Прим. модератора: перенесено из этой темы:
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=134216
Огромное спасибо Илья! Судя по всему, прекрасно изданная книга.
Л.А. Щенникова пишет (стр. 191 каталога) - « …В связи с малочисленностью сохранившихся произведений нельзя с достоверностью сказать, где и когда сложился этот иконографический вариант Софии Премудрости Божией. Возможно, он был создан в палеологовской Византии. Однако не исключено, что он возник в интернациональной художественной среде Московской Руси … ».
В Послание архиепископа Новогородскаго Василия къ владыцѣ Тфѣрьскому Феодору (Из Софийской первой летописи (рукопись конца XV в. — РНБ, Q. IV, 298, лл. 437—442 об.)), упоминается икона Деисус, предположительно написанная Лазарем Муромским, как алтарный образ главного алтаря Софийского собора - « … написанъ Деиисусъ Лазаремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью …».
Икона Деисус, скорее всего, была написана Лазарем Муромским одновременно с изготовлением Лихачевских врат, которые по утверждению ряда исследователей, первоначально были поставлены в главном иконостасе и лишь позднее, по-видимому, в 1528 г. были перенесены в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи Софийского собора.
Понятно, что икона Деисус, написанная Лазарем Муромским, не дошла до наших дней. Публикации искусствоведов музеев Московского Кремля, и особенно Анны Игоревны Яковлевой (Яковлева А. И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977), отметившей у иконы черты, напоминающие живопись XIV века, позволяют осторожно предположить, что икона София Премудрость Божия из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, является наиболее ранним сохранившимся списком иконы Деисус, написанной Лазарем Муромским в период 1349-1352 гг. как алтарный образ главного алтаря Софийского собора Великого Новгорода.
На фото 2 лицевая сторона иконы София Премудрость Божия после реставрации (Изображение воспроизводится по изданию Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля. — М., 2019).
Вполне возможно, что со временем признают, что данный иконографический вариант Софии Премудрости Божией возник в художественной среде Великого Новгорода в середине XIV века, и непосредственно связан с Лазарем Муромским, с появлением которого в Великом Новгороде (в конце 1348, или в начале 1349 года) и начался новый этап освоения византийской палеологовской живописи.