Выставка произведений из частного собрания — особый жанр, который в последнее время становится востребованным и привлекает к себе всё больше внимания, особенно — тех зрителей, которые уже хорошо знакомы с шедеврами русского искусства, представленными в крупных отечественных музеях. Такая выставка всегда позволяет открыть для себя что-то редкое, обычно скрытое от посторонних глаз, и получить новые впечатления. На сей раз это возможность увидеть сразу более семидесяти русских икон XIV–XIX веков, многие из которых ранее не выставлялись, другие же были расчищены от поздних записей незадолго до нынешней выставки. Некоторые иконы приобретены на зарубежных аукционах или у европейских коллекционеров. Сейчас они вернулись на родину после длительного пребывания в Европе. Такова, например, икона «Великомученик Никита, с житием» первой трети XVII века, купленная в России бельгийским коллекционером Отто О’Меара еще в начале 1920-х годов.
Большинство показанных на выставке произведений — это житийные иконы святых, то есть иконы, на которых вместе с образом самого святого в отдельных сценах представлен рассказ о его жизни и чудесах. Такие сцены располагаются по сторонам от центрального изображения — на фоне или на полях иконы в отдельных клеймах, что предполагает их последовательное рассмотрение, подобное чтению книги. Иконописцы ориентировались на различные редакции житийных текстов, где редкие исторические сведения соединялись с апокрифическими преданиями и народными верованиями, а повествование в целом имело, как правило, устойчивую каноническую схему. Жития и житийные циклы в иконах были призваны, с одной стороны, представить путь святых к Богу как образец для каждого христианина, а, с другой — засвидетельствовать о той сверхъестественной силе, которая была дарована христианским подвижникам в награду за чистоту и стойкость в вере и подтверждалась их прижизненными и посмертными чудесами. Такие свидетельства позволяли верующим обращаться к святым с просьбами о заступничестве перед Богом, о помощи и покровительстве в повседневных делах. Последнее с особой силой проявилось в русской народной традиции, когда земледельцы просили сурового ветхозаветного «громовержца» пророка Илию о прекращении засухи и даровании дождя, а скотоводы почитали своими покровителями святителей Спиридона Тримифунтского и Власия Севастийского, мучеников Флора и Лавра. Особую помощь, как считалось, святые оказывали тем людям, которые были названы в их честь, — так возникла традиция основывать посвященные своим небесным покровителям храмы и заказывать иконы тезоименитых святых. Представленный на выставке образ святителя Афанасия Александрийского третьей четверти XVI века, как предполагают исследователи, мог быть исполнен по заказу вологодского наместника Афанасия Ивановича Вяземского для небольшой церкви Святителя Афанасия, построенной им на Старой Торговой площади в Вологде.
Наряду с иконами широко почитавшихся на Руси пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия, Димитрия и Никиты, мучениц Параскевы, Варвары и Анастасии, на выставке есть и достаточно редкие образы святителя Тихона Амафунтского, известного византийского гимнографа преподобного Иосифа Песнописца, мучеников Виктора и Вонифатия и др., причем большинство из них также имело в народной традиции свою «специализацию». Так, например, к мученику Вонифатию обращались для избавления от греха пьянства. Важное место на выставке занимают иконы русских святых — преподобных Сергия Радонежского и Макария Унженского, а также Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна, подвизавшихся в Великом Устюге и почитавшихся как небесные покровители этого города.
Особый раздел выставки посвящен спискам с чудотворных икон Богоматери, дополненных сюжетами из сказаний об этих иконах. Этот жанр получил широкое распространение в русской культуре, особенно в эпоху Позднего Средневековья и в Новое время. Одной из самых долгих и насыщенных событиями была история Владимирской иконы Богоматери — ей соответствует пространное живописное повествование на раме, исполненной в традициях мастерской Оружейной палаты в последней четверти XVII века и предназначавшейся для небольшого почитаемого списка с прославленной святыни. Среди сюжетов особо выделены примеры заступничества и чудесной помощи Богоматери русскому народу и воинству во время вражеских нашествий. Именно поэтому значительное место отведено здесь изображениям сражений и походов, а различные детали воинских доспехов и оружия выписаны с невероятной тщательностью. На выставке также можно увидеть единственную известную на сегодняшний день икону «Богоматерь Купятицкая, со Сказанием». В сложной программе этой иконы центральное место отведено ростовому изображению Богоматери с Младенцем, которое в живописной технике воспроизводит образ на обороте чудотворного нагрудного креста (энколпиона), по преданию, обретенного в глубокой древности в лесу неподалеку от нынешнего города Пинска (Белоруссия), а в XVII столетии хранившегося сначала в Купятицком Введенском монастыре, а затем в соборе Святой Софии в Киеве.
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/zhizn-i-chudo-ikony-xiv-xix-vekov-iz-chastnogo-sobraniya/