Наверх (Ctrl ↑)

Размышления над материалами каталога «Хранители времени» (2019)

max67
Санитар леса
Регистрация: 13.02.2008 Сообщения: 57574 Откуда: πеmербyрг kоллеkционер иkон
Сообщение   Сообщение № 1673601 • 18 Сен 2022 17:16
Чёрный дятел бодро ищет
Маленьких жучков в коре.
Лысина при сборе пищи
Раскраснелась на жаре. Shocked Smile

_________________
Сова, летучий тундроид в краю белого безмолвия. Smile max67@bk.ru
Корректное отображение сайта только на ПК и планшетах. https://aschepel.wixsite.com/russian-icon
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1673699 • 18 Сен 2022 23:11
Илья писал(а):
Ягморт писал(а):
упоминается икона Деисус  ...  « … написанъ Деиисусъ Лазаремъ чюднымъ ... ».


Я не особенно слежу за вашими изысканиями, но стало интересно, в какой момент Деисус из чина прекратился в икону???

   
      Илья прав, не икона, а чин! В 1349 году Лазарем Муромским был написан Деисусный чин, для Спасского собора Твери. Иконы Богоматери и Иоанн Предтечи, вероятно погибли в пожаре 22 июля 1537 года. А центральную икону "Спаса" удалось спасти. Край доски основы видимо обгорел, и поэтому, тогда же в XVI веке, опилили обгоревший нижний край, и заменили липовую левую доску на новую хвойную  ...  
      И обугленные в тонком поверхностном слое участки на иконах Архангела Михаила и Апостола Павла, это вероятно не следы первичной термической обработки (консервации), как считают исследователи, а скорее всего последствия пожара 1537 года ...  Rolling Eyes
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 17137 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1673703 • 18 Сен 2022 23:23
Вот подождем, когда Третьяковка выпустит книгу по Звенигородскому чину и потом будем смеяться.

https://www.theartnewspaper.ru/posts/4687/

Цитата:
Анализ приемов на иконах из Звенигородского чина показал, что центральный образ Спаса и иконы Архангела Михаила и Апостола Павла могли быть написаны разными мастерами.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1683851 • 20 Окт 2022 18:16
Наткнулся сегодня на ссылку, вроде книга Звенигородский чин вышла из печати (фото 84 и 85, 3-я и 81-я страницы книги) ...  Rolling Eyes

https://www.tretyakovgallery.ru/issues/zvenigorodskiy-chin/
Файл № 901 790
84 Стр. 3 книги Звенигородский чин Нерсесян Л., Свердлова С..jpg
110.45 KB   •    6


Москва, Третьяковская галерея 2022, 180 стр.
Файл № 901 796
85 стр. 81 книги Звенигородский чин Нерсесян Л., Свердлова С..jpg
225.32 KB   •    6


Москва, Третьяковская галерея 2022, 180 стр.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 17137 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1683945 • 20 Окт 2022 21:07
Ягморт писал(а):
Наткнулся сегодня на ссылку, вроде книга Звенигородский чин вышла из печати

Прекрасно, прекрасно. Осталось дождаться её появления в магазине. ))
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1687092 • 31 Окт 2022 16:07
Оказывается, всё так просто (Текст на внутренней стороне обложки книги - фото 86)  - " Исследования, проводившиеся в Успенском соборе архитекторами и реставраторами, позволили составить представление об устройстве его первоначально иконостаса и подтвердить - три сохранившиеся деисусные иконы происходят именно из этого ансамбля, что, дало возможность, в свою очередь, окончательно определить наиболее вероятное время их создания - около 1400 года".
Файл № 903 849
86 Внутренняя сторона обложки книги Звенигородский чин. Нерсесян Л., Свердлова С.JPG
703.55 KB   •    7


Москва, Третьяковская галерея 2022, 180 стр.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1687418 • 01 Ноя 2022 15:56
На стр. 99 книги Звенигородский чин авторы пишут – «Место Звенигородского чина в истории искусства надо искать, сравнивая его не только с приписываемому Рублеву работами, но с широким кругом близких по времени византийских и русских произведений, такой путь уже был отчасти намечен исследователями ...»
         
      И далее, в качестве примера такого сравнения приводят лик Христа на центральной иконе Ватопедского чина (илл.182, см. фото 87). Почему-то подписав его (на илл.182, см. фото 87). – «Последняя четверть XIV века».  Хотя в книге Священная великая обитель Ватопед: византийские иконы и оклады. М., 2016. Иконы Большого деисусного чина датируются 1350-1360 гг.
Файл № 904 032
87 Скан Стр. 164 книги Звенигородский чин. Нерсесян Л., Свердлова.JPG
1.09 MB   •    6


Москва, Третьяковская галерея 2022, 180 стр.
Файл № 904 031
88 Две иконы Христос Вседержитель.jpg
2.37 MB   •    4


Слева икона из Ватопедского чина 1350-1360 гг. Монастырь Ватопед на Афоне
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1687724 • 02 Ноя 2022 14:02
Авторы книги Звенигородский чин сделали шаг в правильном направлении. Только для сравнения, надо было выбрать более раннюю икону Христос Пантократор(на фото 90 – слева).
          Из книги Анна Ивинская Свет преломленного времени в иконном пространстве. Издательство Христианский Восток, 2002.
         (Об иконе Христос Пантократор, конец XIII века. Монастырь Ватопед, Афон) - "Во время реставрационных работ было замечено, что одежды Христа, свиток, волосы и золотой фон, несмотря на более поздние изменения, принадлежат более ранним слоям. С другой стороны, создается впечатление, что лик с его спокойным и мирным выражением является результатом более поздних изменений, внесенных талантливым художником в XIV веке. Под этими наслоениями были найдены первоначальные слои краски ... "        
         
          Я ещё в конце прошлого года, осторожно предположил, что автором поновления иконы Христос Пантократор монастыря Ватопед, в первой половине XIV века, вполне возможно - был Лазарь Муромский.
          Вот ссылка, на тему форума -  
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1587082#1587082
Файл № 904 215
89 Обложка книги Свет преломленного времени в иконном пространстве.jpg
2 MB   •    2


Афины-Москва 2002.
Файл № 904 214
90 Две иконы Христос Пантократор.jpg
3.63 MB   •    1


Слева Икона Христос Пантократор, конец XIII века. Монастырь Ватопед, Афон.
Автор поновления в XIV веке - Лазарь Муромский(?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1687810 • 02 Ноя 2022 15:56
На стр. 167 книги Звенигородский чин Нерсесян и Свердлова пишут - «... И даже не подчеркнутая эмоциональность, которая может достаточно отчетливо проявляться в близких по времени византийских памятниках, несмотря на условность их художественного языка. Последнее хорошо заметно при сравнении лика звенигородского Спаса(на фото 91 в центре) с ликом Христа на центральной иконе Ватопедского чина(на фото 91 – справа), отражающая чуть более раннюю стадию эволюции стиля. Сравнение облегчается ещё и тем, что оба лица образуют сходные, почти идентичные типологические черты – вытянутые пропорции, выступающие скулы, высокие выпуклые лбы, близко посаженные глаза, тонкие носы, маленькие плотно сжатые уста и т.д. При этом общее впечатление, которое производит каждый из этих образов, отличается и весьма существенно ...» .
       
      Всё правильно. Только одна, но существенная неточность в рассуждениях авторов. Лик Христа на центральной иконе Ватопедского чина (1350-1360 гг) отражает не чуть раннюю стадию эволюции стиля, а чуть более позднюю ...
       Почему более позднюю? Вот ссылка на тему форума -
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1330965#1330965
Файл № 904 235
91 Лики 3-х икон Спаса. Слева и справа икон монастыря Ватопед. Афон.jpg
1.27 MB   •    3


Слева икона XIII века с поновлениями XIV века. Справа - икона Ватопедского чина (1350-1360 гг). В центре лик Спаса из собрания ГТГ.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1689471 • 08 Ноя 2022 12:29
Для дальнейшего обсуждения, нам потребуется фото 92. Невозможно объяснить случайным совпадением. Размер иконы Спаса из Звенигородского полуфигурного  деисусного чина, даже с учётом опиленного нижнего поля после пожара 22 июля 1537 года, равен размерам двух икон алтарной преграды 1348 года в монастыре Высо́кие Деча́ны. Разница в 1-2 см, на уровне погрешности, в реалиях середины XIV века ...
Файл № 905 289
92 Слева две иконы алтарной преграды. Сербия. Высокие Дечаны 1348 год.jpg
2.06 MB   •    2


Справа икона Спаса из Звенигородского полуфигурного деисусного чина
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1690012 • 09 Ноя 2022 17:55
В качестве эпиграфа для книги Звенигородский чин, авторы взяли фрагмент (фото 93) Послание архиепископа Новогородскаго Василия къ владыцѣ Тфѣрьскому Феодору (Из Софийской первой летописи (рукопись конца XV в. — РНБ, Q. IV, 298, лл. 437—442 об.)), в котором упоминается либо икона Деисус(икона София Премудрость Божия) предположительно написанная Лазарем Муромским, как алтарный образ главного алтаря Софийского собора Новгорода, или, что вероятнее Деисусный чин написанный Лазарем Муромским в 1349 году для алтаря Спасского собора Твери.

       - «И ведеша на горе той написанъ Деиисусъ лазоремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью. И светъ бысть в месте томъ самосияненъ, яко не мочи человеку исповѣдати».
        И ниже ссылка -  Василий Калика. Послание о рае.

       В данном эпиграфе присутствуют две существенные неточности, отличающие его от оригинала, кардинально меняющие смысл этого эпизода. Это мифический пигмент лазорь, вместо Лазаря. И конец эпиграфа, придаточное предложение – «яко не мочи человеку исповѣдати». Древнерусские книжники, переписывая текст послания, осторожно поправили его, добавили придаточное предложение – «яко не мочи человѣку исповѣдати», подчеркивающее невозможность: понять, объяснить, «осознать» свет исходящий из рая ...
Файл № 905 629
93 Скан Стр. 6 книги Звенигородский чин. Нерсесян Л., Свердлова С..jpg
83.03 KB   •    2


Москва, Третьяковская галерея 2022, 180 стр.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1690041 • 09 Ноя 2022 18:40
Из монографии Ю.И. Гренберга История технологии станковой живописи (Раздел Красочный слой - пигменты русских живописцев) – «Прежде чем перейти к названиям красок, необходимо напомнить, что в русских иконописных подлинниках, как и в западноевропейских трактатах, названия красок и цветов часто подменяют друг друга. Понятие киноварь, обозначает, как мы видели, красный цвет вообще. В описании цвета одежд и предметов фона лишь в очень редких случаях упоминается краска «черлень» и никогда красный цвет не обозначается другими понятиями. То же самое можно сказать о зеленом, синем и желтом цветах. Вместе с тем эти же названия служили и для обозначения красок определенного химического состава – киновари, охры и др. Не исключено также, что такие понятия, как лазорь, празелень и другие, являлись не только собирательными, то есть обозначающие все краски синего, голубого или зеленого цвета, но и использовались отдельными мастерами или в определенных местностях для обозначения красок вполне конкретного состава …».

      Гренберг, судя по всему, потратил немало времени, на то, чтобы определить, что за загадочный пигмент лазорь существовал на Руси. Не смог. Сделал вывод, что лазорь это не пигмент, а собирательное понятие синего цвета, но не исключил, что возможно где-то его использовали для обозначения красок вполне конкретного состава.     Но это начиная с XVI века!
Файл № 905 650
94 Обложка книги Ю.И. Гренберга История технологии станковой живописи.jpg
2.12 MB   •    1


ИД "Искусство" Москва 2003
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1690269 • 10 Ноя 2022 11:00
В начале данной темы -

Василий писал(а):
Ягморт, опять вы путаете и искажаете смысл Послания Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае.
Там написано так:
Цитата:
... И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати.

На современном русском это так: " ...  И свет был в месте том самосветящийся, даже невозможно человеку рассказать о нем."  

     
          В авторском варианте, этот эпизод Послания, наиболее вероятно, заканчивался вот так  - "И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ. И пребыша долго время на мѣстѣ томъ, а солнце не видѣ, но свѣтъ бысть многочасьтный, свѣтлуяся паче солнца ".
       
          В электронной публикации Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН - комментарий к этому отрывку Послания Н.С. Демковой - ... свѣтъ бысть многочасьтный ... — то есть свет состоял из многих частей («многочасьтный» — точный перевод греч. πολυμερής — многосоставный, дробный), был многокрасочным, мерцающим;
         
          Современная наука, в отличие от средневековых переписчиков, может рассказать и объяснить человеку природу этого свечения и мерцания икон в древнерусских храмах. Примерно так -  « ... аморфные земляные краски, которые конечно также отражают свет (иначе мы бы их просто не видели), но большАя часть света ими все же поглощается. То есть для того, чтобы они проявили свой цвет, необходимо много света. Другое дело в случае кристаллических пигментов. Эти отражают гораздо больше света, чем упомянутые аморфные. Иными словами, для того чтобы проявить цветоносность, аморфным пигментам необходимо гораздо больше света, чем кристаллическим. В храмах, с их ограниченным освещением, тусклым лампадным и свечным светом, аморфные пигменты быстро теряют цветность (это как «впотьмах все кошки серы»), а кристаллические проявляют все свое оптическое преимущество, подобно тому, как алмаз преломляя падающий на него луч света как бы сам становится источником света. Это физические свойства, которые определяются показателями преломления и степенью поглощения (абсорбции) света …».
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1690277 • 10 Ноя 2022 11:19
А вот как, свечение и мерцание, скорее всего, всех икон Звенигородского чина, объясняет Майя Марковна Наумова.

     Текст её статьи - Технологическое исследование красочного слоя икон Звенигородского чина, Васильевского и Троицкого иконостасов был принят в 2012 году для публикации в издании: Андрей Рублев и его время. Сб. статей. II/ Отв. ред. Г.В. Попов, Н.Н. Шередега.

      Скорее всего, это издание, так и не было осуществлено.
       
      Иконы "Спас" и "Апостол Павел" из Звенигородского чина были исследованы Наумовой ещё в начале 1980-х гг. Икону "Архангел Михаил" ей исследовать не удалось.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3119 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1690343 • 10 Ноя 2022 14:35
Из статьи М.М. Наумовой - "Иконы так называемого Звенигородского чина, вероятнее всего деисусного ряда, который помещался на архитраве алтарной преграды, происходят из Успенской церкви Звенигорода и датируются временем около 1400 г. ...
     ...  Синий хитон апостола написан смесью ультрамарина и белил. Живопись сиреневого гиматия многослойна. Нижний слой нанесён коричневым земляным пигментом, сильно измельченным; верхний слой представляет собой смесь мелких частиц ультрамарина, белил и глауконита ... Краска на гимантии апостола положена неравномерно, встречаются участки, где больше чистого земляного пигмента, и другие, где больше смеси. Возможно, неравномерность состава красочного слоя намеренная и благодаря этому создаётся особый мерцающий эффект живописной поверхности".
   
      И далее, в статье Майя Марковна приводит ещё пару важных замечаний - "Главное, что останавливает внимание в исполнении икон Звенигородского чина, - это использование ультрамарина как основного пигмента в написании синих одежд. Ультрамарин, как писал Ченнино Ченнини, - "краска благородная, прекраснейшая и совершеннейшая из всех красок, которой нельзя нахвалиться" (Ченнино Ченнини. Трактат о живописи. XLII). Применение ультрамарина в чистом виде характерно как для ранней итальянской живописи, так и для византийской иконописи" ...        
       И ещё один важный момент  - "Близкие византийской живописи технологические приемы, использованные при написании икон Звенигородского чина, свидетельствуют о хорошем знании мастером (или мастерами) технологии византийской живописи".

       Раз уж речь зашла об одеждах, считаю что система проработки одежд иконы апостола Павла (фото 95, фрагмент иконы на фото 96 в центре) и иконы Святителя Николы (фото 97, фрагменты одежд на фото 96 справа и слева) не противоречит предположению, что данные иконы были выполнены рукой одного мастера.
Файл № 905 773
95 Разделка одежд иконы апостол Павел. Из Звенигородского чина (ГТГ)..jpg
61.26 KB   •    4


Около 1400(?). Москва(?). Из Звенигородского чина (Государственная Третьяковская галерея).
Файл № 905 798
96 Разделка одежд двух икон. В центре фрагмент иконы апостола Павла из Звенигородского чина.jpg
459.25 KB   •    2


Справа и слева фрагменты одежд иконы Святитель Никола. Обонежье. Около 1360 года.
Файл № 905 904
97 Разделка Одежд Икона Святитель Никола снимок 12.11.2015.jpg
346.4 KB   •    1


Обонежье. Около 1360 года.
Файл № 905 927
98 Разделка Одежд Икона Святитель Никола.jpg
420.46 KB   •    2


Основной пигмент живописи - Смальта.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2022 phpBB Group