообщение   Сообщение № 1455734 • 03 Фев 2021 09:53
Катерина К. писал(а):
Laughing ну, так Ваше "я вижу", тоже "без какого либо обоснования". Только взгляд Ваш, увы, субъективный и непрофессиональный.
Я вижу, что это совершенно разные "Руки".

Совершенно согласна, подписываюсь под каждым словом.  
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1455753 • 03 Фев 2021 11:01
Илья писал(а):
... Состав красочной смеси не имеет отношения к «руке мастера»...

       
       Спорить не буду, может быть я не так понял публикации В.В. Баранова и М.М. Наумовой.

       Из статьи Баранова В.В. 2010 года - "Однако пигментный состав санкиря, пожалуй, наиболее детерминированный признак комплекса индивидуальных показателей материальной структуры произведений на всем протяжении творческого пути мастера. Нанесение санкиря, будучи одним из подготовительных этапов создания иконы (часть «роскрыши»), не имеет характера ярко выраженных особенностей в моделировке (карнации), он сохраняется в открытом виде лишь на небольших, «теневых» участках личного. Иконописцы выполняли санкирную подложку зачастую почти машинально, давно отработанным приемом, практически не меняя традиционный набор и соотношение пигментов".  
       
        Из статьи - В.В. Баранов, М.М. Наумова. Технико-технологические особенности миниатюр Евангелия Хитрово. К проблеме авторства и датировки (Статья опубликована: Художник в Византии и Древней Руси. Проблема авторства. Сб. статей. – М.: ЦМиАР, 2014. С. 173–184.) -  "Результаты проведённых приборно-технологических исследований миниатюр Евангелия Хитрово позволяют с достаточным, на наш взгляд, основанием сделать следующие выводы. Первые две миниатюры с Иоанном и Матфеем были выполнены выдающимися мастерами, вероятно византийскими (балканскими) художниками, которые в конце XIV – начале XV вв. работали в Москве.Остальные миниатюры написаны их помощниками, которые уступали в опыте и мастерстве своим наставникам. К тому же мастера второй группы были несколько ограничены в возможностях использования более качественного золота и дорогого чистого ультрамарина. Особняком стоит автор миниатюры с ангелом, который, судя по всему, ориентировался на великолепного мастера, создавшего образ евангелиста Матфея."... и далее - " После наших исследований появились объективные основания считать, что образы евангелистов и ангела были созданы отдельно пятью мастерами."
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16530 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1455829 • 03 Фев 2021 13:34
А что за статья Баранова, скажите, пожалуйста, и нет ли ее у вас в электронном виде почитать полностью?

Я просто пытаюсь увязать "пигментный состав санкиря" и поновление лика Георгия.

Что в каталоге ГТГ сказано про пигментный состав? Это состав чего --- авторского санкиря или чего именно?

Что под понятием "пигментный состав" имеет в виду Баранов — ведь не просто перечисление пигментов, а пропорцию?
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1455847 • 03 Фев 2021 14:07
Исследования в консервации культурного наследия. Материалы международной научно-практической конференции. Выпуск 3. Материалы международной научно-методической конференции. — М.: Индрик, 2012. - 296 с , ил.

     Статья В.В. Баранов Некоторые особенности техники письма, технологии и структуры произведений Андрея Рублева и их роль в атрибуции икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля стр. 25-36.

С сайта ГосНИИР скачать можно -

https://www.gosniir.ru/library/conferences/conservation-researches-3.aspx
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16530 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1455902 • 03 Фев 2021 15:48
Ага, чудесно, вот Баранов рассматривает некую группу икон и пишет:

Цитата:
Специалистам в области изучения техники и технологии древнерусской живописи известно, что санкири, в составе которых доминирует смесь желтой охры и угля, являются довольно распространенными в произведениях русской иконописи
позднего XIV и XV вв.10 . Однако на уровне примесей, их количественного отношения к основной смеси пигментов и микроморфологических признаков частиц технология вышеназванных памятников характеризуется общими, повторяющимися только в этой группе особенностями.


Я бы не называл это "рука мастера" (Баранов вроде бы тоже не называет "рукой"), а вот "показатель материальной структуры произведения" -- вполне подходит. Ну пусть пока будет "рука".

А теперь раскройте, пожалуйста, ваш вывод вот этот:
Цитата:
Результаты исследований специалистами ГосНИИР микропроб санкиря и красочного слоя личного данных икон позволяют сделать такой вывод …

На основании каких конкретно данных вы делаете такой вывод?
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1455918 • 03 Фев 2021 16:12
Стр. 205 Каталога – «Видимый слой записи на лике святого относится к XIV в. (соотнести с этим слоем фрагменты записей на других участках иконы в настоящее время не предоставляется возможным). Санкирь темно-серого цвета, положенный здесь сплошным неравномерным слоем по поновительскому левкасу и записи XIII в. или непосредственно по авторской живописи, состоит преимущественно из угля, аурипигмента и белил. Охрение выполнено смесью светло-коричневой охры и белил (с незначительным количеством угля и аурипигмента). Подрумянка охристо-розового оттенка – более бледная, чем в предыдущей записи. На завершающем этапе исполнены темно-красные описи, а в самых светлых местах яркие белильные движки».
         Из опубликованных в каталоге результатов исследований следует, что в середине XIV в. поновитель, скорее всего, только полностью переписал лик Святого.

         Из технико-технологического исследования (апрель-июнь 2013 года) В.В. Баранова и М.М. Наумовой иконы Святитель Никола -  « … Личное моделировано по оливковому санкирю темного оттенка (смесь желтой охры и сажи, немного свинцовых белил, незначительное количество киновари). Охрения выполнены в три этапа. Сначала основная форма карнации была прорисована  желтой охрой с примесью киновари. Далее нанесли менее крупные мазки из смеси свинцовых белил и желтой охры. Затем этот слой перекрыли желтой охрой с незначительным количеством киновари и белил. Локализованные мелкие формы высветлений  выполнены белилами с  незначительной примесью киновари и охры. Движки нарисованы практически чистыми белилами. Опись черт личного темно-коричневая (сажа, небольшое количество красной охры, единичные  частицы киновари). Волосы написаны в два этапа. Сначала крупные пряди наметили смесью белил, сажи, небольшой доли киновари и аурипигмента. Затем сами волосы нарисовали практически чистыми белилами«.
     
        В чем принципиальное отличие санкиря личного рассматриваемых икон, от санкиря древнерусских икон? Наличие свинцовых белил. Из монографии М.М. Наумовой - «  … этот санкирный прием характерен и для древнерусской, и для византийской живописи, однако, в отличие от итальянской живописи, в состав красочной смеси санкиря здесь никогда не входят свинцовые белила».

        Кроме этого, мы видим, что у обоих рассматриваемых икон объемное изображение лика сформировано с помощью системы высветлений из смеси белил с охрой, нанесенных в несколько слоев, и завершающего слоя чистых свинцовых белил. Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает (в Италии), и лики пишут уже по бессанкирной белой подготовке ...  Rolling Eyes
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2022 phpBB Group
Top.Mail.Ru